ЛЕКЕТСКАЯ ДОРОГА — ВЕЛИКИЙ ПУТЬ НАРОДОВ

Таким образом, в начале
I тыс. н.э. у сарматов и алан царств не могло быть, а вот у их предшественников, скифов, традиция государственности появилась после походов на Восток, и называлось оно «кочующее царство Ишкуза (скифы)». Следы искали на территориях Азербайджана, Грузии, Северного Кавказа, но столицы Ишкуза так и не были обнаружены.
После десятилетий на Востоке скифы вернулись в Причерноморье несколько изменившимися и усвоившими ряд восточных обычаев, в частности, культ царей. Они привнесли на эту территорию культуру, характеризующуюся типами оружия, конского снаряжения, погребений и своеобразными мотивами в искусстве. Так называемые скифские сокровища (к примеру, в Эрмитаже) — изделия греческого производства. Скифы составляли основную массу местного населения к моменту проникновения в VII веке до н.э. греков. Уже в тот период в погребениях богатой верхушки скифов встречаются произведения греческого искусства — «расписные сосуды с изображениями на светло-желтом фоне, сделанные в середине VII века до н.э. на острове Родосе и найденные в скифском захоронении на Темир-горе».
Скифская знать, заинтересованная в притоке греческих товаров, не препятствовала грекам основывать торговые полисы в гаванях, удобных для причала судов; в
VI веке до н.э. греческие города-государства начали создавать в Причерноморье колонии. Появились центры греко-римской культуры, благодаря которым сохранилась история Причерноморья последующих веков. Если бы были царства у ираноязычных (скифы, сарматы, аланы) племен или народов в конце I тыс. до н.э. или в I веке н.э., то греко-римские историки, описавшие события в Причерноморье и на Кавказе, что-то бы о них знали. Но информации об этом нет.
В связи с изложенным возникает вопрос: было «Аланское царство», а где же располагались на Кавказе его столица в 88 г. н.э. и престол царя, которым после его смерти овладел один из полководцев, и которого в ходе сражений разгромил армянский полководец Сумбат и вернул престол законному наследнику Сатену? Мое мнение: это было Цыйшинское городище на одноименном плато или одно из иных городищ, обнаруженных на этом же плато, прилегающем с северо-запада к массиву Шунудаг на границе нынешнего Акушинского и Кулинского районов Дагестана, в 8 км к северу от села Сумбатль, которое основал полководец Сумбат. По данным археологов, которые вели раскопки, Цыйшинское городище функционировало с середины I тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э., а расположенные в 10 км к югу от него хъуннахские поселения и могильники (известные в научном мире как сумбатлинские) — с начала I тыс. до н.э. — до VIII века н.э. В академическом издании «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века» на эти «сумбатлинские объекты» археологии ссылаются пять раз по разным аспектам истории Кавказа. Это только незначительная часть археологического наследия Лекетской дороги, а сколько еще объектов остаются неизученными. А многие, что обнаружены, остаются неисследованными, разрушаются как каменоломни для добычи материала на строительство хозяйственных, административных, школьных объектов, мостов, как, например, это произошло в селе Сумбатль в недавние времена …
Об охране памятников, особенно археологических, говорят давно. С годами положение только усугубляется. Многие объекты исчезли и продолжают исчезать с лица земли, в том числе Лекетская дорога. Особенно Цыйшинское плато — Хъуннах — Кокмадагско-Чултинские перевалы — Цахурский участок — Салаваский и др. перевалы в южном направлении. Какова ситуация в северном направлении (Хараминский перевал и др.), не могу сказать, за последние десятилетия там не был.
Любая информация, связанная с Лекетской дорогой, имеет значение для истории Дагестана. И в этой связи следует упомянуть об одной опечатке, попавшей в текст одной публикации. Несколько лет назад в «Дагестанской правде» (от 18 ноября 1995 г.) вышла моя статья «Легендарный Туман и его наследники». В указанной публикации следует читать: «Цыйшинское городище на северо-западных склонах Шунудага функционировало с середины I тыс. до н.э. до начала I тыс.н.э., «а расположенные в 10 км к югу поселения Хъуннахского урочища — с начала I тыс. до н. э. до VIII века н.э.». И далее «Обнаруженные автором остатки древних оборонительных сооружений и другие объекты на плато Бюхттул-Ссуру, по которому как раз и проходила главная трасса Лекетской дороги, никем из специалистов до сих пор не осмотрены и ждут исследователей. Может, там и ждет их информация к разгадке тайн Лекетской дороги».
Первым, кто озвучил термин «Лекетская дорога», был Магомед-Хан Абдуллапашаевич Пашаев (1902 — 1984 г.г.) — известный в республике участник Великой Отечественной войны, дошедший до Берлина в чине полковника Советской Армии, кавалер многих боевых наград, в том числе ордена Ленина, выходец из рода казикумухских ханов. После отставки он занялся писательским трудом и сделал очень многое для популяризации исторического наследия Страны гор. Вот что пишет об этом человеке известная в республике Наталья Владимировна Капиева (записи 1976 года): «Магомед-Хан Пашаев — обладатель едва ли не самого обширного на Северном Кавказе личного собрания фольклора. Любовь этого человека к родному поэтическому слову достойна удивления и великого уважения. Не будучи ни литературоведом, ни филологом, он (полковник танковых войск, ныне в отставке) тем не менее с юности и до преклонных лет был убежденным, страстным собирателем фольклора. Полки шкафов и этажерок в его увитом виноградными лозами домике в Махачкале тесно заставлены старинными рукописями, книгами и множеством папок, в которых хранятся записанные им исторические предания, песни, сказки, притчи … Труд десятилетий, подвиг любви и терпения… Свои записи М.-Х. Пашаев не держит под спудом. Он их переводит, комментирует, публикует. Собранные им прекрасные лирические и исторические песни увидели свет в книге «Песни народов Дагестана», напечатанной несколько лет назад в фундаментальной серии «Библиотека поэта» в Ленинграде». А вот что пишет о нем же Булач Имадутдинович Гаджиев: «В Кумухе жила сказительница Ажа Балугова… Ажа Балугова воспитала двух молодцев. Один из них М.-Х. Пашаев поклялся поставить памятник своей кормилице. И сдержал слово, он стоит на Чилийминском кладбище — родине сказительницы. Но, пожалуй, не менее важным памятником будут те 14 томов лакских народных сказок, что подготовил этот человек. Да и жизнь его своеобразна. М.-Х. Пашаев в годы Великой Отечественной войны проявил себя как храбрый воин, о чем говорят его многочисленные награды. Ну а кто другой воспитанник, что с ним? — спросите вы. Гаджи Муркелинский, профессор, старейшина дагестанских филологов. Вот что может случиться, если у истоков жизни детей оказывается такой человек, как простая сказительница Ажа Балугова — дагестанская Арина Родионовна. Рассказывайте и вы детям добрые сказки…»(1991 г.).
«Труд десятилетий, подвиг любви и терпения» привел
М. -Х.Пашаева к исторической тематике, он стал писать о первых государственных образованиях в Стране гор — Серире, Тумане, Шамхальстве и др. Чего стоит только одна его публикация «Сарир паччахлугъ» — какой обширный информационный материал, сколько использованных источников, собственная информация (полевой материал), какой анализ! И что интересно, статья была, оказывается, написана еще в 1961 году, а опубликована в 1987 году, через три года после ухода автора из жизни. Почему статья на лакском (целое исследование), а не на русском языке, которым он прекрасно владел? Видимо, были мотивы — не личные, а политические. В советское время о бывших правящих династиях Дагестана и их потомках было не принято говорить. Пресловутый «классовый подход» не оставил им места в нашей истории, ведь они были «представителями феодальной верхушки и реакционного духовенства». И еще одно — личная жизнь этих людей почти всегда складывалась трагически. Но, несмотря ни на что, это они и другие народные полководцы делили с народом радость побед и горечь поражений в драматической истории Страны гор. Один из таких примеров — события первой половины XVIII века, когда вышли на политическую арену казикумухские ханы — предки Магомед-Хана Пашаева.
С 1640 по 1700 годы в Лакии правили три халклавчи: Алибек, Тучалав, Али-бек. В 1700 году первым казиумухским ханом стал Чолак-Сурхай — предок Магомед-Хана Пашаева, который станет одним из руководителей национально-освободительного движения народов Северного Азербайджана (Ширвана) и Дагестана против экспансии Ирана, особенно в период вторжений Надиршаха 1734 — 1736-1741 годов, когда возникла угроза истребления и депортации населения Дагестана. Основные события развернулись на тех же трассах Лекетской дороги. Вспомним хронику этих событий.
Первыми восстали аварцы Джаро-Белоканского союза сельских обществ. Их поддержали соседи-азербайджанцы. В восстание включилась часть феодалов и местного духовенства.
Особая роль на первоначальном этапе событий принадлежала Хаджи-Даудбеку Мюшкюрскому из села Дедели, который находился в противостоянии ставленникам Ирана ещё с начала XVIII века. Совершив хадж в Мекку, он возглавил суннитов-лезгин, которые испытывали притеснения со стороны шиитского руководства Ирана, вмешиваясь во внутренние дела феодальных владений Дагестана и общинных союзов. Антииранские восстания подавлялись ставленниками Ирана, которые увеличили налоги в три раза. Наместники Ирана в Дербенте стали предпринимать карательные экспедиции в Дагестан, который считали своей подвластной территорией, мешали перегонам скота из Дагестана на зимние пастбища в Азербайджан.
Хаджи-Даудбек первым осознал, что разрозненными выступлениями не избавиться от ставленников Ирана — беглербегов и надо действовать объединенными силами. Хаджи-Даудбег посетил Чолак-Сурхайхана, уцмия Ахмедхана и других феодальных владетелей Дагестана. Подробности неизвестны, но, судя по-всему, договоренности в их поддержке и помощи были достигнуты. С этого времени события стали приобретать общедагестанский характер.
В 1711 году Хаджи-Даудбек, Сурхайхан и уцмий Ахмедхан осадили столицу Ширвана Шемаху силами 30-тысячного объединенного войска, но взять город не удалось, и они вынуждены были снять осаду. Хаджи-Даудбек вернулся в Кубу, а Сурхайхан и Ахмедхан — в свои владения, после чего они стали готовить новые выступления.
Весною 1712 года объединенные отряды горцев, возглавляемые Сурхайханом и Хаджи-Даудбеком, штурмом овладели Шемахой, разграбили город, но долго там не задержались и ушли в свои владения.
В 1719 году войска шаха, пользуясь уходом в горы Сурхайхана, усилили натиск на Хаджи-Даудбека и схватили его. Но ему удалось бежать и вновь возглавить антииранские выступления.
В 1721 году после месячной осады они вновь овладели Шемахой. Город был разграблен. Во время этих событий погибло много иранских и русских купцов, были захвачены денежные средства, товары на сумму четыре миллиона рублей. Средства эти были использованы на приобретение огнестрельного оружия, а также боеприпасов. (Кстати, огнестрельное оружие в Дагестане появилось еще в начале XVI века. Военное дело у наших предков всегда было поставлено неплохо, а после Персидского похода Петра I (класс вооружения армии которого был на европейском уровне) началось массовое приобретение оружия). Так что в последующих сражениях с Надиршахом дагестанцы будут воевать не только саблями и кинжалами.
Надиршах совершил в Дагестан три нашествия в 1734, 1736, 1741 годах. Известно также, что антииранское движение достигло своей остроты в 1720 — 1721 годах. Вот что пишет об этом патриарх исторической науки в Дагестане профессор Расул Магомедович Магомедов: «Когда в 1720 году афганцы вторглись в Иран, шах Гусейн обратился к шамхалу Адиль–Герею, уцмию кайтагскому Ахмедхану и другим с просьбой отправить в Иран для борьбы с афганцами дагестанское войско. Под командованием Чолак-Сурхая такое войско было собрано… Хаджи-Даудбек, возглавивший к тому времени готовившихся к восстанию лезгин, догнал Чолак-Сурхая в Ширване и уговорил его не идти на помощь шаху, а наоборот – выступить против Ирана… Войско Чолак-Сурхая стало нападать на иранские гарнизоны на территории Ширвана и Дагестана, и это послужило сигналом к новому выступлению народных масс против иранских феодалов в Азербайджане и Дагестане». Вот почему в 1721 году объединенное войско Дагестана оказалось в Ширване и без особых проблем взяло Шемаху, а потом и Ширван.
Иран тогда находился в глубоком политическом кризисе. Но положение скоро изменится, и к власти придет Надир из тюркского племени Афшар — выдающийся полководец и государственный деятель. Он наведет порядок в Иранском государстве, разобьет войска Турции под Багдадом и вернет территории, которые Турция отобрала ранее у Ирана; предъявит претензии России, чтобы она вернула территории вокруг Каспия, в том числе Гилянь, Мазендаран, Астарабад. Россия вынуждена была оставить эти земли, занятые Петром I, включая и Дагестан. В начале 1730-х годов Дагестан оказался один перед лицом набирающего силу Ирана.
Тут надо вспомнить, как развивались события на Кавказе после 1721 г. После недолгого присутствия на Кавказе Петр I с основными силами вернулся в Россию, оставив небольшие гарнизоны в тех регионах, которые считались владениями России после 1722 года. Хаджи-Даудбек правил в Ширване в качестве хана с резиденцией в Шемахе. Сурхайхан (Чолак-Сурхай) правил Казикумухским ханством. Остальные феодальные владетели — в своих регионах. После ухода основных сил России с Кавказа войска Турции весной 1723 г. вступили на Кавказ и в июле, захватив Грузию, стали продвигаться к Восточному Кавказу. В сентябре 1723 г. подписанием договора завершились начатые в 1722 г. переговоры между Россией и Ираном. В 1724 г. был подписан договор между Россией и Турцией о разделе территории Кавказа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам