В лицее № 51 города Махачкалы профориентационная работа с учащимися ведется уже давно. Начиная с 1-го класса в школе изучают экономику, с 5-го – право и технологию. Одна из главных задач профориентации – сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный, творческий труд. Подвести его к рубежу осознанного выбора своей специальности.
В эту работу включены конкурсы по профессиям, профориентационные беседы, оформление кабинетов, встречи с интересными людьми, игры, тренинги, профориентационная связь с Дагестанским государственным педагогическим университетом.
Один из тренингов в лицее был проведен в первые дни осенних каникул. На встречу с учениками школы пришли преподаватели ДГПУ, аспиранты и соискатели.
Старшеклассники участвовали в экономической игре «Я – менеджер», которую вел заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Гаджияв Гаджиев. Основная идея игры заключалась в том, чтобы дети усвоили понятие «менеджмент», структуру, принципы и стили управления. В начале игры ее участники разделились на три команды, при отборе в которые снимались психологические ограничения, а также статусные доминанты. Дети подготовили доклады, использовали в своей игре сценки: пробовали себя в роли директора школы, завучей. Тем самым докладчики хотели более ясно довести до слушателя свою позицию. После завершения игры участники давали оценку работе каждой команды, критиковали соперников, а также отмечали их положительные стороны.
Гаджияв Магомедович сотрудничает с лицеем № 51 уже двенадцать лет, преподает основы менеджмента, маркетинга, предпринимательства. По его мнению, главная цель этой познавательной игры в том, чтобы дети научились, не ссылаясь на авторитеты и не пользуясь учебниками, показывать окружающим, что у них есть потенциал, определенный социальный опыт, который они на этих уроках пытаются обобщить. «И по тому, как активно участники себя проявили и защищали свои идеи, можно сказать, что результат ими был достигнут», — добавил Гаджияв Гаджиев.
Ученица 11-го класса Аида Мужаидова в будущем хочет посвятить себя сфере экономики и программистики. К этому решению, как она признается, ее подтолкнули уроки экономики, которые проходят в их школе в игровой форме, – интересно и познавательно.
Учащиеся остались довольны результатами игры, несмотря на то, что длилась она три дня с 9 утра до 6 вечера во время каникул. В завершение директор лицея Владимир Ильясов поощрил всех участников денежными призами.