Начало в №№ 49,50,51,1,2,3.
Воины или, по-современному, воинские формирования у скифов составляли лишь одну пятую часть населения. Остальные пасли скот, растили детей, трудились, как говорится, занимались хозяйством. А как известно из истории с древнейших времен, геноцида всего побежденного населения, даже со стороны самых кровожадных завоевателей тогда не было.
Людей на земле в те скифские времена было мало. Даже китайцев насчитывалось (по Гумилеву) менее полсотни миллионов. Поэтому не только мелкий и крупнорогатый скот, но и те, кто за ним смотрел, а также женщины и дети служили для победителей ценной военной добычей и становились бесплатной рабочей силой. И все пленные народы постепенно сливались и по языку, и по родству, и даже по генофонду с победителями. Тем более что скифы и сарматы были родственными племенами, и такое слияние могло происходить довольно быстро. Таких примеров немало и в преданиях многих сел Дагестана, когда единый народ делился на потомков узденей и на потомков пленных, бывших некогда даже рабами.
Окончательное исчезновение упоминаний о скифах в истории исследователи относят сперва к готскому (III в.н.э.), а затем к гуннскому нашествиям (IV в. н. э.). Гунны поступили с сарматами так же, как те до них со скифами. Возможно, сарматы, как и скифы, вынуждены были перенять веру и самоназвание победителей.
«Скифы как народ не исчезли с лица земли бесследно, – пишет Абаев В.И., специалист в области иранистики, осетинского языка и фольклора. –Осетины — аланы в прошлом, пришли на Кавказ из южно-русских степей» (Журнал «Курьер», ЮНЕСКО, 1977. Январь. стр. 48).
В свою очередь, Даниялов Г.-А. пишет, что «аланами называли не только осетин, но и жителей Албании и Аспугиума, а также народ капчаг или команцев» (кумыков). В интернет – статье «Маздакиты на Тереке» Дени Баксан отмечает, что в «осетинском языке нет слова «алан» и отсутствует даже смысловая расшифровка этого слова». Автор приводит мнение академика Марра Н.Я. что «нельзя отождествлять с ними (осетинами) кавказских аланов
(алов), так как алан … есть одна из форм множественного числа коренного кавказского термина». «На территории Чечено-Ингушетии, -пишет Д. Баксан, — обнаруживается много географических названий с корнем «ал, алан». То же самое можно сказать и о территории Дагестана, которая всего несколько сот лет назад простиралась, как писал известный генерал Потто, от Терека до Апшеронского полуострова. (В лезгинском языке «илан — алан» означает «лихой воин-всадник»). Поэтому потомками скифов можно считать большинство народов Северного Кавказа и Закавказья, т.е. Кавказской Албании (Алпании, Алу-бании или Алу – вании).
Не только на Северном Кавказе, в Закавказье, на территориях вокруг Каспийского моря, но и в Восточной и Западной Европе доныне здравствуют народы, которые приписывают свое древнее происхождение к скифам.
«Для нас, немцев, -пишет президент Германского археологического института, профессор Герман Парцингер, — историческое развитие в … центральной Азии представляет особый интерес, так как именно отсюда начиналось передвижение народов на запад, вплоть до Центральной Европы. Первыми по этому долгому пути были скифы в первом тысячелетии до нашей эры» (Цитируется по книге Гуляева В.И., стр.376).
Автор «Истории скандинавских стран» Кан А.С. (изданной в Москве в 1980г.) пишет, что «заселялась Скандинавия … с востока охотниками – выходцами из Азии». Видимо, именно этот факт позволил одному из дагестанских исследователей найти в названиях местностей Норвегии столько корней лезгинского языка, что их хватило для публикации в нескольких номерах дагестанской газеты, пишущей на исторические темы.
Да и само название «Европа», которому до сих пор не найдено убедительного объяснения, по-лезгински означает «йифра пад» — «ночная сторона», т.е. «сторона, куда уходит солнце». Так называли запад охотники и скифы-кочевники, которые начали постепенно продвигаться в эти западные края вслед за уходящим солнцем. Это потом вездесущие греки придумали красивую легенду о похищении девицы Европы быком. Кстати, в лезгинском языке сохранилось название дикого быка «гав», а в русском языке есть слово «говядина», хотя название животного, от которого произошло это слово, самими потребителями «говядины» давно позабыто. По многим историческим сведениям, в тогда еще дикой Европе водилось множество бизонов и прочих диких представителей фауны, которые являлись предметом вожделения вечно голодных древних людей. Поэтому, возможно, первоначальное название этих местностей могло быть и «гавра пад», т.е. «бычья сторона», которое по мере развития цивилизации постепенно превратилось в «аврапад – еврапад» или в «Европу».
«Первоначальное заселение Европы шло с Приуралья, а на южный Урал древнее население пришло с Прикаспия», –пишет профессор Мурад Магомедов.
И не только в Европу, но и на юг, до берегов Индийского океана и восточного Средиземноморья продвигался «человек умелый» с территории, прилегающей к Кавказу и Каспию. Умелый человек — это тот, кто уже мог сам добывать для себя пищу в количествах, достаточных для круглогодичного питания и продолжения своего рода, независимо от урожаев дикорастущих плодов и злаков, а также результатов охоты.
«На территории Северного Каспия 10-12 тысяч лет назад, -пишет Мурад Магомедов, -сложилась общность людей с навыками скотоводства и земледелия. Ученые считают, что «основные орудия, опыт и общие идеи пришли в Месопотамию и Египет (которые почему-то считаются самыми древними цивилизациями) из Прикаспия. Наиболее исследованная древняя культура здесь – Куро-Араксинская, она насчитывает 5-6 тысяч лет». «Миграция куро-араксинцев происходила в Восточную Анатолию, Сирию и Палестину вдоль Кавказского хребта, отличаясь от местных племен наличием колесного транспорта (первый научно-технический прогресс и преимущество) с лошадьми и кругло-плановым типом жилья».
Может быть, поэтому у египтян имя бога солнца «Ра» созвучно с лезгинским названием солнца — «Рагъ», слово «пирамида» переводится с лезгинского как «пир – ра – мта» — «святая солнечная гора». (В Дагестане и Грузии в названии отдельных вершин сохранилось их древнее обозначение как «мта»).
Само название «Египет», если перевести его на лезгинский язык, означает «егъи (игъи) пад», то есть «дикая, неприрученная сторона». «Нил» от «гьил» — море или много-
водье. «Фараон» по-лезгински звучит как «фергъе-ван» или «святой голос». «Фарн» у скифов имел сходный смысл — «благодать» (Журнал «Курьер», стр. 48). Из истории Египта известно, что с XVIII века до н.э. на севере Египта властвовали хуритские племена (прозванные гиксосами), которые построили здесь «свой главный город Аварис». (Авдиев В.И., стр.200). Профессору Ахмедулаху Гюльмагомедову лезгины, проживающие в Турции, рассказывали о имеющихся на территории Египта с древнейших времен населенных пунктах, жители которых владеют лезгинским (хуритским) языком.
Эти и множество других примеров, которые невозможно привести в газетном материале, свидетельствуют не только о древности нахчи-дагестанских народов, но и об огромных территориях просторах Азии и Европы, где они активно участвовали в мировых исторических процессах. Даниялов Г.-А. приводит в своей книге мнение известного ученого Лазарева Я.Д. о том, что «большая часть горцев Кавказа древностью превышает евреев, арабов, финикян и даже ассирян, происходя от сыновей и внуков Иофета».
Поэтому современные исследователи обоснованно задаются вопросом: «почему история цивилизации началась в Месопотамии и Египте, которые не входили в область, где возникли земледелие и скотоводство?»