С доступным для детей методом образования сегодня выступает МОУ многопрофильная гимназия №38 имени М. Дахадаева. Вот уже три года в гимназии открыт экспериментальный класс, в котором действует безотметочная система образования.
По словам завуча гимназии Любови Ежовой, этот класс был открыт для того, чтобы в первую очередь избавить ребенка от боязни получить двойку, сберечь здоровье, снять стрессовую ситуацию. — Мы не думали, что детей можно научить этому, — говорит она. — Метод хорош тем, что он высвечивает пробелы в знаниях.
Разработав новый метод на практике, в гимназии решили открыть еще один экспериментальный класс, в котором оценки ставят, но этот класс специализирован на улучшении здоровья учащихся. В нем повесили две доски: одна — интерактивная, другая — маркерная.
Классом, где ученикам не ставят оценки, руководит Зульфия Эседова. В нем действует уровневая дифференциация, то есть вместо цифр дети получают буквы: уровень С – самый высший балл (его сравнивают с оценкой пять), уровень В – хорошо (оценка четыре) и уровень А – удовлетворительно (оценка три). С новым методом у ребенка прошла боязнь получить двойку и быть названным двоечником.
В течение урока класс получает три задания, где каждый пытается выполнить задания своего уровня. Решив уровень А, учащиеся стараются дойти до высокого уровня. В этой ситуации ребенок старается получить не оценку «три», «четыре», или «пять», а пытается выполнить интересные задания и проверить свой уровень знаний. И это наталкивает на мысль, что ребенок учится не ради отметки. У детей есть желание выполнить из уровня потруднее, поинтереснее.
Наш корреспондент поинтересовалась у завуча Любови Андреевич, как в этих классах выставляются четвертные оценки. Она ответила: «И контрольные, и четвертные оценки выставляются по буквенной системе: А, В, С».
— А как родители относятся к такой форме образования?
— Родители довольны, что их ребенка не будут называть двоечником. Многие пытаются перевести своих детей в эти классы.
— С первого по третий класс дети получают буквы, после перехода в пятый класс как они будут привыкать к оценкам? Вами предусмотрена эта ситуация?
— Для детей экспериментальных классов безотметочное образование будет и в пятом классе. В 6-м классе будут оцениваться только основные предметы, контрольные работы и четвертные отметки. В случае если учащийся получил оценку два, у него будет возможность ее исправить.
Во втором экспериментальном классе вместо простой классной доски висят интерактивная и маркерная доски. Руководит им Инна Гикова. «Этот метод обучения действует только год. Но уже видны изменения, произошедшие с детьми за время проведения этого метода», – говорит она. Одной из важных задач этой методики является максимально возможное использование активных творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоничному развитию личности. Также класс работает в режиме продленного дня, где большое внимание уделяют вопросам двигательной активности и профилактике утомления. Одним из положительных моментов использования этой технологии является то, что ребята выполняют домашнее задание в школе и не несут набитые книгами сумки домой.
Каждый день урок для школьников начинается с гимнастики, также уделяется пять-десять минут на гимнастику для глаз, выполняются комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксация), упражнения для формирования правильной осанки.
По словам классного руководителя, эта гимнастика обеспечивает быстрое включение школьника в активную работу.
Совместными усилиями родителей удалось сделать многое, школа приобрела специализированную мебель для профилактики коррекции осанки и зрения: учебные столы для занятий.
Столы можно регулировать по высоте, а специальный наклон столешницы на 15-17 градусов обеспечивает правильное положение учащихся, когда они сидят или стоят.
В течение урока, чтобы ученики не уставали, они меняются местами по два-три раза.
Потолок в классе оборудован зрительно-двигательным тренажером для глаз. Выполненный яркими цветными линиями, которые привлекают к себе наибольшее внимание из объектов класса, тренажер становится зрительно ориентирующей доминантой. «Скольжению» по траекториям линий сначала учит учитель, затем ребята, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх «скользят» по ориентирующим траекториям, настраивая себя на гармоничный лад.
В конце года учащихся этого класса будут проверять медицинские работники разных профилей. По медицинской карте, куда были занесены начальные данные о состоянии здоровья ученика, они будут сравнивать в конце года, улучшилось ли у ребенка физическое состояние, зрение, вырос ли ребенок за это время. «Даже если изменений никаких не будет, мы не будем закрывать эти классы, ведь детям нет от этого никакого вреда», — говорит завуч гимназии.
Инициативу школы поддерживает Министерство образования РД. И в следующем году школа надеется открыть еще один класс по безотметочному методу обучения. Чтобы открыть еще один класс с интерактивной доской, понадобится солидное финансирование, а у школы нет таких денег. И если эти методы действительно помогут детям, то, я надеюсь, и другие школы республики последуют этим методам обучения.