В 1998 году, когда я уже завершал учебу в Литературном институте им.М.Горького, в Москву вдруг приехал Ален Делон — легенда французского кино. Приезжал тогда актер в Россию для поддержки предвыборной кампании ныне покойного губернатора Красноярского края Александра Лебедя. На пресс-конференции я задал актеру вопрос: приедет ли он к нам в Махачкалу? Ален Делон с улыбкой ответил, что приедет, но только через пять лет. Почему был выбран именно этот срок, для меня до сих пор остается загадкой. Через пять лет актер действительно приехал. Но увы, снова только в Москву. И опять встреча в Литературном институте. Мне повезло, я снова увидел его (в то время я жил в Москве). На мой вопрос, почему он не хочет посетить Дагестан, актер откровенно признался, что его отговаривают. Говорят, мол, это небезопасно. Теперь уже, к сожалению, ожидать знаменитого француза в нашей столице вряд ли придется. Поэтому хочу предоставить редакции небезынтересный материал о моих впечатлениях от встреч с этим актером.
Приезд Алена Делона ожидали к пяти часам вечера. Об этом сообщили предварительно. Все находились в трепетном ожидании. Однако время текло, а «звезды» все не было. Видимо, не очень торопился он «ослепить» будущих российских литераторов своей звездной персоной. Но терпение у студентов было завидное. Увы… Делона тогда так и не дождались. Зато к шести часам приехал, всем на удивление, не кто иной, как президент Белоруссии А.Лукашенко. Почему вдруг Лукашенко – никто из студентов так и не понял. (Такие непредвиденные встречи в институте случались нередко).
Вид у президента был суровый, улыбки он себе не позволял. Так же сурово и жестко он выступил перед немногочисленной аудиторией, поскольку половина студентов к тому времени (в основном прекрасная половина) разъехалась, узнав, что приехал не тот гость. А ключевой темой Лукашенко являлось бедственное положение экономики России. И вот какие ответы были получены студентами на свои вопросы.
— В Беларуси тоже экономика хромает?
Президент пристально оглядел зал и твердо отчеканил:
— У нас все хорошо. Экономика на высоком уровне. Люди кормятся и одеваются, как и положено людям первого сорта.
— А что, есть и второй сорт?
— Да, это те, кто не хочет работать. Это бомжи – язвы на теле общества.
Спросили тогда у президента Беларуси, что нужно сделать, чтобы оздоровить экономику России.
— Как что? – удивленно вскинул брови Лукашенко. – Выберите себе президента. – Очевидно, что Ельцин и правительство не в состоянии ни управлять, ни контролировать обстановку в стране. Поменяйте своего президента, – все более распаляясь, гремел зычным голосом Лукашенко. Студенты завороженно слушали, интерес был неподдельный.
Через два дня нам объявили, что Ален Делон все-таки приедет. А пока, сказали, он находится в гостях у генерала Лебедя.
В назначенный день меня и еще четырех студентов наделили полномочиями встретить знаменитого актера у ворот института. Тут же крутилось несколько телеоператоров с камерами. Но радость наша оказалось преждевременной: к трем часам дня (время приезда актера) проход к воротам был запружен. Меня и моих сокурсников оттеснили далеко к ограде. С каждой минутой операторов с камерами, корреспондентов и обычного народу все прибавлялось и прибавлялось. Были тут журналистские бригады с РТР, ОРТ и НТВ и еще много других, которых я не запомнил.
Один из студентов, энергично работая локтями, пытался пробиться сквозь толпу. На него шикали, кричали. Он невозмутимо отвечал, что является доверенным лицом ректора и лично должен встретить актера. Над ним дружно посмеялись, выказав ему всеобщее презрение. Каждый жаждал оказаться в первых рядах.
Наконец раздался истошный крик: «Приехал!» К институту подкатил эскорт заграничных автомобилей, переливающихся на весеннем солнце всеми цветами радуги. Но Ален Делон, на удивление страждущей публики, вышел из отечественного автомобиля «Волга», на котором подъехал с противоположной стороны улицы в сопровождении трех иномарок. Толпа иступленно заревела. Тверской бульвар сотрясали крики: «Делон! Делон!». Некоторые пытались подойти вплотную к актеру. Но сделать это было практически невозможно, так как охрана держала оборону плотным кольцом.
Актер под «фейерверком» телекамер улыбался налево и направо. Настроение, видно по-всему, было у него прекрасное. Одет он был модно, но не крикливо. Фигуру облегал плащ светло-бежевого цвета. На шее было повязано кашне ярко-зеленого оттенка. Серые брюки прямого покроя удивительно гармонировали с белыми узкими туфлями. Седые волосы, которые он резким движением руки отбрасывал назад, беспорядочно ниспадали на лоб. Глядя на стройного Делона, не верилось, что ему без малого 63 года.
Мэтр мирового кино, живая легенда удивительно легко держался на публике. На обыденные вопросы давал интересные ответы. Переводчики (их было двое) только и успевали крутить в разные стороны головы, чтобы вовремя переводить вопросы, возникающие то с одной, то с другой стороны.
Вся процессия медленно двинулась к институту, а вопросы продолжали сыпаться как из рога изобилия.
— Почему вы приехали на «Волге»?
— Хотелось почувствовать аромат российской машины.
— Александр Лебедь ваш друг?
— Да, дружим с детства (смеется). Если серьезно, то мы познакомились в Париже, в моей киностудии. Он приезжал с официальной миссией. Заглянул на огонек и ко мне.
— Сколько дней вы были в Красноярске?
— Один день. Мне кажется, этого времени вполне хватило для того, чтобы воодушевить моего друга на большие подвиги.
— Вам нравится Москва?
— Это второй после Парижа интересный для меня город. И женщины в России красивые.
Потихоньку процессия приблизилась к воротам. Публику попросили освободить дорогу актеру и его охране в конференц-зал.
Программа выступления актера была жестко регламентирована на 30 минут. Надо отдать должное студентам: просьба была выполнена точно. Все остались во дворике. С Аленом Делоном разрешили пройти только журналистам и телеоператорам. Последние поспешили вслед за ним, взгромоздив камеры на плечи.
В зале все было очень чинно. Охрана расположилась в первых рядах (более 10 человек). На столе, за которым восседал великий актер, стояли минеральная вода, две громадные стеклянные пепельницы и почему-то шампанское. (Впрочем, к последнему так никто и не притронулся). Не видел я, чтобы актер курил. Зато о своей жизни он рассказывал весьма охотно. (До этого он предварительно снял плащ и остался в черном вязаном свитере с воротником).
Родился в Париже. Отца не помнит. Мама была добрым человеком, за свою нелегкую жизнь поменяла много профессий. Рос ужасно драчливым подростком, характер был тяжелый, не уживался со сверстниками. Два раза попадал в тюрьму. (Эта новость для многих оказалась шокирующей). В первый раз – за наркотики, во второй – за драку. «Не знаю, что было бы со мной и как бы сложилась моя жизнь, — откровенно делился своими воспоминаниями актер, – если бы в 1957 году не оказался случайно на пробах фильма. Названия сейчас не помню. Там меня заметили и пригласили на съемки фильма «Кристина». На съемочной площадке я познакомился с актрисой Роми Шнайдер».
— Какие у вас с ней были отношения?
— У меня с женщинами отношения всегда хорошие (улыбнулся).
— Вы были женаты на ней?
— Мы прожили в согласии семь лет.
— Почему расстались?
— Жизнь — такая штука, что не знаешь, каков будет завтрашний день. Это сплошная философия души. К сожалению, нам пришлось расстаться.
— Вы стали популярны после фильма «Кристина»?
— Да, приглашениям не было конца.
— Считаете себя Дон-Жуаном?
— Я себя таковым не считаю. Впрочем, если кто-то так считает, то сердиться на него не буду. Просто получалось, что в кино мне всегда приходилось сниматься всегда с красивыми женщинами.
— Какой фильм больше всего вам дорог?
— Для меня все фильмы хороши. Но все-таки ближе сердцу первый – «Кристина». Еще для меня были очень интересны съемки в «Тегеране-43». Большое количество разноликих актеров – это всегда примечательно. Особенно запомнился один, как его… (задумывается).
В аудитории подсказывают:
— Джигарханян?
— (Улыбаясь) Да, да, именно этот актер. Факт, что у вас в стране он очень популярен.
— А может, Костолевский?
— Может быть, и Костолевский. К сожалению, сейчас не припомню.
— Вы еще продолжаете сниматься в фильмах?
— Нет, это все. Надо из кино уходить достойно. А я и так задержался. Для кино я сделал все, что мог.
— Какие у вас отношения с Бельмондо?
— Хорошие.
— Вам было интересно идти на выступление к нам в институт?
— Да. Я такого не знаю, чтобы был институт для писателей. У нас во Франции такого нет. Но теперь, наверное, я попрошу наше правительство, чтобы такой институт открыли. Может, французские писатели станут лучше.
Задал вопрос и ректор института:
— Многие наши студенты договорились, что напишут репортажи после вашего выступления. Как вы на это смотрите?
— И хорошо сделают, только чтобы написали правду.
— Сколько времени вы собираетесь пробыть в Москве?
— Пока не знаю. Может, день, а может, два.
На вопрос: богатый вы человек или нет, Ален Делон ответил, что если и не богатый, то вполне состоятельный. Еще рассказал, что женат был несколько раз и что от последнего брака у него двое детей.
За интересным разговором не заметили, как быстро пролетело время. Ален Делон стал поглядывать на часы. Потом что-то сказал переводчику. Последний торжественно объявил, что можно задать еще один вопрос, и на этом пресс-конференция заканчивается. И тут произошло самое комичное. Виктор Ерошин, студент первого курса, из тех, про которых говорят «прост как медный пятак», спросил актера прямо в лоб:
— А вы когда-нибудь пили одеколон? И знаете ли вы группу и певца, которые исполняют про вас и одеколон песню?
Секундное молчание актера, казалось, парализовало аудиторию. Но, на удивление студентов, Ален Делон после того, как переводчик перевел ему вопрос, стал громко смеяться. И смех его постепенно перешел в хохот. Хохотали все — от преподавателей и студентов до переводчиков и охранников. Не смеялся только студент, задавший не совсем тактичный вопрос. Все понимали актера: ну что за вздор, конечно, Ален Делон никогда не пил одеколон. Но еще больше аудитория была удивлена, когда актер спокойно заметил:
— Да, каюсь, один раз одеколон я пил. Примерно половину стакана. Это было очень давно, когда мне было 20 лет. В то время я сильно хулиганил, выпить очень хотелось, а денег не было. Вот мы с друзьями и выпили немного одеколона. Что касается песни, то я с ней знаком. Знаю и певца: мы здесь в Москве с ним познакомились еще год назад.
— Его зовут Вячеслав Бутусов?
— Да, да, именно он.
(Этот вопрос, оказывается, не преминули задать ему и в Красноярске. За что тогда генерал Лебедь даже слегка пожурил задавшего вопрос журналиста. Так что «одеколон» стал притчей во языцех).
Провожали актера шумно, под аплодисменты. Половина студентов ринулась с открытками и книжками за автографами. Кто-то из преподавателей, как я успел заметить, отчитывал Ерошина за бестактный вопрос. А заместитель ректора института объявил, что послезавтра ожидают другого гостя – должен приехать Вахтанг Кикабидзе. Эту новость студенты восприняли на редкость спокойно, без особых эмоций. Видимо, все-таки рейтинг немного не тот. Но все равно неплохо: Кикабидзе тоже, хоть и своя, но звезда.