Представьте, что мир для вас погрузился в вечную тьму. Солнечный свет, разнообразие цветов в природе, улыбки родственников и друзей исчезли навсегда. Что может быть ужаснее такого приговора, как слепота? А ведь таких людей сегодня очень много. Вот уже почти два с половиной века 13 ноября во всем мире отмечается Международный день слепых. Ведь проблемы лечения и реабилитации инвалидов по зрению и просто слабовидящих людей не перестают быть актуальными. В решении этих проблем активное участие принимает научно-производственное объединение «Дагестанский центр микрохирургии глаза» в Каспийске, которым вот уже 6 лет руководит доктор медицинских наук, профессор Абдул-Гамид Алиев.
Научно-производственное объединение «Дагестанский центр микрохирургии глаза» в городе Каспийске помогает людям, имеющим проблемы со зрением, дарит им надежду на выздоровление и прозрение. Его руководитель – Абдул-Гамид Алиев – не просто успешный практикующий хирург. С 1988 года по настоящее время он является заведующим кафедрой офтальмологии ДГМА. Помимо этого, профессор занимается и научной деятельностью. Алиев — автор более 450 научных работ, многие из которых опубликованы и имеют успех, в том числе и за рубежом. Алиев — человек с философским подходом к своей профессии, убежденный последователь идеологии гениального офтальмолога, академика Святослава Федорова, совершившего не одно революционное открытие в медицине. Создав на базе кафедры глазных болезней производственное объединение, Абдул-Гамид Алиев сумел совместить в одном комплексе новые научные разработки и их практическое применение, что стало залогом интенсивного развития методов лечения. Им проведено более 15 тысяч операций, но не их число он считает главным. За каждой операцией – возвращенное зрение, перемены в чьей-то судьбе, надежды на будущее.
– Абдул-Гамид Давудович, человечество неуклонно движется к автоматизации всех сфер жизни, и в то же время резко растет число больных, нуждающихся в офтальмологической помощи. С чем это связано и что современная офтальмология может предложить населению?
– В век информатизации резко возрастает ценность здоровья глаз. Проблемы со зрением способны выключить из активного трудового процесса представителей многих специальностей. Резко возросло в последние годы число заболеваний, следствием которых становятся потеря остроты зрения и слепота. Но в отличие от прошлых десятилетий сегодня офтальмологи способны на ранних стадиях выявить изменения и предупредить возникновение серьезных проблем. К сожалению, в случаях с необратимой слепотой бессильна даже самая современная медицина, однако в ситуации, к примеру, с катарактой врачи уже не ждут полной потери зрения, чтобы сделать операцию и восстановить его. Специалисты нашего Центра руководствуются подходом С. Федорова, не ждут экстремальных ситуаций, а успешно оперируют катаракту на ранних стадиях. В Центре занимаются и такой острой на сегодняшний день проблемой, как поражение органов зрения при диабете, количество заболевших которым стремительно растет. Проводятся операции по имплантации искусственного хрусталика. С начала 2007 года мы проводим недоступные пока ни в одной северокавказской республике операции по факоэмульсификации, основанные на ультразвуковом удалении помутневшего хрусталика и замене его на имплантат. Они уже стали обычными для Москвы или зарубежья, но в нашем регионе мы – пионеры в этой области. Несмотря на это, мы не возражаем, если эти операции будут тиражироваться.
– В вашем Центре достаточно места для обследования и стационарного лечения всех желающих? Какой аппаратурой вы располагаете для качественного медицинского обслуживания?
– В поликлинике Центра проводится обследование по системе «поточных диагностических линий», то есть одновременная диагностика у нескольких специалистов, позволяющая точно и всесторонне выявить все нарушения. Ежегодно через поликлинику проходят около 16-20 тысяч пациентов. В Дагестане численность населения свыше 2,5 миллиона, а по международным стандартам на 1 миллион человек должно проводиться 3 тысячи операций по катаракте. Значит, мы должны проводить 7,5 тысячи операций только по этому заболеванию. А в странах с выраженной инсоляцией (повышенной активностью солнечного излучения, что особенно важно для южных регионов России и Северного Кавказа) это число выше. Мы пока до этого стандарта не дошли. Клиника располагает эксимерными лазерами для проведения операций по коррекции близорукости и дальнозоркости, лазерами для лечения изменений глазного дна. В стационаре всего 65 коек, но мы не ориентируемся, как в прежние времена, на создание новых койко-мест, в этом сегодня нет необходимости.
– В чем отличие вашего научно-производственного объединения от обычной офтальмологической клиники? Есть ли у пациента возможность получить у вас бесплатную квалифицированную медицинскую помощь?
– Издревле люди спорили, что такое медицина – искусство или ремесло, философия или профессия. Я считаю, что сегодня это — искусство, объединенное с высокими технологиями. В нашем научно-производственном объединении соединены три направления – лечебная деятельность, обучение студентов и аспирантов и внедрение новых технологий диагностики и лечения в клиническую практику на основе новейших достижений медицинской науки. Я являюсь членом редакционных Советов нескольких авторитетных федеральных, профессиональных журналов и без ложной скромности могу сказать, что это – показатель интегрированности дагестанской офтальмологической науки в российскую и мировую науку. Невозможно добиться авторитета на таком уровне, когда за словами нет дела. Поэтому на Западе врачи обязательно регулярно посещают симпозиумы и обучаются новым методикам. А наши врачи, к сожалению, вынуждены годами ждать своей очереди и выделения средств для повышения квалификации, так как на свою зарплату они себе этого позволить не могут. Мы постоянно участвуем в конференциях и других мероприятиях, посвященных лечению и профилактике глазных заболеваний. Так, например, под эгидой Общества офтальмологии России на базе ГУ НПО «Дагестанский центр микрохирургии глаза» с 23 по 25 мая прошла Всероссийская конференция офтальмологов «Состояние и пути совершенствования качества офтальмологической помощи в регионах России».
Чтобы медицина развивалась, у пациента должна быть свобода выбора, а у врачей – возможность через конструктивную конкуренцию повышать свой профессиональный уровень. Приказами и распоряжениями такой гармонии не достичь. Могу сказать, что мы уже отошли от того, чтобы наш Центр считали провинциальным рядовым лечебным заведением. Лечение, предлагаемое нашим пациентам, ничуть не уступает лечению в любом передовом городе мира. В современном мире должны быть приняты единые клинико-диагностические стандарты, и уровень медицинского обслуживания в любой офтальмологической клинике должен быть на уровне мировых стандартов. К этому стремился Святослав Федоров, это и моя мечта. Мы оказываем бесплатные услуги, являясь государственным учреждением. Развиваем платный канал очень демократично и осторожно, учитывая низкую платежеспособность населения. Мы оказываем бесплатную помощь в соответствии со стандартами Минздрава и ФОМСа.
– Понятно, что технологии не стоят на месте, их надо развивать, но все же у вас есть чувство удовлетворения проделанной работой?
– Мы не имеем права лечить пациентов хуже, чем в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Да, сейчас мы можем сказать, что лечим на уровне российских стандартов и приближаемся к мировым. Но все это нам далось ценой величайшего напряжения, мы работаем на износ, и наше правительство должно осознавать, что долго это продолжаться не может, и нам нужна поддержка. Врач все время должен работать над собой, повышать свой теоретический уровень, чтобы не стоять на месте и двигаться вперед. Поэтому успокоенность и эйфория нам не грозят.