По сей день у инвалида Великой Отечественной войны 1-й группы, коренного махачкалинца М.М.Подьячева сохранилась личная летная книжка 1942-1943 годов. Эта бесценная реликвия войны подтверждает, что штурман ПО-2 налетал в основном в ночное время 464 часа, дважды его самолет был подбит.
После окончания в 1940 году средней школы Михаил — сын потомственного бондаря Михаила Подьячева — решил стать летчиком, поступил в Мелитопольское авиационное училище. Война помешала завершить учебу. Выпустили курсантов досрочно. Младший лейтенант Подьячев был штурманом ПО-2 авиаполка особого назначения, усиленно проходил переподготовку для полетов в ночных условиях.
В июне 1943 года полк был переброшен ближе к Курской дуге. В этом районе «ночники» выполняли самые разнообразные задания: найти и подавить артбатареи противника, разрушить переправу, разнести склады боеприпасов, бомбардировать передний край обороны противника.
В штабных архивных документах сохранилось описание вылета лейтенанта М.Севастьянова и младшего лейтенанта М.Подьячева: «Сбросив смертельный груз на вражескую батарею, при переходе к окраине г. Карачева экипаж попал в лучи вражеских прожекторов. Осколки зенитных снарядов изрешетили плоскости, разбили часть руля управления. В этот момент штурман Подьячев услышал по переговорному устройству сдавленный голос лейтенанта Севастьянова: «Бери управление на себя, я ранен».
Положение еще более осложнилось, когда осколок попал в ногу штурмана. Превозмогая боль, он решил уйти от слепящих лучей прожектора. Зная, что из такого пекла можно вывернуться, лишь имитируя падение самолета, даже с риском погибнуть, он решился на это. Получилось. Яркий свет прожекторов остался позади. Штурман Подьячев, ставший пилотом, сумел произвести посадку на свой аэродром. Наутро механик обнаружил в самолете полсотни пробоин.
Поздней осенью 1943 года их группа была переброшена в распоряжение командования 2-го Прибалтийского фронта. Ночные бомбардировщики 4-го авиаполка стали выполнять боевые задания, совершая по 4-6 вылетов за ночь.
В середине декабря командиром экипажа нового ПО-2 был назначен молодой лейтенант из пополнения, не имеющий опыта. Штурману М.Подьячеву приходилось ему подсказывать. Но они так и не успели, как следует узнать друг друга, хотя несколько раз доставляли для подразделений, находящихся на передовой, боеприпасы и продукты, а оттуда вывозили раненых.
Один ночной рейс в канун нового 1944 года оказался для них последним… Задержавшись на огневых позициях врага, возвращались на базу на заре. Не сразу заметили, как в полукилометре от них вынырнул из-под облаков «фокке-вульф», открывший огонь из крупнокалиберного пулемета. После третьей или четвертой атаки на ПО-2 вражеская пуля попала командиру в затылок. Штурман в тот же миг взял управление самолетом на себя и стал маневрировать, но «фокке-вульф» продолжал атаковать. Вдруг Михаил почувствовал острую боль в голове, лицо и шею залила кровь. Теряя сознание, он все же сумел посадить машину в снежный сугроб вблизи водонапорной башни железнодорожной станции. Прибежали сотрудники эвакогоспиталя, наблюдавшие за этой неравной схваткой в воздухе, вытащили из кабины погибшего летчика и потерявшего сознание штурмана. Люди, хорошо знающие Подьячевых, часто говорили, что они родились в рубашке. И не только потому, что Михаил Михайлович дважды чудом остался живым на войне, но и потому, что его младший брат Виктор — бывший работник дагестанской милиции, ушедший в армию вслед за старшим братом, в 1947 году вернулся с войны в родной Дагестан.
После ранения в небе Прибалтики около полугода старший лейтенант Михаил Подьячев лечился в госпитале. Весной 1944 года вернулся инвалидом в Дагестан, закончил Дагсельхозинститут. Многие годы работал агрономом в ряде хозяйств. На пенсию ушел с должности начальника госинспекции по карантину растений, но продолжал активную работу в ветеранской организации. Городские власти отремонтировали его квартиру, Министерство труда и соцразвития выделило автомашину. Недавно в Министерстве сельского хозяйства коллеги — защитники Отечества — поздравили Михаила Михайловича с 85-летием, вручив приветственный адрес ему и его интернациональной семье. Его сын женат на украинке. Старшая внучка замужем за парнем, отец которого даргинец, а мать — татарка. Другая внучка вышла замуж за грека. У Михаила Михайловича и его супруги Валентины Петровны уже растут четыре правнука. Кто же по национальности наследники ветерана? На этот вопрос Михаил Михайлович ответил не раздумывая: «Все мы дагестанцы, граждане великой России».