Магомет Шахгусейнович ШАХГУСЕЙНОВ – участник ВОВ, полковник в отставке, политработник Советской армии.
Окончил Горьковское военно-политическое училище им.
М.В. Фрунзе по первому разряду, Военно-политическую академию им.В.И.Ленина с отличием.
Прослужил в ВС СССР 34 года. После увольнения работал в партийных органах г.Курска.
С 1980 г. живет в Махачкале. Был заведующим отделом Ленинского райисполкома, начальником отдела кадров производственного объединения «Дагрыбпром». С 1998 г. – заместитель председателя Дагсовета ветеранов, председатель республиканского Комитета ветеранов войны и военной службы.
Патриотизм, как известно, происходит от греческого слова «родина». Любовь к Родине — одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Патриотическое воспитание граждан — это ключевая проблема, а патриотизм — духовный стержень народа, одна из основ безопасности страны. Известно, что в связи с распадом Советского Союза проблема героико-патриотического воспитания граждан, особенно подрастающего поколения, стала еще острее.
Поэтому нужны были срочные и эффективные меры для исправления положения. Именно на это и была нацелена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». В продолжение этой программы Правительство РФ приняло новую программу по этому вопросу на 2006-2010 годы. Ветеранами Великой Отечественной войны это новшество было воспринято с большим удовлетворением, и они развернули огромную работу по его реализации. В то же время многие средства массовой информации отрицательно реагировали на эти программы. Особенно усердствовали газеты «Известия», «Московский комсомолец», ряд каналов телевидения, многие политологи, журналисты, общественные деятели и др., которые целенаправленно вели и ведут атаки на патриотические чувства и национальную гордость наших граждан и, прежде всего, молодежи, пропагандируют жестокость, насилие, презрение к честному труду и здоровому образу жизни, усиливается поток лжи, измышлений о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. История Второй мировой и Великой Отечественной войн переписывается в одном направлении: принизить роль нашего народа в победе над фашизмом и возвеличить вклад американцев и англичан. Зарубежные «доброжелатели» и некоторые современные «демократы» прилагают немало усилий для фальсификации опыта и уроков прошлого нашей страны.
К великому сожалению, с распадом СССР глубокой эрозии подверглись традиционные ценности духовной жизни нашего общества, отечественной истории и культуры. Общество столкнулось с открытым шельмованием самой идеи защиты Отечества, огульным охаиванием ее носителей, унижением чести и достоинства подлинных героев Родины.
Учитывая, что героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время приобретает исключительное значение, ветеранские организации республики считают его одним из приоритетных в своей работе. И это вполне понятно. Это нелегкий пласт. Это тяжелая работа, и она никогда не была легкой. Но эти проблемы никогда так остро не стояли перед обществом, находящимся ныне в моральном кризисе. Руководство страны посчитало необходимым сначала решить проблемы глобальные, общеэкономические — восстановить развалившуюся экономику, сельское хозяйство, решить трудные социальные проблемы. Конечно, эти проблемы необходимо решить, и со временем все же они будут решены. Но, на наш взгляд, прежде чем решать эти проблемы, следует спасать человека, особенно подрастающее поколение — нашу будущность, нашу надежду.
В связи с развалом производства произошла деградация в среде молодежи, которую можно разделить на ряд категорий, в частности:
сибаритствующая часть молодежи, т.е. праздная, избалованная роскошью, у которой своя идеология, своя духовная жизнь, свое понимание патриотизма. Она «освобождается» от прохождения воинской службы, которая лишь может загубить эти «таланты»;
рабочая и сельская молодежь – в связи с распадом государства, остановкой или приватизацией заводов и фабрик, других народнохозяйственных объектов, разрушением и разграблением колхозов и совхозов она механически выброшена на улицу в поисках случайных заработков, пополняет ряды криминальных структур. Она в силу отсутствия организации, трудовых коллективов, условий и возможностей оказалась духовно опустошенной. Эту молодежь практически мы потеряли. Потеря жизненных и нравственных ориентиров молодым поколением ведет к тому, что само общество стало бездуховным, а потеря духовности — самое страшное явление, и его ничем не восполнить. При таком положении государство теряет все духовные ценности. По данным исследований, проводимых Российской академией управления, слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок. Наиболее заметно эти настроения проявляются при призыве граждан на военную службу. Многие юноши призывного возраста любыми способами стараются уклониться от службы в армии. В нашей республике случаев уклонения от службы и дезертирства из армии, к сожалению, очень много.
Упущения и ошибки в общегосударственном деле военно-патриотического воспитания оборачиваются не только падением престижа военной службы. Образовавшийся в воспитании молодежи призывного возраста морально-психологический вакуум пытаются успешно заполнить своим влиянием организации экстремистского и даже фашистского толка;
еще одна категория молодежи — это учащаяся молодежь — студенты, учащиеся образовательных учреждений. Эта категория также не лишена проблем, связанных с процессом обучения и воспитания. Волна преобразований захлестнула и образовательные учреждения. Из школьных учебников почти полностью исключена военно-патриотическая тема. В школьных программах истории Отечества искажается не только наша история, особенно периода Великой Отечественной войны, но и полностью отвергается наше прошлое. Историю нельзя искажать. Каждое поколение должно иметь достоверные сведения об истории своего Отечества. Объективное содержание истории не может быть зависимо от смены поколений и особенно от смены властей и вождей. Но в то же время, говоря об этой части молодежи, следует сказать, что мы имеем здесь неограниченные возможности для организации и проведения нравственного, героико-патриотического воспитания молодежи. У нас есть прошлый бесценный опыт работы в деле патриотического воспитания молодежи в советское время, когда этой работой занимались начиная с детских садов. Были октябрятские, пионерские, комсомольские организации, профсоюзы, трудовые коллективы и т.д. То есть существовала стройная, целенаправленная организация воспитания патриотизма. Высокий советский патриотизм в годы Великой Отечественной войны порождал массовой героизм и отвагу советских людей на фронтах войны и в тылу.
В последнее время появилось немало хулителей современной молодежи, брюзжания по поводу того, что она не такая. Нам кажется, что это ложная позиция. Нынешнее поколение молодых людей не хуже предшествующих. Но оно действительно другое.
Как показывает анализ, у значительной части молодежи не сформированы или утрачены такие качества, как честность, скромность, вера в добро и справедливость. Но ей присущи такие качества, как достоинство, информированность, нетерпимость к грубому навязыванию чужих мыслей. В связи с этим многие ностальгируют по прошлому, по комсомолу, мощной единой молодежной организации, воспитавшей многие поколения патриотов. Сегодня этого нет. Есть отдельные молодежные движения, союзы и объединения, притом у каждого свои политические задачи. Обстановка требует создания в стране единой молодежной политики.
Недавно в Российском комитете ветеранов войны и военной службы состоялась встреча с руководителями крупных молодежных организаций, функционирующих в стране и в столице. Начальник управления по делам молодежи, воспитанию и защите детей Рособразования И.Мельниченко заявил: «Воссоздание единой для всей страны пионерской системы — это возврат в прошлое. Другое дело — ассоциация детских организаций. Найдется место и пионерии, и скаутам, и кадетам». Нам трудно согласиться с такой постановкой вопроса.
Несколько лет назад по согласованию с Управлением образования г. Махачкалы мы изучали с работу по патриотическому воспитанию детей в учреждениях образования. В большинстве школ единой детской организации не было. В школе №1, например, были созданы отряды по классам под названиями: «Соколята», «Орлята», «Дружба», «Улыбка», «Звездочка», «Молния» и др. В школе №9 – отряды по интересам: экологический, отряд пожарников, отряд милиционеров, отряд инспекторов дорожного движения. В школе №38 – легионы «зеленых», милосердия, «Пионер Дагестана» и т.д.
К этому времени в школах уже были восстановлены по
2-3 должности пионервожатых, которые не знали, на какие отряды, легионы ориентироваться. Почему-то многие руководители, не возражая против воссоздания единой детской организации, стесняются назвать ее пионерской, их настораживает слово «пионер», как известно, ничего общего не имеющее ни с социализмом, ни с коммунизмом, ни с капитализмом. Пионер — первопроходец, зачинатель.
Мы считаем, что полноценное подрастающее поколение должно формироваться в детских учреждениях — детских садах, учреждениях образования. Дети — будущее каждой нации, а потому требуют к себе повышенного внимания со стороны и общества, и государства, и семьи. Не поддается статистике количество детей, живущих в подвалах и на чердаках, потому что они носят клеймо беспризорных. Раньше бытовало выражение «Дети — цветы нашей жизни». Трудно живется в наше время этим «цветам». Сохнут и вянут они. Так вот, приоритет должен быть направлен в первую очередь на возрождение счастливого детства — им жить и строить Россию. Внедренный в жизнь рынок своей пастью захватил и детей, и юношество. В результате рост детской преступности и омоложение наркомании и алкоголизма.
Наша республика по численности населения самая большая на Северном Кавказе. Ежегодный прирост населения в ней составляет более 25 тыс. человек, высокая доля — 30% — приходится на молодежь, в то время как по стране — 16%. Исходя из этого, Президент РД постоянно обращает внимание на целенаправленную молодежную политику, принимаются конкретные и эффективные меры: создано Министерство по делам молодежи, принят Закон «Об утверждении республиканской целевой программы «Государственная поддержка развития детских общественных объединений на 2008-2010 годы», на реализацию которой предусматривается выделение около 14 млн рублей, создана Федерация детских и подростковых организаций РД «Юность Дагестана», т.е. принимаются реальные шаги в воспитании подрастающего поколения. Необходимо активно вести патриотическое воспитание в трудовых коллективах, в организациях всех форм собственности. Руководители всех уровней должны нести ответственность за патриотическое воспитание в своих коллективах. Пока же нередки случаи, когда такая работа подменяется патриотической риторикой или сугубо развлекательными мероприятиями, посвященными определенным знаменательным датам.
В этой статье мы не ставим перед собой задачу рассказать о наших формах и методах работы по героико-патриотическому воспитанию молодежи, о накопленном нами бесценном и богатом опыте работы по этой части. Эта тема отдельной статьи.
В мае 2007 года Российским комитетом ветеранов войны и военной службы совместно с Министерством обороны и Министерством образования и науки РФ при участии Министерства культуры, Росвоенцентра и РОСТО (ДОСААФ) объявлен конкурс «Растим патриотов России», посвященный 65-й годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Основными задачами конкурса являются: реализация государственных задач по коренному улучшению воспитания молодежи, совершенствование системы военно-патриотического воспитания юношей, повышение роли в этой деятельности всех заинтересованных организаций. Ветеранские организации совместно с учреждениями образования активно включились в эту работу.
Вопросы нравственного, героико-патриотического воспитания молодежи в духе любви к Отечеству, родному краю, доведения до ее сознания исторического величия дружбы народов в многонациональной республике, массового героизма в годы Великой Отечественной войны, всячески разоблачая фальсификаторов героического прошлого нашего государства и его Вооруженных сил, по-прежнему остаются приоритетными в работе ветеранских организаций.
Участников ВОВ осталось очень мало — менее 2000 человек. В большинстве селений республики не осталось ни одного участника войны, во многих районах — полтора-два десятка человек, и все они преклонного возраста, тяжело больные. Но оставшиеся и находящиеся в строю ветераны принимают самое активное участие в этой благородной работе. Поэтому мы считаем, что для выполнения государственной задачи патриотического воспитания в эту работу должны активно включаться прежде всего государственные органы в центре и на местах, руководители министерств и ведомств, предприятий и организаций, молодежных организаций, руководители учреждений образования и культуры всех уровней, военные комиссариаты, средства массовой информации, т.е. все, кому дороги интересы защиты Отечества, воспитания достойного, грамотного, трудолюбивого, любящего свою Родину подрастающего поколения.