ЛЕКЕТСКАЯ ДОРОГА — ВЕЛИКИЙ ПУТЬ НАРОДОВ

Киммерийцы собрались на военный совет. Представители социальных слоев киммерийского общества не пришли к единому мнению, что делать: кшатрии (цари и профессиональные воины) говорили, что надо биться за свою родину до последнего; брахманы (жрецы) и вайшьи (производители материальных благ) «склонялись к тому, чтобы покинуть без боя родину и уйти в чужие страны». «Не сумев убедить народ и не желая покинуть родину, цари решили покончить жизнь ритуальным самоубийством.
Они разделились на две группы и, сражаясь между собой, перебили друг друга. Киммерийцы похоронили царей, а сами удалились на юг через Кавказ. Скифы же заняли опустевшую землю». Больше киммерийцы на свою историческую родину не возвращались.
Обратим внимание на то, что социальная структура киммерийцев к тому времени оставалась точно такой же, как и у предков, которые обосновались к тому времени в далекой от прежней исторической родины азиатской Индии. По имеющимся данным, киммерийцы ушли в южном направлении несколькими волнами по разным маршрутам. Через какое-то время скифы пустились за ними вдогонку, оставив Кавказ справа от себя (очевидно, через Дербентский проход), но в Закавказье и сопредельных областях Ближнего Востока они их не обнаружили. Где же находились в этот период киммерийцы?
Впервые в источниках Востока о киммерийцах упоминается в 722 — 715 гг. в связи с событиями, происходившими в Урарту. Глава ассирийской разведки в Урарту некий Набули дает царю Саргону II (721 — 705 гг.) следующую информацию: «…Относительно вести о царе Урарту. Как он пошел в страну Гамир, там войска его были полностью перебиты. Трое его вельмож вместе с войсками перебиты. Сам он бежал и вступил в свою страну. К лагерю его они (киммерийцы. — А.Г.) пока еще не подошли». Другой ассирийский разведчик того же времени Ашурисуа в своей информации тому же Саргону II пишет: «…Между Урарту и страной Гамир лежит страна Гуриани (Грузия)».
После этих событий киммерийцы на несколько десятилетий исчезают со страниц древневосточных архивов и вновь появляются в начале семидесятых годов VII века до н.э. На этот раз они атакуют не Урарту, а могущественную ассирийскую державу, причем с двух сторон: киммерийцы — c северо-западной стороны из Малой Азии, а скифы — с северо-востока, с территории государства Манна (близ озера Урмия в северо-западном Иране). Вслед за тем в 676 -675 годах до н.э. киммерийцы в союзе с Урарту разгромили богатейшее малоазийское государство Фригию (царем которого был Мидас, чье прикосновение по легенде превращало в золото любой предмет). Напуганный этими событиями ассирийский царь Асcирхаддон спрашивал у своих гадателей-жрецов: «Сбудутся ли намерения воинов гимирри?»
В 674 году до н.э. началась война между Ассирией и кочующим царством Ишкуза (скифами). Воспользовавшись случаем, в 673 году до н.э. восстает Мидия, вступившая в союз со скифами, киммерийцами и государством Манна. Перед лицом такой угрозы Ассирхаддон Ассирийский вынужден был прибегнуть к сложному дипломатическому маневру, чтобы разорвать единый фронт противников, выдав свою дочь за «варварского царя» Ишкузы Партатуа, и предотвратил цепную реакцию восстаний других народов, подчиненных империи. В 660-х годах до н.э. о скифах ничего не упоминается, а киммерийцы продолжают активно действовать в Малой Азии. Около 654 года до н.э. они во главе со своим вождем Лигмадисом взяли штурмом столицу Лидии — город Сарды.
Через какое-то время на Переднем Востоке снова появляются скифы во главе с новым царем Мадием (сыном Партатуа и ассирийской царевны). И вот тут Ассирия использовала свои связи со скифами. Первый удар был обращен против Мидии, главного врага Ассирии. После этого ассирийцы уговорили Мадия напасть на киммерийцев в Малой Азии. Мадий разгромил войско Лигмадиса и положил конец господству киммерийцев в Малой Азии. После этого произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы распространили свое владычество по Азии. Скифская конница, ураганом обрушившаяся на Передний Восток, достигла границ Египта, где навстречу скифам вышел царь Египта Псаметтих I (653 — 609 годы до н.э.) и уговорил их не вторгаться в свою страну. В остальной части передне-восточного региона установилась гегемония скифов.
По имеющимся данным, «двадцать восемь лет господствовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели там все в полное расстройство». Конец этого 28-летнего периода наступил, когда Мидией правил царь Киаксар (625 — 585 годы до н.э.). Киаксар и мидяне пригласили по какому-то поводу элиту скифов в гости, напоили их допьяна и перебили. После этого большинство скифов ушло обратно в Причерноморье. Спустя 70 лет, в 514 — 513 годы до н.э., в Скифию совершил поход шахиншах Ирана Дарий I. Поход был неудачным, но в дальнейшем скифы особой активности не проявляли. До III века до н.э. о них нет сведений, когда пришедшие из-за Волги сарматы разбили и загнали их в Крым. Здесь небольшое скифское царство существовало еще около двух веков, после чего упоминания о скифах исчезают со страниц истории. Они растворяются в массе других народов.
Что касается киммерийцев, эти потомки индоариев, изгнанные со своей родины — Причерноморья скифами в VIII веке до н.э. и двигавшиеся в южном направлении через Кавказ, судя по всему, остановились в бассейнах Сулака и Самура и в Стране гор на несколько десятилетий (примерно 50 лет). Отсюда они стали совершать набеги через Закавказье на юг, что и послужило причиной их конфликта с Урарту. Анализ имеющейся информации показывает, что киммерийцы и скифы знали о Лекетской дороге и не раз проходили по ней, особенно скифы, — на юг и обратно. Поэтому в хосрехском святилище у Кокмадагских перевалов между Сулакским и Самурским бассейнами рек обнаружены не только киммерийские символики, но и археологические находки, свойственные скифскому стилю. Культовое сооружение это использовалось местным населением до прихода ислама, да и позже. Фридрих Энгельс писал: «… религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованных от прежних времен». Наглядный пример тому — расположенная к западу от этого святилища священная гора Пабакудаг, над которой, как считали предки, витают души ушедших в мир иной; куда до сих пор приносят жертвоприношения из скота; оставляют пищевую соль для горных туров (дагестанских туров), которые еще в начале прошлого века в окрестных горах, как рассказывали мои родственники старшего поколения, водились в большом количестве. Во времена прошлые у подножия горы Пабакудаг располагались в летнее время отары Хъуннахских Зяхпи-Тумалахъул; а после их переселения из родового села в расположенное в более безопасном месте село Сумбат (после событий Надиршаховских нашествий 1734 — 1741 годов) у Пабакудага на летний период (май — сентябрь) устанавливается къуш (коши) и пригоняются отары села Сумбат (Сумбатль). Недалеко расположен перевал Дюльтидаг, через который шли дороги в Грузию,- одна из ветвей старой Лекетской дороги.
Перенесемся во времена начала I тыс. нашей эры. Об этих событиях стало известно благодаря Аббас-Кулиаге Бакиханову, который заимствовал свою информацию у армянского историка Чамчиана, автора труда «История Армении», изданного типографским способом в 1754 году в Венеции (Италия). В описании событий начала
I тыс н.э. А.-К.Бакихановым есть неясности, откуда пошла путаница, никто не знает. Чамчиан писал на армянском, а Бакиханов — на фарси, поэтому возможны неточности при переводах. Поэтому приведем текст А.-К.Бакиханова, как он опубликован издательством «Элм». Баку, 1991г. Итак, текст А.-К.Бакиханова: «Чамчиан пишет, что царь армянский Арташат, сын Санатрука, в 88 году н.э. сражался в степи Албанской с объединившимися аланами, дагестанцами, горцами и с частью иверцев, разбил их и взял в плен Сатена, сына царя Аланского, а часть его войска перешла на левый берег Куры. Царь аланский запросил мира. Дочь его Сатеник, явившись на берег реки, сказала через переводчика Арташату: «Мудрый и могущественный царь! Убиением брата моего ты поселишь вечную вражду между двумя сильными государями»… Далее идет рассказ о том, как Арташат, пораженный красотой и умом Сатеник, послал своего полководца Сумбата к отцу Сатеник с просьбой выдать ее за него замуж, и как «после бракосочетания Сатен был освобожден, и оба царя возвратились в свои владения. Спустя некоторое время царь аланский умирает, и престол захватил один из его полководцев. Сатен прибегнул к помощи Арташата, который отправил на помощь Сумбата с войском. После сражения похититель престола бежал к тюркам и преследуемый за Дербендом потерял много воинов убитыми и пленными. Остальных воинов Сумбат переселил в Армению, а Сатен утвердился на наследственном престоле. В подтверждение сказанного мы видим близ города Казикумука деревню и гору, называемые Сумбад» — текст Бакиханова. А ведь труд А.-К. Бакиханова «Гюлистани Ирам» является академическим изданием, вышедшим в 1991 году, его подготавливали и согласовывали с дагестанскими историками. Что значит «с объединившимися аланами, дагестанцами, горцами и частью иверцев»? Бакиханов не мог так писать. Природные аланы – один из ираноязычных племенных союзов, пришедших в Европу в начале I тыс. н.э., — государственности в первых веках н.э. не имели. Государственность у алан возникла в X веке после распада Хазарского каганата, куда они входили как одна из составляющих каганата. На территории Дагестана у алан царства быть не могло. Дело в том, что древнеармянские (Великая Армения, Киликийская Малая Армения) авторы аланами называли в целом все народы и племена, обитавшие за Кавказским хребтом на Восточном и Северном Кавказе. Так называемое Аланское царство — не что иное, как одно из «царств гор», которых в истории Дагестана было достаточное количество, начиная со времен незапамятных и кончая относительно недавними

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестанца задержали на взлетной полосе при попытке остановить самолет

Дагестанец, проспавший посадку на рейс Сургут-Махачкала, перелез через забор и выбежал на летное поле в попытке остановить самолет. По данным...

Жители Дагестана определяют облик своих городских пространств в 2025 году

Жители Дагестана определяют облик своих городских пространств в 2025 году. Принимайте участие во всероссийской акции голосования за территорию будущего...

Дагестанский государственный технический университет стал обладателем 100-миллионного гранта в рамках федерального проекта «Профессионалитет»

Дагестанский государственный технический университет получил грант на развитие образовательно-производственных центров в отрасли «Машиностроение» в рамках проекта «Профессионалитет», выиграв...

Дагестанских туристов ждет высокоскоростной Wi-Fi в горном кластере Сочи

Теперь туристы и сотрудники курорта «Газпром Поляна» могут бесплатно пользоваться цифровыми сервисами, включая высокоскоростной интернет. В этом году количество...
spot_imgspot_img

Два человека пострадали в результате хлопка газа в десятиэтажном доме в Махачкале

В многоквартирном панельном доме в Махачкале на улице Бейбулатова, 4 на десятом этаже произошел хлопок газовоздушной смеси без последующего...

Около 800 соискателей в Дагестане получили предложения о работе на ярмарке вакансий

На прошедшем накануне региональном этапе Всероссийской ярмарки «Работа России — время возможностей» 793 соискателя из Дагестана получили предложения о...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам