В современных условиях процессы, связанные с этнокультурной идентификацией самосознания народов Дагестана, на наш взгляд, происходят под влиянием двух интенсивных процессов и тенденций развития. С одной стороны, происходит все большая общедагестанская межкультурная коммуникация, взаимодействие и взаимовлияние, что свидетельствует о динамике развития в национальном самосознании этноинтегрирующих тенденций, ориентаций, признаков и черт, а с другой – в этнокультурном самосознании дагестанцев происходит значительный рост национально-этнических дифференциаций, этнокультурно-дистанцированное развитие.
В этих условиях одним из актуальных вопросов является исследование проблем сохранения многообразия этнических особенностей и самобытности народов Дагестана, поддержание их поликультурного, исторически сложившегося равновесия. Хотя и следует подчеркнуть, что это не является легкой задачей, поскольку эти процессы происходят под сильным влиянием все большего и активного расширения информативно-коммуникативного пространства.
Способны ли мы, дагестанцы, в условиях становления нового типа общества (гражданского), нового миропорядка, нового мировоззрения и новых ценностей в национально-межнациональных отношениях сохранить и поддерживать уникальное этнокультурное разнообразие и самобытность народов Дагестана? Как нам представляется, в дагестанском общественном сознании эта проблема в том смысле, насколько она важна и значима, пока что не стала предметом специальных обсуждений на уровне национальных политических элит и профессионалов.
В этих условиях считаем необходимым подчеркнуть, что поддержка и инициирование любых указанных процессов должны исходить из реальных и долговременных интересов только совместного развития народов Дагестана, необходимого вхождения их в мир сложных цивилизованных, межкультурно-толерантных отношений. В противном случае народам Дагестана грозит либо трансформация национального развития в русле национально ограниченных ориентаций, либо разрастание тенденций этнокультурной ассимиляции, следствием чего вполне могут быть обозначены процессы частичного или полного отказа от ценностей и самобытных символов традиционных национальных культур. То есть тенденция все большего расширения информационно-коммуникативного пространства как ведущая, главная тенденция, как реальность будет оборачиваться для этнокультур народов Дагестана постепенным удалением от собственных, национально-типичных, самобытных особенностей и корней. На этом основании можно предположить, что на фоне происходящих изменений во всем мире, в том числе в России и в Дагестане, постепенно будет значительно обостряться в целом вся национально-межнациональная проблема. Можно даже прогнозировать, что эти тенденции в национально-этническом развитии в России могут пойти в кризисном, крайне противоречивом варианте как на уровне всего общероссийского транснационального сообщества, так и на уровне отдельных регионов и национальных субъектов России. Усложнению и развитию противоречий в межнациональном факторе российского общества, на наш взгляд, во многом будет способствовать, с одной стороны, все больше расширяющаяся этнодисперсность как стихийный, во многом неуправляемый процесс, а с другой – информационно-коммуникативное пространство и образование на его основе множества вариантов национально-этнических виртуальных макро- и микромиров.
Так называемая проблема «многообразия культур народов Дагестана в условиях местной или региональной глобализации» органически взаимосвязана с тенденциями увеличения поликультурности, все большим и массовым распространением национально-национального и национально-русского двуязычия, межнациональных браков, долговременным этнодисперсным проживанием людей различных национальностей в одном населенном пункте, образованием большого количества многонациональных трудовых коллективов, обучением и воспитанием детей различных национальностей в однотипных школах и детских садах на общедагестанском языке межнационального общения (русском), активизацией межкультурных и межличностных, формальных и неформальных связей и отношений основной массы людей всех национальностей. Эти и другие межнационально сплачивающие процессы объективно и необратимо будут способствовать постепенному формированию общедагестански единого, поливариативного этнокультурного пространства (дагестанская вариативная региональная межэтничность).
Согласно рекомендации ООН проблемы межэтнической, межкультурной глобализации могут быть решены при соблюдении некоторых важных принципов построения мировой межэтнической политики толерантности: 1) сохранения языковых различий; 2) национальной культурной идентичности; 3) самобытного локального этнокультурного пространства; 4) обеспечения свободного доступа к национальному культурному наследию. Тем не менее этнокультуры народов Дагестана, в которых наличествует ряд существенных общих, фундаментальных исторически сложившихся межкультурных характеристик, которые составляют основу их национально-идентификационных моделей (культурно-историческая близость), на наш взгляд, во многом оказались неподготовленными к нарастающей общечеловеческой динамике изменений. Развитие современных электронных средств связи, все большее внедрение в духовную жизнь народов Дагестана новых информационно-интерактивных технологий необратимо будут производить в менталитете дагестанцев настоящий инновационный бум, значительно потеснив традиционные, самобытно-архаичные элементы, черты, признаки и вариации дагестанской моноэтничности.
Конечно, дагестанская мозаика поливариативно состоявшейся самобытной межэтничности исторически никогда не предполагала консервации и развития этничности только в пределах «своего». Это было бы упрощенным и примитивным взглядом на характер исторически сложившихся национальных и межнациональных отношений народов Дагестана. Нужно помнить и учитывать, что Дагестан был стратегическим рубежом евразийского пограничья, специфической зоной пересечения восточной и западной цивилизаций, мировых религий, регионом древнейших культур, где постоянно взаимодействовали и взаимообогащались самобытные культуры местных народов. В этом историческом контексте выработались общие «правила игры», идея дагестанской общности и идентичности. Дагестан в геополитическом плане исторически состоялся как единый геосоциальный полиэтнический организм, как ось, интегратор и проводник, который играл и долго еще будет играть роль связующего звена между Северным и Южным Кавказом. Осознанное чувство принадлежности к Дагестану, общедагестанской традиционности, духовное родство и общность исторических судеб, пожалуй, является главной социально-нравственной силой и основой последовательного развития интеграционных процессов в этнокультурах, межэтнических ориентациях народов Дагестана. То есть исторически выработанная внутридагестанская духовная сплоченность выступает здесь как реальная самоорганизация и самоуправление межэтническими проблемами.
Таким образом, в условиях глобализации в Дагестане особым образом обозначилась проблема ориентации на национально-традиционное и инновационное развитие этнокультурных процессов. Многообразие этнокультурных процессов, расширение процессов межкультурных взаимодействий, с одной стороны, способствуют унификации этнокультур, а с другой – служат развитию межкультурного плюрализма, поддерживающего этнокультурное разнообразие. Условно можно назвать эти процессы двумя сценариями или двумя тенденциями возможного развития из множества вариантов в перспективе этнокультурных процессов в дагестанском сообществе. Эти две тенденции, с одной стороны, обеспечивают размывание, постепенное исчезновение дагестанской национально-ограниченной, моноэтнической идентичности и усложнение идентификационных моделей дагестанской многовариативной идентичности, а с другой – развитие на этой основе дагестанского варианта маргинальности. Рассмотрим эти тенденции более подробно.
Размывание, постепенное исчезновение дагестанской национально-ограниченной идентичности – это только постепенный отказ от жесткого, этноограниченного каркаса идентичности, формирования психологии и культуры позитивной оценки иных национально-вариативных моделей мира, их ценностей и т.д. В рамках этого процесса в национальном самосознании дагестанцев все больше утверждается принцип развития национальной самобытности через развитие контактов доверия, уважения и толерантности к другим культурам. Развитие каждой национальной культуры народов Дагестана по отношению к другим культурам выполняет функцию не только сохранения своей этнокультурной идентичности, но и поддерживает, одобряет и уважает идентичность всех народов республики (умножает энергию межэтнического добра). То есть проблема этнокультурной идентичности в пределах «общедагестанской региональной миниглобализации» постепенно и реально становится мобильной и открытой, ориентированной не только на все местные, но и на другие, например, на соседние этносы (русские, азербайджанцы, чеченцы…). Это свидетельствует, во-первых, о наличии исторически сложившихся между народами республики и соседями положительных, доброжелательно-уважительных, одобряемо и толерантно ориентированных межэтнических отношений. Во-вторых, на основе единой этноконтактной среды постепенно происходят существенные изменения форм и характера межкультурных, межэтнических коммуникаций, в рамках которого между народами Дагестана все больше утверждаются принципы межкультурного, полиэтнического самосознания, взаимопонимания, взаимоуважения. Этнокультурное взаимодействие народов республики осуществляется на основе все больше обновляющейся системы ценностей общедагестанского цивилизационного синтеза духовности, общедагестанского диалога паритетного межкультурного многоголосия. В современных условиях этот принцип этнокультурного взаимодействия и взаимоотношения между народами Дагестана должен занять свои базовые, главенствующие позиции.
Усложнение дагестанских этнокультурных идентификационных поливариативных моделей развития связано с тем, что новые формы все большего инонационального взаимодействия, взаимопроникновения, открытости, доступности между народами Дагестана предполагают не частичное погружение в «чужую» культурную среду, а процесс изменяющего воздействия на те культуры, которые устойчиво и долговременно находятся во взаимных контактах и отношениях. Под воздействием информационно-коммуникативных систем в «чужих», но привычно и достаточно долго взаимно контактирующих этнокультурах постепенно начинается закономерный процесс уменьшения остатков энергии межнациональных обид, становления и роста инновационных элементов, общекультурных, «совместных творений». Этот процесс диалектически противоречив и сложен, поскольку он во многом деструктивен и креативен (разрушает традиционные основы культуры, разрушая создает и обновляет).
Саморазвитие этнокультур в условиях общедагестанских интенсивных контактов «работает» на активизацию принципов «умеренной дифференциации» культур всех народов республики, на их «самодостраивание», обогащая структурные элементы каждой культуры, находящейся в системе межкультурных контактов. Можно предположить, что дагестанец любой национальности в относительно далекой перспективе будет входить в общедагестанское духовное этноинтегрированное сообщество, сохраняя в той или иной форме и дозе наиболее национально-оригинальные и качественные признаки своей этнической идентичности как аварец, лезгин, даргинец, кумык, рутулец, цахурец, но существенно цивилизовав, преобразовав и переориентировав эти принципы на необходимость осознания общности и приоритетности общедагестанской идентичности. Поэтому поликультурность в условиях «общедагестанизации» — это не только взаимодействие по горизонтали, но и взаимодействие по вертикали, это суммарный результат усилий всех поколений и всех народов республики, это самая сложная «социально-гибридная материя» сложно переплетенных и «перекрестных» межкультурных связей и отношений.
Продолжение следует…