В общественно-политическом еженедельнике «Махачкалинские известия» вышли статьи: «Становление государственности и религиозный фактор в дагестанском историческом процессе»(№№ 49,50 за 2005 г. и №№ 1-9 за 2006 г.). «Еще раз о государственности и религиозном факторе» (№№ 38-46 за 2007 г.); «Лекетская дорога — великий путь народов»(№№ 10-14, 19 за 2008 г.). Эти аналитические материалы — результат совместного труда Т.И. Абдурахманова и А.Г. Гаджиева, хотя на страницах газеты озвучена только фамилия А.Г. Гаджиева — по настоянию главного редактора газеты «Махачкалинские известия», об этом необходимо сказать, потому что элементарные нормы соавторских взаимоотношений и порядочности не позволяют одному из нас присваивать труд и заслуги другого. Указанные статьи подготавливались к публикации главным редактором заранее, а А.Г. Гаджиев был привлечен к этой работе позднее для систематизации информационного материала по тематике. Надеемся, сотрудничество с редакцией «МИ» продолжится и далее, в настоящее время идет согласование нескольких тем для статей.
Предлагаемый ниже материал тоже совместный труд двух авторов. Много раз обсуждали эти вопросы и решили, несколько отступив от хронологической последовательности, завершить его в комплексе, разбить на три раздела. Первый — кавказский период истории Страны гор и сопредельных стран. Второй — связующее звено информации между первым и третьим разделами. Третий — древнейший период истории предков народов Северо-Восточного Кавказа.
Первый раздел считаем завершенным (указанные публикации в «МИ», которые вышли в 2005 — 2008 гг.). Второй раздел — предлагаемая ниже статья (относительно небольшая). Третий раздел еще не написан, идет обобщение материалов, надеемся представить его читателям в скором времени. В нем будет немало любопытного для интересующихся прошлым нашего края.
Как известно, древние цивилизации, о которых мы можем судить по сохранившимся памятникам культуры, археологии и письменности, а также легендам, преданиям и пр., окружены множеством тайн, уникальных в своей неповторимости. Известно также, какую роль играл Кавказ во взаимоотношениях Север-Юг, Восток-Запад, как отразились на его общеисторическом процессе имевшие место так называемые великие перемещения народов, пути миграции которых были известны еще с древнейших времен, в том числе и водные: по Каспию и впадающим в него рекам. К примеру, вот что писал Геродот 2,5 тыс. лет назад:»Каспийское море — это замкнутый водоем, не связанный ни с каким другим морем. Длина его — 15 дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте — 8 дней…». Геродот сам на Кавказе и Каспии не был, откуда он мог получить информацию? Значит, были источники. Каспий был к тому времени уже освоен для транспортных и торговых целей. Но кем? Не претендуя на истину в последней инстанции, авторы приводят ниже некоторую информацию к размышлению.
Начнем с Севера (Гиперборея, Аратта), а потом перейдем на Юг (Месопотамия, Шумер). О Гиперборее что-то знали древние греки, но сведений каких-либо не оставили, кроме того, что эта легендарная страна расположена на далеком севере, на берегах холодного моря. В новое время о Гиперборее вспомнили в начале XVIII века, когда в научных журналах Европы и России появились публикации о неких археологических находках, приобретаемых иностранцами у местных рыбаков в Архангельске, являвшемся в то время единственным портом России.
Россия начала направлять научные экспедиции на Север еще в начале XIX века, их возглавляли выдающиеся ученые. Продолжались они и в дальнейшем, в том числе и в советское время, результаты зафиксированы в письменных документах. Материальные следы, оставшиеся от Гипербореи, обнаружены, и вот далеко не полный их перечень: на острове Новая Сибирь обнаружены следы исчезнувшей много тысячелетий назад культуры и странные насыпные сооружения, курганы-пирамиды; забитый илом тоннель под дном священного озера Сейдозера и еще что-то; ландшафтное святилище с множеством «летучих» камней, расписанных таинственными знаками и петроглифами, рисунками; на архипелаге Кузова на Беломорье – перевернутый огромный каменный трон (Пуп Земли, как его назвали). И что интересно, когда с помощью рычагов и приспособлений поставили многотонный «трон» в вертикальное положение и стали очищать его, «на спинке трона исследователи увидели знаки, напоминающие древнеегипетскую символику» (источник дает информацию, что именно из символики Египта). Кстати, исследования в сопредельных регионах проводили и некоторые другие страны. К примеру, британские ученые заявили, что обнаружили на дне Северного моря остатки двух древних городов, возраст которых определили как 10 тыс. лет, но точные координаты не назвали. Так возникла гипотеза происхождения из Гипербореи — Полярной Атлантиды жителей, которые в очередную эпоху миграций — 6 тыс. лет назад — достигли Египта и создали там цивилизацию.
В связи с изложенным возникает вопрос: существовала ли какая-то связь между пиктограммами Гипербореи с еще нерасшифрованными изображениями на скалах и камнях Страны гор, особенно с календарями Кегерского нагорья? Напомним, там (современный Гунибский район Республики Дагестан) обнаружены 6 лунно-солнечных обсерваторий, включающих 16 календарей. Возраст отдельных из них 11-12 тыс. лет и более, других — 8,5-9 тыс. лет, третьих – 5 тыс. лет. Об этом позже, а пока об Аратте и Шумере (Месопотамия).
Араттой жители Месопотамии называли нынешний Урал, откуда получали золото и драгоценные камни, отношение к которым в Шумере и Вавилоне носило религиозно-мистический характер. В Месопотамии нет месторождений, в то же время огромные фигуры богов-быков из золота возвышались в городах Шумера и Вавилонии. Тот же Геродот, побывавший в Вавилоне 2,5 тыс. лет назад, рассказывая о своих впечатлениях, писал, что на высоте 33 метров в местном святилище стояла скульптура высшего божества — быка Мардука из чистого золота, на изготовление которого пошло 800 талантов золота (по современным меркам — 24 тонны). Персидский царь Кир, захвативший Вавилон в V веке до н.э., был поражен этим святилищем и обилием его содержимого… Таковы были обычаи и нравы древней Месопотамии, для возводимых культовых объектов требовалось в большом количестве золото и драгоценные камни, а получали их с севера — из Аратты.
По имеющимся данным, «около 6 — 7 тыс. лет назад торговые пути в основном шли на север вплоть до Южного Урала, где было особенно много драгоценных камней и золота. Только около 5 тыс. лет назад стали развиваться торговые пути в других направлениях». Примерно 5 тыс. лет назад были открыты торговые пути в Афганистан и Индию, на островах Персидского залива начали строить морские порты и возводить торговые города на северо-востоке Аравийского полуострова. Со временем «торговые пути протянутся в сторону Индии… Морской путь в Индию заменил намного более короткий, но сложный сухопутный маршрут на север до Урала», располагавшегося за семью горными хребтами от Шумера. Об этом говорится в одной из самых древнейших в Шумере и в мире поэме об Энмеркере (о первом реальном царе Урука, который отправил в Аратту своего посла и представителей с зерном для обмена на драгоценные камни), Энмеркер жил 4800 лет назад (в 28 веке до н.э.), и этот факт свидетельствует о том, что торговые связи Шумера с Южным Уралом не прекращались и после открытия торговых путей на восток. По этим же данным, торговые пути на Урал были известны жителям Месопотамии еще с дошумерских времен.
Шумерская цивилизация была не первой на Ближном и Среднем Востоке. Еще до переселения шумерских племен в Южную Месопотамию к северу, западу и северо-востоку от Южной Месопотамии существовали древние культуры Чатал Гуюк, Элам, Эбла и др. Шумеры стали строить города и писать таблички 5 тыс. лет назад, однако не они изобрели впервые письменность, она существовала у еще более древних народов. Более того, культуру и сельское хозяйство они заимствовали у более древних народов и уже после этого создали свою цивилизацию. Шумеры заимствовали у этих народов образ своего верховного божества — быка, и архитектуру святилищ — зиккуратов. В Чатал Гуюке археологи обнаружили самый древний культ быка. Возраст его на 3,5 тыс. лет древнее шумерского божества — быка, на 4 тыс. лет древнее вавилонского бога-быка Мардука, образ которого потом заимствовали и ассирийцы. В этой связи примечательно вот что: известные в древней истории Востока хурриты, племена которых занимали в те времена пространства от западных склонов Загроского хребта в Иране и далее верховья Тигра и Евфрата, Армянское нагорье, Восточную Грузию и Северо-Восточный Кавказ, не приняли символику бога-быка. Верховным божеством хурритов считался образ женщины Матери-Земли, а символом власти правителей — двуглавый орел — тот самый, который теперь обозначен на Государственном гербе России и в символике некоторых балканских стран. Хурриты являются прямыми древнейшими предками нынешних дагестанцев, ингушей и чеченцев (в алфавитном порядке), поэтому наш интерес к их истории особенный.
Так кто же оставил на скалах и камнях Нагорного Дагестана так называемые солнечно-лунные календари и пиктограммы? Выходцы из Гипербореи, с Юга, хурриты или кто-то другой? Прежде чем дать свою версию ответа, совершим еще один экскурс в прошлое Кавказа.
Анализ имеющейся информации показывает, что первый исход племенных союзов индоевропейской системы из Гипербореи начался после природной катастрофы, в результате которой за короткий период времени изменился климат Севера. Об этом свидетельствует следующий факт: когда русские землепроходцы стали осваивать Крайний Север для передвижения по тундре, они пользовались собачьими упряжками и санями. Иногда в вечной мерзлоте, бывшей когда-то болотами, они находили туши мамонтов. Мясо этих погибших более 10 тыс. лет назад мамонтов землепроходцы использовали как корм для собак, оно было пригодно в качестве пищи, вечная мерзлота сохранила туши.
Катастрофа Гипербореи носила глобальный характер, в том числе и для Кавказа. Обратим внимание: в датировке солнечных календарей в Нагорном Дагестане первый пробел приходится на период катастрофы в Гиперборее. Кавказ находится в том же пространстве долгот Земного шара, что и Гиперборея. Другой пример: именно тогда произошел грандиозных масштабов оползень и возникло известное Цыйшинское плато, о котором писали авторы этих строк в статьях, ранее опубликованных в газете. Оползень произошел недалеко от Кегерского нагорья, к юго-востоку от него на склонах горного массива Шунудаг около 10 тыс. лет назад.
Вернемся к миграционным процессам, вызванным катастрофой в Гиперборее и последовавшем за ней изменением климатических условий на Севере и в Сибири. О первоначальном этапе исхода из Гипербореи племен индоевропейцев в направлении Западной Европы и Юга упоминалось выше, возможно, были и другие миграции в сторону Юга, о которых пока не знаем, но многое достоверно известно. Обозначим периодизацию этих миграций индоевропейцев и начнем со II тыс. до н. э.
Около 4 тыс. лет назад племенные союзы индоевропейской системы стали перемещаться в южном направлении. Западные индоевропейские племена прошли на юг через Восточный Кавказ, уничтожили здесь и в Закавказье очаги Куро-Аракской культуры и на стыке III-II тыс. до н. э. добрались до Центральной Анатолии(Малая Азия). Восточные индоевропейские племена продолжали продвигаться на юг через Среднюю Азию. Часть этих племен достигла южных гор и повернула на юго-восток, в XIV-XIII веках до н. э. они достигли Северной Индии и захватили ее. К тому времени известная местная культура Харапы и Мохенджо-Даро уже не существовала. Завоеватели-арийцы ассимилировали племена местных дравидов, на основе этих языков возник язык санскрит, возникла новая индийская цивилизация. Этих поселившихся в Индии арийцев принято называть индоариями.
Другая часть племен, перемещавшихся на юг, захватила Восточный и Центральный Иран (отсюда и название страны Иран — «Айрана» (страна ариев), этих арийцев принято называть ираноариями. Это они сохранили тексты священной «Зенд-Авести», впоследствии приняли религию зороастризм, а уже от них — другие народы и племена, в числе которых и предки нынешних дагестанцев. Зороастризм оказал огромное влияние на монотеистические воззрения мировых религий: иудаизм, христианство, ислам…
Но вернемся к миграционным процессам, которые могли иметь отношение к дагестанскому историческому процессу. Именно поэтому еще об одной волне арийской миграции, причем через Кавказ: о вторжении в Западный Иран двух групп арийских племен — мадаи (мидийцев) и парсуа (персов).
Историки-иранисты утверждают, «иранские народы, поселившиеся в Западном Иране (мидяне и персы), вторглись в страну отдельно от других через горные перевалы к западу от Каспийского моря. Они и стали первыми иранцами, упоминаемыми в источниках». Начиная с IX века до н. э. названия этих иранских племен неоднократно встречаются в ассирийских источниках в описании военных походов на Иранское нагорье. По сообщениям Геродота, «мидяне, осевшие на северо-западе Иранского нагорья, делились на шесть племен, одно из которых составляли маги-жрецы, из него происходили священнослужители не только у мидян, но и у персов, они упорно сопротивлялись распространению зороастризма на западе».
Из арийцев, поселившихся в Иране, именно у мидян впервые возникла государственность. У коренных жителей страны давно существовала государственность — Элам, но к тому времени эламиты занимали небольшую провинцию на юго-западе страны. Могущество Элама было подорвано в борьбе против Шумера, Вавилона, Ассирии.
Мидяне создали царство (шахство) по типу Ассирии и Урарту, с которыми находились во взаимоотношениях — обычно враждебных. Мидяне захватили Персиду и Элам в юго-западном Иране, Центральный и Восточный Иран, которые вошли в состав Мидийского царства, после этого овладели Урарту и Ассирией (612 год до н. э.).
Продолжение следует…