Я работаю с будущими призывниками почти 40 лет. В школу пришел из армии, работа в школе нравится. Мои ученики очень умные и любознательные. Они действительно не любят полуправду, ненавидят ложь. Им надо помочь разобраться в этой чехарде, что творится в Вооруженных силах.
Они справедливо требуют толкового ответа на вопросы: «Зачем идти в армию, кого защищать, если никто не нападает?», «Почему я должен погибнуть в Чечне, за какую идею?» И подобных вопросов много. Они свидетельствуют о том, что ребята выросли, что им небезразлично свое будущее. И я как педагог стараюсь говорить с ними на равных, спорю, убеждаю, что любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамотные люди, которые готовы учиться и работать на его благо, а в случае необходимости встать на его защиту, как было в 1999 г., когда на Дагестан напали бандформирования Басаева, и народы как единая семья встали, защищая не только Дагестан, но и Россию.
Патриотизм — это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремлении служить его интересам, в готовности вплоть до самопожертвования к его защите.
Недаром характеризуя грамотного, воспитанного и умного человека, обычно говорят, что у него хорошая школа. Это и показал коллектив школы № 13 во главе с директором, заслуженным учителем РД М. Муртазаевой, в которой выпускники успешно сдали Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Вот почему в своем учебном заведении мы стараемся дать детям не только хорошие знания, но и научить их самостоятельно думать, принимать серьезные решения. Особое внимание уделяем патриотическому воспитанию. С этой целью в школе создан совет по военно-патриотическому воспитанию. Организуются оборонные кружки, действует отряд «Красный следопыт», девиз которого «Никто не забыт, ничто не забыто». К этой работе ребята приучаются с первого класса. Изучать героическое прошлое нашей страны им помогает лекторская группа, созданная из учеников 11-х классов. Героические дела земляков-дагестанцев Амет-Хана Султана, Магомеда Гаджиева, Валентина Эмирова, Юсупа Акаева, Николая Подорожного и многих других – это пример ребятам для подражания. Каждый год мы проводим в школе конференцию на тему «Наши земляки — герои фронта и труда», периодически организовываем встречи с ветеранами. Они очень важны и необходимы, так как способствуют воспитанию молодых в духе верности Отчизне.
Частые наши гости — генерал-майор Омар Муртазалиев, полковник Магомед Шахгусейнов, Анатолий Анохин, Ибрагим Далгатов, Загидин Османов, Али Нурбагандов, Раиса Абуева, Саид Биячуев.
Считаю, что пора кардинальным образом изменить отношение к системе «школа — армия». Необходимо рассматривать военную службу как этап профессиональной карьеры, возможность более качественно подготовить себя к будущей жизни. И начинать это надо еще в школе, создавая профильные классы, ориентируя молодежь на овладение военно-учебными специальностями.