29 – 30 марта 2009 г. состоится региональная научная конференция «История, историография горских евреев», организаторами которой являются Институт ИАЭ ДНЦ РАН, администрация г. Дербента и благотворительный фонд «Имид».
Одной из актуальных и сложных является тема, связанная с этнической историей того или иного народа.
Наиболее сложной и до конца не изученной является тема о происхождении татов и этапах их развития.
Таты появились в Дагестане в VI веке. Тогда Сасанидская держава переселила их из внутренних провинций государства для охраны путей с севера на юг — от дербентских укреплений до южного берега Каспийского моря. Одновременно им вменялось в обязанность усмирить местное население, восставшее против иноземного господства.
Со временем они обустроились в Дагестане на землях вдоль Каспийского побережья, в частности, в Дербенте, Табасаране и Кайтаге. В Дербенте и прилагающим к нему селах и по сей день сохраняют собственную материальную и духовную культуру.
Таты издавна привлекают внимание научного мира. Систематическое изучение этого этноконфессионального меньшинства началось в XIX веке. Но еще сегодня мы не все знаем о татах.
Большая часть этого этноса уже тогда, как и ныне, была двуязычна. Они говорили как на родном языке, принадлежащем к иранской языковой семье, так и на азербайджанском (тюркская языковая семья, которая в XIX — начале ХХ века являлась «лингва франка» почти на всем Кавказе).
Вплоть до 20-х годов XV века публикации о татах носили преимущественно справочно-информационный характер. Научное изучение их началось лишь позже. В XIX — XX вв. появились работы, в которых содержится научная интерпретация как прежних, так и новых материалов. Они подвергнуты всестороннему анализу, на основании которого ученые пришли к важным основополагающим выводам. Эти публикации позволили заключить, что, во-первых, таты — ираноязычные племена, появившиеся в Дагестане в VI веке вследствие завоевательной деятельности шахиншахов Сасанидов. Во-вторых, что таты сравнительно быстро адаптировались к новым условиям. В-третьих, что они переняли многое от автохтонов, влияние которых установлено в обрядах, одежде и напитках, традициях и пище, украшениях, поселениях и постройках.
Таты и дагестанские горцы всегда жили между собой в добрососедстве, заключали смешанные браки.
Среди тех, кто внес вклад в изучение татов, их материальной и духовной культуры, следует назвать в первую очередь историков А.А. Бакиханова,
Г. Алкадари, лингвистов Б.В. Миллера и А.Л. Грюнберга.
Бакиханов А.А. в середине XIX века, говоря о татах, останавливается на их экономической деятельности.
И. Березин в своем «Путешествии по Дагестану и Закавказью» описал в середине XIX века татов, привел сведения об их происхождении. В книге «Асари Дагестан» Г. Алкадари приводит ценные данные о татах и их расселении в Дагестане, их взаимоотношениях с дагестанскими горцами.
В.Б. Миллер привел не только общие сведения о татах, но был первым, кто специально исследовал татский язык. Его продолжателем стал А.Л. Грюнберг, которому принадлежит классическая работа о татском языке. И.М. Оранский, изучая иранские языки, также уделил внимание языку татов. Его труд стал новым достижением в этой сфере.
Как историка татский вопрос, точнее правильное самоназвание данного этноса, меня интересует давно. В 1997 г. издал книгу «Загадки этнонимов Дагестана», в которой достаточное место отведено и татам. Знаю многих представителей этого небольшого народа, с незапамятных времен живущего в Дагестане. Как только не называют этот этнос: и горскими евреями, и татами, и евреями. Более того, известных не только республике, но и бывшему СССР и даже зарубежным странам людей причисляют то к горским евреям, то к татам … Сумятица названий, мыслей является не чем иным, как незнанием предмета, привлечением материала любителей, а не профессионалов ученых-историков.
Некоторые авторы называют их «даг джугуд» (что переводится как «горский иудаист»), точнее, горец — иудей (горец, исповедующий иудаизм).
Известные представители российской и дагестанской интеллигенции профессор Л. Авшалумова, главный редактор Даградио Н. Гилядов, татские писатели Ю. Семенов, М. Бахшиев, Х. Авшалумов и многие другие относят и относили себя к татской народности. Они в своих статьях и выступлениях аргументированно неоднократно доказывали свою принадлежность к татскому этносу. Ю. Семенов, М. Бахшиев, Х. Авшалумов и другие татские писатели писали на татском языке, а не на татско-еврейском, которого вообще не существует. Танхо Израилов и Гавриил Илизаров всегда называли себя татами. У данного этноса есть татская литература, чему посвятила свою работу Г. Мусаханова, иначе она написала бы о татско-еврейской литературе. Вообще в мире нет и не было еврейского языка, сами евреи говорят на языках иврит или идиш.
Есть идиш (диалект немецкого) и есть иврит (возрожденный древний, откуда и пошло название народа, говорящего на этом языке — иври, еврей). Много лет назад группа представителей данного этноса выдвигала идею горско-еврейского языка, но ей не удалось защитить свою концепцию. Прогрессивная интеллигенция дала ей исчерпающие объяснения со страниц печати. И на самом деле, посудите сами: как можно говорить о горско-еврейском языке, когда горский еврей не название народа, а прозвище: даг джугуд (горец-иудаист). Мы – народы Дагестана — табасаранцы, аварцы, даргинцы и другие — горцы — мусульмане (исповедуем ислам), а они горцы — иудаисты (исповедуют иудаизм). Советская власть, избавившая народы от кличек: «хохол», «самоед», «тавлин», утвердила им названия (национальность) по языковому и этническому принципу (но ни в коем случае религиозному). Хохол, говоривший на украинском языке, стал украинцем, самоед — ненцем, тавлин (тавлу), говоривший на аварском, — аварцем, даргинец — даргинцем, даг джугуд, говоривший на татском, — татом, но вот что удивительно — прозвище осталось.
Конечно, в среде людей старшего возраста можно услышать слова: «иму джуурим», то есть мы евреи. Но в слово «евреи» вкладывают не понятие самоназвания национальности, а вероисповедания. Так уж повелось: вместо того чтобы сказать «мы иудаисты» говорят: «мы евреи». Но спросите только: «Вы ашкенази?», как тут же услышите: «Нет, мы не ашкенази, мы не европейские евреи, мы таты».
Таты — древние обитатели Дагестана. Территория, занимаемая ими, не представляет собой единого массива, так как они расселены среди дагестанского населения. Еще в начале ХХ века таты проживали в Дербенте, Порт-Петровске, Темир-Хан-Шуре, в селениях Тарки, Чир-юрт, Карабудахкент, Дешлагар, Маджалис, Рукель, Мугатыр, Гемейди, Янгикент, Ашага-Араг, Нютюг, Нюгди, Мюшкюр, Хошмензиль, Аглоби, Карчаг, Джараг – в более 30 населенных пунктах. На протяжении многих веков история татов развивалась в едином русле с историей дагестанских народов. Татский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков и составляет наречие новоперсидского языка.
Слово «тат» на протяжении веков имело различное значение. В раннем средневековье татами именовали все ираноязычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово «тат» применялось как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны.
В царской России татам иудейского вероисповедания дали название «горские евреи» по аналогии с так называемыми европейскими евреями, что не соответствовало ни их происхождению, ни даже самоназванию.
Отдельные исследователи ошибочно считали, что таты и горские евреи — это разные народы. Так, М.М. Ихилов, повторяя ошибочные взгляды авторов XIX века, необоснованно подразделял татов на собственно татов и горских евреев по конфессиональному признаку. Это мнение в литературе подвергнуто справедливой критике.
По последним данным, в Иране до последнего времени проживают около 30 тысяч татов — зороастрийцев, сохранивших древние обычаи и ритуалы. Следует особо отметить, что таты были зороастрийцами. В VIII-IX вв. н.э. после вторжения в Иран и на Кавказ арабов часть татов приняла ислам. Другая часть татского населения, жившая на Северо-Восточном Кавказе в подвластных Хазарскому каганату районах, стала исповедовать иудаизм, приняв у хазар.
Эти и последующие поселенцы из разных стран, прежде всего Ирана, несли с собой в Дагестан свой духовный опыт, закрепившийся в памяти народа. Этот психодуховный опыт таты передавали из поколения в поколение. Постоянное общение с дагестанскими народами наложило отпечаток на жизнь татов, на их мировоззрение.
Известные ученые: чл.-корр. РАН М. Дандамаев, профессора, доктора исторических наук Р. Магомедов, С. Гаджиева и другие в своих трудах считают татов одним из древних народов Кавказа. В Дагестане никогда не было антисемитизма, здесь мирно жили и мусульмане, и иудаисты, и христиане. Представители татского этноса, особенно молодые, настойчиво просили записывать их в паспортах татами, потому что в паспортных столах чинили препятствия.
В солидном издании «Большая советская энциклопедия» дается толкование татского этноса. Емко и убедительно о татском этносе написано в энциклопедии «Народы России». Она — уже нашего времени. И вот что здесь пишут. «Таты» (тат – самоназвание), численность в Российской Федерации — 19,4 тыс. человек, небольшие группы в других республиках Северного Кавказа, численность в Азербайджане 10,2 тыс. человек. Этническая общность татов в Иране составляет свыше 300 тыс. человек, говорят на татском языке. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита. Среди татов распространяется также азербайджанский язык… таты — мусульмане — шииты, таты — иудаисты и таты — христиане — монофисты. Близки по культуре к азербайджанцам и народам Дагестана (стр. 331). Составили и издали ее не любители и не дилетанты, а такие известные ученые, как А.М. Прохоров, Н.Г. Волкова, С.Я. Козлов и другие.
А вот выдержка из «Справки об этнической принадлежности татов — иудаистов (горских евреев)», составленной доктором исторических наук, ученым Института этнографии АН СССР В.И. Козловым: «По нашему мнению, права «Большая советская энциклопедия» (3-е издание), которая считает, что все группы Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР с татским языком, независимо от их религиозной принадлежности, являются единой татской народностью. Это обстоятельство должно быть учтено при национальном самоопределении. Во всяком случае присоединять их к так называемым европейским евреям (ашкенази), с которыми они не имеют ни общего языка, ни культуры, ни традиций и обычаев, не родственны по происхождению, нет оснований».
Что касается языка, то конкретный ответ дал доктор филологических наук, профессор Института языкознания АН СССР В.С. Расторгуев: «Принадлежит татский язык к группе иранских языков, которая в свою очередь входит в состав обширной индоевропейской семьи языков. Для двух его основных диалектов у нас приняты те же наименования, то есть северный и южный. Все это нашло отражение в разделе «Татский язык», опубликованном в коллективном труде «Основы иранского языкознания. Новоиранские языки. Западная группа». Так что при освещении вопросов этнической истории татов следует опираться на суждения известных ученых, а не пользоваться высказываниями любителей истории.
Известный публицист, ветеран труда, сын видного государственного и общественного деятеля Е. Мататова Михаил Мататов выступил с большой статьей в «Экономической газете». Называется она «ВДААМ (федерация европейских организаций и общин России) приватизирует татский народ» (№34, август 2001 год).
Татская диаспора, живущая в Москве, дает объективный, аргументированный, научно обоснованный ответ фальсификаторам и ревизионистам истории своего народа, его языка. Борисом Нуваховым, автором книги о всемирно известном враче Гаврииле Илизарове, выпущена книга «Таты России», публицистом и исследователем Михаилом Мататовым три работы — «Таты –иудаисты», «Таты Северного Кавказа» и «Татский фольклор». Ими ведется дискуссия на страницах «Экономической газеты».
В Дагестане — молчат. И это молчание – своего рода попустительство, дает возможность и уверенность отдельным не чистым совестью авторам, совершенно не зная этноса, используя уже известные факты, публикации, опираясь на сомнительные источники, информации, делать экскурс в его историю, давать оценку происхождению его языка, «легко разбираться» во всех хитросплетениях исторического развития народа, игнорируя утвердившееся мнение в науке.
В целом изучение татов превратилось в длительный научный процесс, который еще далек от завершения. Каждая эпоха, каждое новое поколение ученых открывают неизведанные страницы многовековой и интересной истории татов в Дагестане.
Ираноязычные таты уже давно трансформировались в местное население Дагестана. Дальнейшее изучение позволит еще глубже и объемнее понять их прошлое и историческую память, менталитет, верования и этнопсихологию, то есть все то, что способствует восприятию татского этноконфессионального меньшинства как неповторимого, своеобразного, уникального, как и любой другой народ, этноса Дагестана.
Как выше изложено по вопросу об этническом названии татов, в литературе существуют различные мнения. Однако, касаясь данной темы, некоторые исследователи этого не учитывают.
В 2007 г. вышла книга Г. Сосунова «Еврейские памятники Восточного Кавказа». Автор раздела «Очерк истории и географии расселения горских евреев» И. Семенов специально игнорирует взгляды исследователей, посвятивших свои труды татскому этносу. В отношении названия татов И. Семенов поддерживает определение «горские евреи», которое вошло в литературу в XIX в. с подачи представителей царской администрации. Разве безответственное определение царских чиновников можно принять за научную точку зрения? Ведь известно, что таты — иранская этническая общность, которая более полутора тысяч лет назад связала свою судьбу с Дагестаном, и татам небезразлично, как их называют.
Отдельные лица всячески стараются доказать и хотят, чтобы таты называли себя евреями.
Разве можно заставить народ отказаться от своего названия?