К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТАТОВ ДАГЕСТАНА

29 – 30 марта 2009 г. состоится региональная научная конференция «История, историография горских евреев», организаторами которой являются Институт ИАЭ ДНЦ РАН, администрация г. Дербента и благотворительный фонд «Имид».
Одной из актуальных и сложных является тема, связанная с этнической историей того или иного народа.
Наиболее сложной и до конца не изученной является тема о происхождении татов и этапах их развития.

Таты появились в Дагестане в VI веке. Тогда Сасанидская держава переселила их из внутренних провинций государства для охраны путей с севера на юг — от дербентских укреплений до южного берега Каспийского моря. Одновременно им вменялось в обязанность усмирить местное население, восставшее против иноземного господства.
Со временем они обустроились в Дагестане на землях вдоль Каспийского побережья, в частности, в Дербенте, Табасаране и Кайтаге. В Дербенте и прилагающим к нему селах и по сей день сохраняют собственную материальную и духовную культуру.
Таты издавна привлекают внимание научного мира. Систематическое изучение этого этноконфессионального меньшинства началось в XIX веке. Но еще сегодня мы не все знаем о татах.
Большая часть этого этноса уже тогда, как и ныне, была двуязычна. Они говорили как на родном языке, принадлежащем к иранской языковой семье, так и на азербайджанском (тюркская языковая семья, которая в XIX — начале ХХ века являлась «лингва франка» почти на всем Кавказе).
Вплоть до 20-х годов XV века публикации о татах носили преимущественно справочно-информационный характер. Научное изучение их началось лишь позже. В XIX — XX вв. появились работы, в которых содержится научная интерпретация как прежних, так и новых материалов. Они подвергнуты всестороннему анализу, на основании которого ученые пришли к важным основополагающим выводам. Эти публикации позволили заключить, что, во-первых, таты — ираноязычные племена, появившиеся в Дагестане в VI веке вследствие завоевательной деятельности шахиншахов Сасанидов. Во-вторых, что таты сравнительно быстро адаптировались к новым условиям. В-третьих, что они переняли многое от автохтонов, влияние которых установлено в обрядах, одежде и напитках, традициях и пище, украшениях, поселениях и постройках.
Таты и дагестанские горцы всегда жили между собой в добрососедстве, заключали смешанные браки.
Среди тех, кто внес вклад в изучение татов, их материальной и духовной культуры, следует назвать в первую очередь историков А.А. Бакиханова,
Г. Алкадари, лингвистов Б.В. Миллера и А.Л. Грюнберга.
Бакиханов А.А. в середине XIX века, говоря о татах, останавливается на их экономической деятельности.
И. Березин в своем «Путешествии по Дагестану и Закавказью» описал в середине XIX века татов, привел сведения об их происхождении. В книге «Асари Дагестан» Г. Алкадари приводит ценные данные о татах и их расселении в Дагестане, их взаимоотношениях с дагестанскими горцами.
В.Б. Миллер привел не только общие сведения о татах, но был первым, кто специально исследовал татский язык. Его продолжателем стал А.Л. Грюнберг, которому принадлежит классическая работа о татском языке. И.М. Оранский, изучая иранские языки, также уделил внимание языку татов. Его труд стал новым достижением в этой сфере.
Как историка татский вопрос, точнее правильное самоназвание данного этноса, меня интересует давно. В 1997 г. издал книгу «Загадки этнонимов Дагестана», в которой достаточное место отведено и татам. Знаю многих представителей этого небольшого народа, с незапамятных времен живущего в Дагестане. Как только не называют этот этнос: и горскими евреями, и татами, и евреями. Более того, известных не только республике, но и бывшему СССР и даже зарубежным странам людей причисляют то к горским евреям, то к татам … Сумятица названий, мыслей является не чем иным, как незнанием предмета, привлечением материала любителей, а не профессионалов ученых-историков.
Некоторые авторы называют их «даг джугуд» (что переводится как «горский иудаист»), точнее, горец — иудей (горец, исповедующий иудаизм).
Известные представители российской и дагестанской интеллигенции профессор Л. Авшалумова, главный редактор Даградио Н. Гилядов, татские писатели Ю. Семенов, М. Бахшиев, Х. Авшалумов и многие другие относят и относили себя к татской народности. Они в своих статьях и выступлениях аргументированно неоднократно доказывали свою принадлежность к татскому этносу. Ю. Семенов, М. Бахшиев, Х. Авшалумов и другие татские писатели писали на татском языке, а не на татско-еврейском, которого вообще не существует. Танхо Израилов и Гавриил Илизаров всегда называли себя татами. У данного этноса есть татская литература, чему посвятила свою работу Г. Мусаханова, иначе она написала бы о татско-еврейской литературе. Вообще в мире нет и не было еврейского языка, сами евреи говорят на языках иврит или идиш.
Есть идиш (диалект немецкого) и есть иврит (возрожденный древний, откуда и пошло название народа, говорящего на этом языке — иври, еврей). Много лет назад группа представителей данного этноса выдвигала идею горско-еврейского языка, но ей не удалось защитить свою концепцию. Прогрессивная интеллигенция дала ей исчерпающие объяснения со страниц печати. И на самом деле, посудите сами: как можно говорить о горско-еврейском языке, когда горский еврей не название народа, а прозвище: даг джугуд (горец-иудаист). Мы – народы Дагестана — табасаранцы, аварцы, даргинцы и другие — горцы — мусульмане (исповедуем ислам), а они горцы — иудаисты (исповедуют иудаизм). Советская власть, избавившая народы от кличек: «хохол», «самоед», «тавлин», утвердила им названия (национальность) по языковому и этническому принципу (но ни в коем случае религиозному). Хохол, говоривший на украинском языке, стал украинцем, самоед — ненцем, тавлин (тавлу), говоривший на аварском, — аварцем, даргинец — даргинцем, даг джугуд, говоривший на татском, — татом, но вот что удивительно — прозвище осталось.
Конечно, в среде людей старшего возраста можно услышать слова: «иму джуурим», то есть мы евреи. Но в слово «евреи» вкладывают не понятие самоназвания национальности, а вероисповедания. Так уж повелось: вместо того чтобы сказать «мы иудаисты» говорят: «мы евреи». Но спросите только: «Вы ашкенази?», как тут же услышите: «Нет, мы не ашкенази, мы не европейские евреи, мы таты».
Таты — древние обитатели Дагестана. Территория, занимаемая ими, не представляет собой единого массива, так как они расселены среди дагестанского населения. Еще в начале ХХ века таты проживали в Дербенте, Порт-Петровске, Темир-Хан-Шуре, в селениях Тарки, Чир-юрт, Карабудахкент, Дешлагар, Маджалис, Рукель, Мугатыр, Гемейди, Янгикент, Ашага-Араг, Нютюг, Нюгди, Мюшкюр, Хошмензиль, Аглоби, Карчаг, Джараг – в более 30 населенных пунктах. На протяжении многих веков история татов развивалась в едином русле с историей дагестанских народов. Татский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков и составляет наречие новоперсидского языка.
Слово «тат» на протяжении веков имело различное значение. В раннем средневековье татами именовали все ираноязычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово «тат» применялось как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны.
В царской России татам иудейского вероисповедания дали название «горские евреи» по аналогии с так называемыми европейскими евреями, что не соответствовало ни их происхождению, ни даже самоназванию.
Отдельные исследователи ошибочно считали, что таты и горские евреи — это разные народы. Так, М.М. Ихилов, повторяя ошибочные взгляды авторов XIX века, необоснованно подразделял татов на собственно татов и горских евреев по конфессиональному признаку. Это мнение в литературе подвергнуто справедливой критике.
По последним данным, в Иране до последнего времени проживают около 30 тысяч татов — зороастрийцев, сохранивших древние обычаи и ритуалы. Следует особо отметить, что таты были зороастрийцами. В VIII-IX вв. н.э. после вторжения в Иран и на Кавказ арабов часть татов приняла ислам. Другая часть татского населения, жившая на Северо-Восточном Кавказе в подвластных Хазарскому каганату районах, стала исповедовать иудаизм, приняв у хазар.
Эти и последующие поселенцы из разных стран, прежде всего Ирана, несли с собой в Дагестан свой духовный опыт, закрепившийся в памяти народа. Этот психодуховный опыт таты передавали из поколения в поколение. Постоянное общение с дагестанскими народами наложило отпечаток на жизнь татов, на их мировоззрение.
Известные ученые: чл.-корр. РАН М. Дандамаев, профессора, доктора исторических наук Р. Магомедов, С. Гаджиева и другие в своих трудах считают татов одним из древних народов Кавказа. В Дагестане никогда не было антисемитизма, здесь мирно жили и мусульмане, и иудаисты, и христиане. Представители татского этноса, особенно молодые, настойчиво просили записывать их в паспортах татами, потому что в паспортных столах чинили препятствия.
В солидном издании «Большая советская энциклопедия» дается толкование татского этноса. Емко и убедительно о татском этносе написано в энциклопедии «Народы России». Она — уже нашего времени. И вот что здесь пишут. «Таты» (тат – самоназвание), численность в Российской Федерации — 19,4 тыс. человек, небольшие группы в других республиках Северного Кавказа, численность в Азербайджане 10,2 тыс. человек. Этническая общность татов в Иране составляет свыше 300 тыс. человек, говорят на татском языке. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита. Среди татов распространяется также азербайджанский язык… таты — мусульмане — шииты, таты — иудаисты и таты — христиане — монофисты. Близки по культуре к азербайджанцам и народам Дагестана (стр. 331). Составили и издали ее не любители и не дилетанты, а такие известные ученые, как А.М. Прохоров, Н.Г. Волкова, С.Я. Козлов и другие.
А вот выдержка из «Справки об этнической принадлежности татов — иудаистов (горских евреев)», составленной доктором исторических наук, ученым Института этнографии АН СССР В.И. Козловым: «По нашему мнению, права «Большая советская энциклопедия» (3-е издание), которая считает, что все группы Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР с татским языком, независимо от их религиозной принадлежности, являются единой татской народностью. Это обстоятельство должно быть учтено при национальном самоопределении. Во всяком случае присоединять их к так называемым европейским евреям (ашкенази), с которыми они не имеют ни общего языка, ни культуры, ни традиций и обычаев, не родственны по происхождению, нет оснований».
Что касается языка, то конкретный ответ дал доктор филологических наук, профессор Института языкознания АН СССР В.С. Расторгуев: «Принадлежит татский язык к группе иранских языков, которая в свою очередь входит в состав обширной индоевропейской семьи языков. Для двух его основных диалектов у нас приняты те же наименования, то есть северный и южный. Все это нашло отражение в разделе «Татский язык», опубликованном в коллективном труде «Основы иранского языкознания. Новоиранские языки. Западная группа». Так что при освещении вопросов этнической истории татов следует опираться на суждения известных ученых, а не пользоваться высказываниями любителей истории.
Известный публицист, ветеран труда, сын видного государственного и общественного деятеля Е. Мататова Михаил Мататов выступил с большой статьей в «Экономической газете». Называется она «ВДААМ (федерация европейских организаций и общин России) приватизирует татский народ» (№34, август 2001 год).
Татская диаспора, живущая в Москве, дает объективный, аргументированный, научно обоснованный ответ фальсификаторам и ревизионистам истории своего народа, его языка. Борисом Нуваховым, автором книги о всемирно известном враче Гаврииле Илизарове, выпущена книга «Таты России», публицистом и исследователем Михаилом Мататовым три работы — «Таты –иудаисты», «Таты Северного Кавказа» и «Татский фольклор». Ими ведется дискуссия на страницах «Экономической газеты».
В Дагестане — молчат. И это молчание – своего рода попустительство, дает возможность и уверенность отдельным не чистым совестью авторам, совершенно не зная этноса, используя уже известные факты, публикации, опираясь на сомнительные источники, информации, делать экскурс в его историю, давать оценку происхождению его языка, «легко разбираться» во всех хитросплетениях исторического развития народа, игнорируя утвердившееся мнение в науке.
В целом изучение татов превратилось в длительный научный процесс, который еще далек от завершения. Каждая эпоха, каждое новое поколение ученых открывают неизведанные страницы многовековой и интересной истории татов в Дагестане.
Ираноязычные таты уже давно трансформировались в местное население Дагестана. Дальнейшее изучение позволит еще глубже и объемнее понять их прошлое и историческую память, менталитет, верования и этнопсихологию, то есть все то, что способствует восприятию татского этноконфессионального меньшинства как неповторимого, своеобразного, уникального, как и любой другой народ, этноса Дагестана.
Как выше изложено по вопросу об этническом названии татов, в литературе существуют различные мнения. Однако, касаясь данной темы, некоторые исследователи этого не учитывают.
В 2007 г. вышла книга Г. Сосунова «Еврейские памятники Восточного Кавказа». Автор раздела «Очерк истории и географии расселения горских евреев» И. Семенов специально игнорирует взгляды исследователей, посвятивших свои труды татскому этносу. В отношении названия татов И. Семенов поддерживает определение «горские евреи», которое вошло в литературу в XIX в. с подачи представителей царской администрации. Разве безответственное определение царских чиновников можно принять за научную точку зрения? Ведь известно, что таты — иранская этническая общность, которая более полутора тысяч лет назад связала свою судьбу с Дагестаном, и татам небезразлично, как их называют.
Отдельные лица всячески стараются доказать и хотят, чтобы таты называли себя евреями.
Разве можно заставить народ отказаться от своего названия?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Юсуп Умавов поздравил муниципальных служащих Махачкалы с профессиональным праздником

Глава Махачкалы Юсуп Умавов поздравил коллег, сотрудников и ветеранов муниципальной службы города с профессиональным праздником – Днем местного самоуправления. «Этот...

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...
spot_imgspot_img

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам