Всегда приятно встретить человека, преданного своему делу, выбранному еще в юности, особенно если этот человек – педагог. Философ-идеалист Иммануил Кант как-то сказал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Слова немецкого философа вспомнились мне при знакомстве с Нариманом Михайловичем Вагабовым, директором Дербентского филиала Дагестанского государственного педагогического университета, ученым и педагогом, обаятельным человеком и интересным собеседником.
Коротко о нем самом. Нариман Вагабов родом из высокогорного села Усур Ахтынского района, среднюю школу окончил в Махачкале, после чего поступил на исторический факультет Дагестанского государственного университета. Продолжил учебу в очной аспирантуре философского факультета МГУ. Здесь под руководством нашего земляка – доктора философских наук, профессора Ш.М. Мамедова подготовил и в 1979 году защитил кандидатскую диссертацию по теме конфессиональной исключительности в исламе.
Вернувшись в Дагестан, он связал свою трудовую деятельность со ставшим ему родным Дагестанским педуниверситетом, где в течение десяти лет, с 1979 по 1989 годы, работал ассистентом, старшим преподавателем и доцентом кафедры философии. С 1989 года, когда открылась новая кафедра теории и истории культуры, стал доцентом, а с 2000 года и профессором этой кафедры. В 2005 году защитил докторскую диссертацию по теме «Ислам и глобализация современного мира». В 2007 году назначен директором филиала ДГПУ в Дербенте.
Н.М. Вагабов по праву считается одним из ведущих религиоведов республики. За заслуги в деле подготовки педагогических кадров в 2000 году ему было присвоено звание заслуженного работника образования РД, он является лауреатом Государственной премии РД за 2001 год в области общественных наук за монографию «Ислам: история и современность».
— Нариман Михайлович, хотелось бы услышать от вас о Дербентском филиале педуниверситета и о ваших коллегах.
— Начну с самого педуниверситета. Еще в 1917 году в Темир-Хан-Шуре открылось учебное заведение, которое сегодня превратилось в один из крупнейших научно-образовательных комплексов региона. Число студентов, обучающихся здесь по 30 специальностям, доходит ныне до 32 тысяч человек. Университет имеет пять филиалов в городах республики: Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте, Избербаше и Кизилюрте. ДГПУ плодотворно сотрудничает со многими международными организациями, в том числе и такими, как ЮНЕСКО, WWF, имеет договоры более чем с 20 университетами и другими образовательными учреждениями Европы (Великобритании, Бельгии, Белоруссии, Украины, Польши), Америки (США), Африки (ЮАР), Азии (Турции, Ирана), которые предусматривают возможность участия наших студентов и аспирантов в программах международного обмена и обучения за рубежом. В ДГПУ функционируют аспирантура и докторантура, проводящие послевузовскую подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе аспирантов по 25 специальностям, докторантов по трем специальностям. Научное руководство аспирантами осуществляют более 80 высококвалифицированных специалистов, среди которых 60 докторов наук.
В Дербентском филиале ДГПУ открыто девять факультетов: филологический, иностранных языков, исторический, права, дошкольной педагогики и психологии, начальных классов, физической культуры, информатики и биологический. У нас свыше 190 сотрудников, 70 процентов из которых имеют звания кандидатов и докторов наук. Из них я могу назвать доктора филологических наук Маиду Алимурзаевну Баширову, доктора педагогических наук Сафаретдина Яхьяевича Назирова, кандидатов филологических наук Светлану Джавадовну Магомедову и Веру Михайловну Музину, кандидата педагогических наук Наиру Исметовну Азизову, кандидата физико-математических наук Джангира Зейнудиновича Раджабова и многих других, всех не перечислишь. Сегодня в филиале обучаются четыре тысячи студентов, из них на дневном отделении – около 2500 человек.
У нас имеются спортзал площадью в 600 квадратных метров, интернет-кафе на 150 посадочных мест, три компьютерных класса. В прошлом году мы перешли в новый корпус, отданный нам в аренду заводом шлифовальных станков. Пришлось проделать большой объем работ, чтобы он действительно выглядел как новый, и теперь здесь ничто не напоминает об осыпавшейся штукатурке, прогнивших окнах и дверях, о провалившихся полах. Мы можем гордиться просторными аудиториями, из которых еще не выветрился запах краски, длинными коридорами, которые не кажутся узкими от обилия света неоновых ламп и белых стен и потолка. Облицованные красивым кафелем санузлы, выложенный яркой плиткой двор… Не все доведено до конца, предстоит еще немало сделать по благоустройству, но главное – в аудитории, где проходят занятия, завезены новые столы и стулья, доски; оборудованы компьютерные классы, кабинеты для преподавателей. В двухэтажном здании нового корпуса всего 16 аудиторий, в которых одновременно могут заниматься 600 студентов. Следует отметить, что финансировались ремонтные работы из собственных средств ДГПУ.
— Разве вам никто не помог ускорить ремонтные работы?
— Помогал весь педагогический коллектив. Постаралась строительная фирма «Шах». И, конечно же, я не могу не поблагодарить председателя городского Собрания Дербента Мурада Гаджиева, оказавшего нам неоценимое содействие при переговорах об аренде с руководством завода шлифовальных станков.
— Как нам стало известно из бесед с вашими коллегами, в филиале взят курс на повышение качества профессиональной подготовки студентов, на возрождение «культа» учителя, важной фигуры в истории общества…
— Если попытаться вникнуть в суть проблемы, можно увидеть, что именно учитель определяет будущее народа, в этих словах нет преувеличения. Учитель создает мотивацию для выбора профессии будущим экономистам, юристам, врачам и т.д. Мы, педагоги, делаем ставку на молодежь, так как она лучше чувствует пульс времени, полна энергии и стремления идти вперед. Наша основная задача на сегодняшний день – заинтересовать студентов учебой, всемерно стимулировать их заинтересованность. Ведь если в школу придет плохой учитель, дети недополучат знаний, а в результате пострадает все общество. Мы над этим думаем и предпринимаем соответствующие шаги. Мы будем так работать над повышением качества образования, чтобы наши выпускники гордо носили звание учителя.
— Какие качества, по-вашему, делают учителя первоклассным?
— Прежде всего – любовь к своей профессии, хорошие знания. Он всегда должен быть примером для других, сам постоянно учиться, чтобы учить других.
— А каким, по-вашему, должен быть директор школы или руководитель другого образовательного учреждения, к примеру, того же филиала университета?
— На этот вопрос я могу ответить словами советского педагога и писателя Антона Макаренко: «Единство педагогического коллектива — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом». Каждое решение руководитель должен принимать, всячески избегая ошибок, без спешки и суеты. Безусловно, большое значение имеет благоприятная атмосфера в коллективе. Не могу не отметить, что в этом смысле мне повезло: я всегда работал и в настоящее время работаю в дружном, сплоченном коллективе, где все понимают друг друга с полуслова, интересно учиться друг у друга. Наша сила именно в коллективной дружбе и в коллективной совести.
Дербентский филиал занял первое место в ДГПУ по итогам научно-исследовательской деятельности, за что получил диплом из рук ректора университета Д.М. Маллаева. Наша команда «Троянский конь» в апреле прошлого года стала финалистом VIII чемпионата России по интеллектуальным играм среди студентов, а в мае успешно выступила на фестивале интеллектуальных игр «Третий блин». Филиал награжден дипломом администрации Дербента и Комитета по делам молодежи за участие в фестивале «Студенческая весна-2008». Этот список можно продолжить.
— Нариман Михайлович, хочу спросить у вас как у педагога и ученого: что больше всего мешает нам жить лучше, достойно?
— Безответственность и безнаказанность. Пьянство и прочие бытовые пороки.
— Что нужно человеку для счастья?
— Здоровье, счастливая семья, успешная карьера. Именно таких людей и высокообразованных специалистов мы и стремимся выпускать из стен нашего филиала.