Конференция «Национальные языки Дагестана. Проблемы и перспективы функционирования», организованная Институтом языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, состоялась в минувшую пятницу. Среди присутствующих были научные сотрудники ИЯЛИ ДНЦ РАН, преподаватели, заведующие кафедрами, деканы соответствующих факультетов Даггосуниверситета и Даггоспедуниверситета. Также в конференции приняли участие первый заместитель министра по национальной политике, информации и внешним связям РД Зикрула Ильясов и председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов.
Мероприятие прошло в рамках Международного Дня родного языка, который отмечается с 1999 г. по инициативе ЮНЕСКО. Для Дагестана этот вопрос особенно актуален, так как население республики говорит на 11 письменных и 14 бесписьменных языках, не считая языков отдельных селений. «Самочувствие наших родных языков далеко не идеальное. Мы эту проблему не решили и решать не собираемся», — так сказал один из докладчиков, и эти слова можно выделить в качестве лейтмотива всего мероприятия.
Если говорить о жителях республики, не владеющих или плохо владеющих родными языками, то это в первую очередь молодежь и жители Махачкалы. На сегодняшний день 92% учащихся Махачкалы не владеют родным языком. Было отмечено, что Президент РД Муху Алиев развитие языков и национальной культуры народов Дагестана отнес к числу главных задач и что приоритет государственной власти – в обеспечении духовной преемственности поколений. Внимание к родным языкам нужно выдвинуть на первый план в условиях билингвизма (двуязычия) в республике. Это для нас уже незыблемая норма жизни, но абсолютизация роли русского языка может быть чревата падением престижа национальных языков. И этот настораживающий процесс уже начался. Охрана языков и культуры малых народов прописана в Европейской Конвенции и Хартии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН создал словари на 12-ти письменных языках Дагестана.
ДНЦ вынашивается идея в виде проекта по созданию краеведческого, культурно-просветительского центра музейного типа с обеспечением высокотехнических и информационных средств, а это возможно лишь при поддержке государства. Было отмечено, что изучение национальных языков в школах поставлено не на должном уровне, тем более в городах.
Есть школы, в которых вообще не ведется преподавание родных языков. Большие проблемы с изданием учебных пособий и со специалистами.
Зикрула Ильясов в своем докладе отметил, что в последнее время увеличился интерес к проблеме национальных языков, ученые публикуют статьи, выпускают монографии. Закон «О развитии национальных отношений» на 2008-2010 гг., принятый Народным Собранием в марте 2008 г., предусматривает создание при Правительстве РД национальных комиссий, проведение олимпиад по национальным языкам. З. Ильясов сказал, что родные языки у нас защищены двумя Конституциями – Российской Федерации и Республики Дагестан. «Здесь собрались люди, которые в хорошем смысле лоббируют национальные языки». Он отметил и положительный сдвиг – в школах начали изучать ногайский, чеченский, азербайджанский и татский языки, на телевидении ведутся передачи на национальных языках, но, к сожалению, количество часов вещания радиопередач на родных языках федеральный центр сокращает.
Зикрула Ильясов отметил важнейшую проблему – у нас нет переводчиков, потому что советская школа переводчиков распалась. Союз писателей должен обратить на это внимание. Пишущих на русском языке не переводят на национальные и наоборот. Шла речь и о том, что начинать преподавать родные языки следует в детсадах.
Иса Абдуллаев – главный научный сотрудник Института лексикологии и лексикографии ДНЦ РАН привел в пример соседнюю Калмыкию, где расходы на развитие родного языка рассматриваются отдельной статьей бюджета.
Доктор филологических наук, профессор А.Г. Гюльмагомедов в своем докладе «Некоторые вопросы сохранения и изучения языков Дагестана» отметил, что, «начиная с конца 60-х годов XX столетия, и в отечественной, и в зарубежной лингвистике усиливаются мотивы по интенсификации работы по сохранению языков малочисленных народов. Предлагаются специфические методы и пути описания языков, говорят о необходимости создания специальной научной дисциплины – экологии языков. «Но не нужно игнорировать русский язык, так как чем больше языков человек знает, тем он образованнее. Р.М. Магомедов, известный в республике историк, кавказовед, говорил: «Порознь наши народы не имеют будущего».