Он родился в 1921 году, воевал на фронте, был два раза ранен, имеет ордена и медали: орден Отечественной войны II степени, «Красной Звезды»; медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Сталинграда», «За взятие Кенигсберга» и др. Алексей Иванович был призван на фронт еще до войны, в 1940 году, на Дальний Восток. Здесь на границе с Японией стояли войска ПУР (Полтавский укрепленный район). Их часто перебрасывают под Сталинград, в самое пекло боев. Здесь происходит самое знаменитое сражение Второй мировой войны – Сталинградская битва. Щербаков вспоминает конец июля 1942 года, когда они прибыли в Сталинград. Там кипели страшные бои, «земля стонала в ярости огня». Их дивизион, прибывший с Дальнего Востока, был разгромлен в ходе боев. Малое число солдат осталось в нем, и его расформировали по другим частям. Как и другие оставшиеся в живых солдаты, под Сталинградом он был ранен. В госпитале Щербаков провел около месяца. Затем снова попал в Сталинград.
Их часть двинулась на юг. Освободила Ростов, Таганрог, Константиновку, Горловку, Мелитополь – это уже Украина. За взятие Горловки – шахтерского крупного поселка дивизия получила наименование Горловская. Под Горловкой Алексей Иванович был опять ранен. Его везли в медсанбат, ранение было легкое. Он сидел в грузовике возле кабины, ехали по степи, и вдруг кто-то сзади в грузовик бросил гранату, так и не выяснилось кто. Солдат чудом остался жив. Если бы он был на метр — полтора ближе к попаданию — могло бы разорвать. В медсанбат он так и не попал, и снова в бой. Мелитополь. Затем уже в Крыму Пятихатка, город Саки, и все с боями.
И наконец битва за Севастополь. Это был май 1944 года. Немцы сопротивлялись ожесточенно, но в полной мере натиску наших войск противостоять не смогли. Севастополь – город-герой, оплот Черноморского флота, был взят 9 мая только в 1944-м, отмечали взятие города в кругу фронтовых друзей. И вот Алексей Иванович вспоминает, что один из его друзей, старший лейтенант, как будто предсказал, что война с фашистской Германией закончится ровно через год. Тогда солдат очень волновал этот вопрос. Ведь все хотели поскорее вернуться домой. Прогноз лейтенанта оказался точным… С освобождением Крыма и его городов — Севастополя, Семфирополя, часть, в которой служил наш ветеран, отправили в северном направлении, и они, пройдя всю Украину, попали в Белоруссию. Здесь их определили под командирование К.К. Рокоссовского, командующего III Белорусским фронтом. Битвы за белорусские города и села, вступление уже за пределы СССР в Польшу – все это наш ветеран прошел с жестокими боями. Затем его определили в войска, которые перешли в наступление на Балтику. Щербаков вспоминает, что взять Кенигсберг, очень хорошо укрепленный пункт прусского милитаризма, было очень трудно. Город защищали и немецкая авиация, и артиллерия, и, естественно, он годами и даже веками укреплялся и имел водяные преграды. Но организованному натиску наших войск, жаждущих скорейшего окончания войны, ничто уже не могло противостоять. В битве под Кенигсбергом, которая произошла за месяц до Дня Победы, погибло немало советских воинов. 9 апреля 1945 года Кенигсберг пал и было пленено около 90 тысяч немецких солдат. За взятие Кенигсберга солдаты получили специально выпущенную медаль. Ветеран войны Алексей Иванович также был ею награжден.
И вот после кратковременной передышки снова в бой. Последним городом, в котором остановилась часть, где служил Щербаков, был Данциг. Уже приближалась победа. Здесь часть закрепилась и стояла до конца войны. Солдаты уже праздновали победу, предчувствуя окончание войны. Так, на берегу Балтики и завершился боевой путь Алексея Ивановича.
Он был старшим сержантом. Его хотели оставить в армии, дать звание, но он отказался, и в июне 1947 года был демобилизован. Он приезжает в Союз, здесь живет в Белоруссии, женится. В начале 60-х годов прошлого века приезжает в Дагестан. В 1964 году устраивается на завод имени М. Гаджиева слесарем. Здесь работает около 30 лет, затем уходит на пенсию.
Как участник войны Щербаков выступает перед учащимися, студентами нашего города, делится воспоминаниями. Сейчас, несмотря на свои 88 лет, он все еще бодрый, но все-таки возраст сказывается, порой беспокоят ноги. Хочется пожелать здоровья и долгих лет ветерану.