«Подушка безопасности» для общества

Новая модель российского образования предусматривает доступность качественного образования для любого жителя страны, ориентацию в системе образования на инновационное развитие экономики, повышение эффективности работы общеобразовательных учреждений с этнокультурным национально-региональным компонентом обучения на родном и русском языках, повышение престижа учителя-новатора.
— Гамидулах Исмаилович, вопрос к Вам как к депутату Народного Собрания РД. Что произошло за последние годы в плане правового обеспечения разработки и исполнения государственных образовательных стандартов, особенно на региональном уровне?
— За последние годы в России приняты десятки законов и документов, определяющих государственную политику в системе образования. И во всех этих документах красной нитью проходит идея о необходимости эффективной организации работы общеобразовательных учреждений с этнокультурным национально-региональным компонентом обучения на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.
Закон РФ «Об образовании» закрепил за каждым субъектом Российской Федерации право на построение содержания образования с учетом национально-культурных особенностей, географии и истории региона. Процессы регионализации образования должны учитывать не только национально-культурные, но и социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности республики.
С учетом этого в 2006 г. в Республике Дагестан впервые принят Закон «Об образовании», в котором закреплены принципы организации, структура национально-регионального компонента, этнокультурного образования. С принятием этого закона так называемый «демократический» принцип изучения родных языков по желанию родителей заменен обязательным изучением их во всех типах образовательных учреждений с I по XI класс (ст.5, п.5).
— А это не противоречит федеральным законам?
— Вопрос вполне уместный. В прошлом году были представлены в НС РД два проекта Закона РД «О внесении изменений в Закон РД «Об образовании»: в первом предлагалось полностью исключить из Закона РД «Об образовании» все статьи, посвященные национально-региональному компоненту; во втором проекте, согласно протесту прокуратуры РД, предлагалось исключить ст. 5, п.5, где говорится об обязательном изучении родных языков в школах с русским языком обучения, как противоречащую Закону РФ «Об образовании» и Закону РФ «О языках народов Российской Федерации».
Однако Правовое управление Президента и Правовое управление НС РД не обнаружили никакого противоречия в Законе РД «Об образовании» федеральным законам и рекомендовали оставить протест Прокуратуры РД без удовлетворения. Затем Верховный суд РД от 30 января 2009 г. также не обнаружил никаких противоречий и оставил без изменений. Наконец Верховный суд Российской Федерации своим решением от 29 апреля 2009 г. окончательно оставил в силе Закон РД «Об образовании» без каких-либо изменений, в том числе и статью 5.

— Тем не менее, как Вам известно, в декабре 2007 года Государственная Дума приняла Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменений понятия и структуры государственного образовательного стандарта», согласно которому в содержании общеобразовательной школы оставлен один федеральный компонент. Означает ли это, что в содержании образования дагестанской общеобразовательной школы теперь не будет национально-регионального компонента?
— Абсолютно нет. Национально-региональный компонент был и останется неотъемлемой частью федерального государственного образовательного стандарта. Наоборот, если до 2007 года национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения занимали в содержании общеобразовательной школы 25% общего объема предельно допустимой недельной нагрузки учащихся, то согласно новому закону 2007 года на эти цели можно использовать до 35% общей нагрузки учащихся, причем все это будет финансировано государством. В новых стандартах не отрицается, а наоборот, важнейшим приоритетным направлением государственной политики в сфере образования рассматривается развитие национально-региональных систем многонационального российского государства. Другое дело, как его назвать. Видимо, будет один федеральный государственный образовательный стандарт, а в пределах этого стандарта в содержание общего образования обязательно будет входить национально-региональное, этнокультурное образование, учитывающее особенности каждого субъекта России.
Как было отмечено выше, в системе образования Республики Дагестан, как и всей России, в последнее время происходят радикальные изменения, устанавливающие новую структуру образовательного стандарта, что в свою очередь приводит к возникновению новых проблем в национальном образовании РД. Прежде всего, это связано с принятием в декабре 2007 года Закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменений понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Как известно, согласно принятому в 1992 г. Закону РФ «Об образовании», были введены государственные образовательные стандарты как совокупность федерального, национально-регионального компонентов, а также компонента образовательного учреждения (последний был введен с 2000 г.).
Суть вновь принятого в 2007 году закона состоит в замене этой трехкомпонентной модели организации содержания образования однокомпонентной – федеральной. Особых противоречий мы здесь не видим. Вот почему.
Во-первых, Российская Федерация, заменив трехкомпонентную модель образования однокомпонентной, привела свой Закон «Об образовании» 1992 года в соответствие с требованиями статьи 43, п.5 Конституции РФ о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». А до этого в российском законе установлено было три компонента.
Во-вторых, это совершенно не предполагает игнорирования национально-регионального компонента в содержании образования.
В-третьих, по мнению разработчиков нового закона, замена трехкомпонентной модели образования продиктована и тем, что будто трехкомпонентный принцип организации содержания образования создал условия для автономизации регионального (национального) компонента, установления его приоритетности по отношению к федеральному, понижения уровня его связи с русским языком и русской культурой. Сравните высказывание директора Центра национальных проблем образования РФ О.И. Артеменко по поводу языка обучения в субъектах РФ: «Если мы ничего не сделаем, в национальных республиках будет идти обучение на национальном языке вплоть до высшей школы, а по федеральным законам на родном языке обучение должно идти только до девятого класса».
— Но ведь эти доводы, по которым в Законе РФ отменен трехкомпонентный принцип государственного образовательного стандарта, никакого отношения не имеют к Республике Дагестан…
— Совершенно верно. В наших примерных учебных планах для дагестанской общеобразовательной школы не только не ущемлены дисциплины федерального компонента, наоборот, на математику и русский язык все время мы давали больше часов, чем Базисный учебный план Российской Федерации. Ущемленным всегда оставался национально-региональный компонент, который, вместо предусмотренных 25% общего объема нагрузки, получал намного меньше.
Так, в Базисном учебном плане РФ с I по IX класс выделяется на русский язык всего 4141 час (в т.ч. в школах с русским языком обучения – 2207 часов, в школах с родным языком обучения – 1934 часа), в то время как в дагестанских учебных планах выделено 4463 часа (в т.ч. в школах с русским языком обучения – 2380 часов, в школах с родным языком обучения – 2083 часа). Это при том условии, что мы в пределах допустимой недельной нагрузки учащихся обеспечиваем изучение предметов национально-регионального компонента.
Что касается языка обучения, то Дагестану также не грозит повсеместный переход общеобразовательных школ на родной язык обучения.
Если Конституцией РФ и Конституцией РД гарантировано обучение учащихся на родном языке до IX класса включительно, то в Дагестане с 1938/39 учебного года на родном языке обучение осуществляется только до четвертого класса, и то в сельских мононациональных школах.
Многолетняя практика дагестанской школы подтвердила правильность такой государственной политики в системе образования многонациональной республики. И здесь речь может идти не об ущемлении интересов русского языка, а об ущемлении интересов родных языков. Как было отмечено, на родном языке обучение осуществляется у нас только в сельских мононациональных школах, куда дети поступают с незнанием русского языка. К сожалению, количество сельских школ с родным языком обучения сокращается из года в год, ср.: в 2006 г. школ с родным (нерусским) языком обучения было в Дагестане 296, в 2008 г. — 266.
И последнее. Фактически у нас в настоящее время отсутствуют школы с родным (нерусским) языком обучения по той простой причине, что в начальных школах нет учебников математики, переведенных на родные языки учащихся. Дело в том, что переведенные и изданные нами лет 10 тому назад учебники по математике для I-II классов сельских школ устарели и не пригодны к использованию. А рукописи переведенных нами 12 учебников по математике для III класса не издаются из-за отсутствия заказов со стороны министерства. Так мы грубо нарушаем конституционное право наших учащихся обучаться на родном языке. Это не громкая фраза, а грубое нарушение педагогических, дидактических, логических принципов обучения нерусских учащихся. Сельские дети, поступающие в I класс с незнанием русского языка, не понимают элементарного условия математической задачи, что приводит к торможению развития логического мышления у ученика.
Таким образом, никаких оснований для выводов о том, что национально-региональный компонент исключается из содержания образования, ни у кого не должно быть. Еще раз повторяю. Этого не предполагает и недавно принятый Закон РФ (2007). Правда, под влиянием неправильного толкования этого Закона РФ, где говорится только о федеральном компоненте, а также в связи с введением ЕГЭ отдельные чиновники от образования, руководители образовательных учреждений, которые потеряли интерес к родным языкам, предлагают передать предусмотренные для родных языков часы (по их мнению, изучение родных языков не имеет перспективы) предметам федерального компонента с целью получения по ним высоких баллов на ЕГЭ.
Во-первых, на каждый предмет в Базисном учебном плане выделено достаточное количество часов для сдачи ЕГЭ. Во-вторых, без предметов национально-регионального компонента не мыслимо духовно-нравственное воспитание школьников. В-третьих, часы по предметам национально-регионального компонента входят в предельно допустимую недельную нагрузку учащихся, они такие же обязательные, как и другие дисциплины. За счет родных языков нельзя повышать количество баллов на ЕГЭ по федеральным дисциплинам.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что компетентный директор школы или учитель никогда не будет связывать успех по тому или иному предмету на ЕГЭ только с количеством часов. При плохой квалификации учителя и отсутствии качественного процесса обучения по данному учебному предмету любое количество часов не приведет к успеху, ученики никогда не получат глубоких знаний. И при объективной оценке знаний на ЕГЭ они не получат высоких баллов. Весь смысл введения государственных федеральных образовательных стандартов состоит в том, чтобы в установленное этим стандартом время (читай – количество часов) учащиеся получили качественное образование.
Позволю себе привести высказывание В.В.Путина, который, убедившись в том, что в новых стандартах (2004) ничего не сказано о родных языках, прямо заявил: «Думаю, что это упущение в законе. Потому что Россия богата не только природными ресурсами, она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это самое ее большое достояние. Может быть, именно это делает ее трудноуязвимой и непотопляемой. Поэтому забота о культурном многообразии, в том числе о языковом многообразии, должна быть, безусловно, одной из прерогатив, одним из приоритетов государства».

Продолжение следует.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам