Охотничий опыт тысячелетиями совершенствовался, переходя из поколения в поколение, накапливался и совершенствовался. В конце ХIХ века охотоведение как самостоятельную дисциплину начали преподавать в Санкт-Петербургском лесном институте. Приблизительно в это же время появились первые охотничьи общества, утвержденные императором Николаем I в Темир-Хан-Шуре и Дербенте. Правда, в эти общества входили богатые люди, не представлявшие тогда, что по проишествии времени разрешенная охота станет доступна и простым горцам.
Предмет «Охотоведение» в нашей республике до сих пор преподавался на лесном отделении биологического факультета Дагестанского государственного университета, а в этом году по инициативе ректора сельскохозяйственной академии Зайдина Джамбулатова открылась специализация в этой области и в ДСХА. Ведет охотоведческие дисциплины кандидат биологических наук Сергей Плакса, известный в Дагестане своей работой в должности председателя Республиканского общества охотников и рыболовов.
— Мы являемся пользователями животного мира, — напоминает Сергей Алексеевич, — нас контролируют республиканские и федеральные государственные структуры.
Организация, основанная на общественной собственности и существующая за счет членских взносов, вопреки обывательскому представлению о главном ее предназначении первостепенной задачей ставит охрану фауны республики и занимается природоохранной работой в сотрудничестве с управлением Россельхознадзора по РД и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РД.
— Около 1 млн 700 тысяч рублей в год мы тратим на развитие охотничьего хозяйства, а доходов получаем только 650-700 тысяч.
52 егеря ДООР обходят сотни тысяч гектаров охотничьих угодий, контролируя соблюдение правил охоты. Весной проводятся семинары для егерей.
Начиная с VII столетия, когда вышел первый в Европе закон об охоте, лесники и лесничие получили полномочия взимать штрафы с нарушителей правил.
Разрешение на охоту в разные времена в различных государствах было разным, но обязательно определяло круг животных, на которых можно охотиться.
— Кто по большому счету, кроме охотников, охраняет животный мир?! Только охотничьи организации и занимаются защитой фауны. Мы заинтересованы в том, чтобы на нашей территории был порядок, соблюдались правила, — делится своим мнением председатель Общества охотников и рыболовов. — По сути, у нас и у экологов одни и те же задачи. Охотникам нужно разнообразие животного мира, чтобы использовать это в своем промысле. Животный мир — возобновляемый природный ресурс, и если правильно его использовать, то его можно потреблять бесконечно. Вовремя должны проводиться мероприятия по воспроизводству видов, соблюдаться сроки отстрела и иные правила. Я считаю, что только общественность и надо привлекать к охране животного мира. Не везде инспекторы, которых осталось немного, в состоянии увидеть все, что творится вокруг.
До 2002 года, когда общественность официально привлекалась к охране фауны, на пятой части территории республики составлялись 30 процентов протоколов ДООР. По нынешним правилам представитель общества охотников, заметив браконьера, составляет лишь сообщение о нарушителе и передает его уполномоченному органу, который составляет протокол и штрафует.
Охотники и экологи в Дагестане не стоят на диаметрально противоположных позициях.
Именно поэтому среди членов специальной комиссии, утвержденной Правительством РД для создания «Красной книги Дагестана», и оказался председатель общества охотников и рыболовов Сергей Плакса. Книга составлена с учетом мнения охотников.
— Реально подошли к этому важному делу, и получилась хорошая «Красная книга». Создание ее осуществлялось Институтом экологии ДГУ. Главное сегодня – охрана редких представителей флоры и фауны.
В ходе утверждения «обитателей» страниц «Красной книги», конечно, были дискуссии, но они не переросли в принципиальные разногласия, потому что специалистам, вошедшим в комиссию, хорошо известно, каких животных в нашем крае осталось очень мало или не осталось вообще.
— В «Красную книгу» из бывших охотничьих видов сегодня вошли олень, серна (которой сохранилось всего 400 голов) степной хорь, малый крот, — комментирует экологическое издание Сергей Алексеевич.
Но к этим видам животных в Дагестане особого интереса у охотников и не было. Пушнина обитателей южного края не пользуется популярностью. Расположение нашего региона на стыке Европы и Азии отразилось и на фауне Дагестана. В этом уникальном крае и животный мир уникален.
— Много эндемиков, которых нигде нет. Во всей России только в Дагестане обитают «краснокнижники»: безоаровый козел, дагестанский тур. Дагестан интересен тем, что здесь очень разнообразны природные ресурсы и животный мир, огромное количество охотничьих видов птиц, — рассказывает руководитель охотничьего общества. — Недавно посчитали — самое большое видовое разнообразие птиц у нас в республике. Водоплавающих птиц очень много, потому что через Дагестан осуществляется их пролет: водно-болотных, куриных …
В конце сентября открывается сезон охоты на пернатую дичь. Некоторые склонны связывать открытие сезона с окончанием месяца Рамазан, когда мусульмане особенно чтят нравственные нормы. Такое совпадение в этом году может облагородить отношения между человеком и природой. С религиозными ограничениями по отношению к собаке связана и нераспространенность в Дагестане традиционной псовой охоты. Но страстные любители охотничьих собак еще не перевелись. 24 октября в парке имени Ленинского комсомола прошла выставка охотничьих пород.
А охотничьи сезоны каждый год начинаются приблизительно в одно и то же время: когда подрастает молодняк, и угрозы для популяций уже нет. Есть периоды, когда в сезон запрещена охота на самок с приплодом.
Сейчас в разгаре охота на кабана. По наблюдениям охотников их стало больше в низменной зоне, чем в горах. Сергей Алексеевич объясняет это нехваткой кормов в горах.
Численность зайца-русака на равнине несколько упала из-за автобраконьерства, но все же этого популярного охотничьего вида достаточно много, особенно в предгорьях и в горах. Сроки открытия охоты на пушного зверя зависят от сроков окончания линьки.
На виды, признанные вредными для народного хозяйства, охота не ограничена сроками.
— Волка очень много стало, — сетует председатель общества охотников и рыболовов. — Волк – очень вредное для дикой фауны животное. Он истребляет практически весь приплод кабана плюс 12,5 тысячи овец в год. Поэтому его численность регулируем. Государство выделяет деньги за шкуры – 1,5 тысячи за каждую с вычетом налога в 13 процентов. Эти полторы тысячи не окупаются, конечно, нужны и бензин, и пища для охотника, возникают расходы, но мы благодарны Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды РД и за эти деньги.
Охота испокон веков давала не только мясо, но и шкуры: кожу для одежды, обуви и многих других предметов.
Среди дисциплин, которые преподает единственный в республике дипломированный биолог-охотовед Сергей Плакса, – «Продукция охотничьего хозяйства» и «Технология добычи охотничьих животных», из курса которых студенты знакомятся с видами охоты: промысловая и спортивно-любительская, охота в научных и культурных целях, охота в хозяйственных целях и регулирующая численность, селекционный отстрел и живоотлов. Черной строкой в этой классификации отмечена браконьерская охота.
12500 членов республиканского общества охотников и рыболовов выслеживают свою добычу в 36 охотничьих хозяйствах, где разрешен любительский промысел.
Раньше в приграничной пятикилометровой зоне охота была запрещена, но теперь при содействии руководителя Ассоциации «Росохотрыболовства» Виталия Бендерского установлен порядок охоты в пограничной зоне, при наличии официального разрешения получена законодательная возможность для этого.
Такие правила действуют и на морском побережье, распределенном на участки промышленного направления, с разрешения арендатора можно ловить рыбу на удочку.
«ФОРЕЛЬ. ЛОВЛЯ НА УДОЧКУ. 250 м» — приглашает табличка на мосту через реку Сулак недалеко от Кизилюрта. На этой реке Дагестанское общество охотников и рыболовов получило два участка.
Из 23 промысловых участков на первом конкурсе по их распределению ДООР получила десять участков. Сейчас рыболовы в ожидании квот для осуществления любительского лова. Кроме Сулака, любители рыбалки с лицензиями смело могут ждать свою удачу на берегу рек Кривая Балка, Терек, Средняя и каналов Старотеречный, Юзбаш-Сулакский, К- 6, только в определенных местах. Вопросы индивидуального лова в пределах Махачкалы в районе «Туралинской лагуны» еще находятся в стадии рассмотрения.
— В области рыболовства, и в частности любительского, Дагестан занимает не самое последнее место по внедрению новых законодательных актов и новых порядков, — выражает удовлетворенность Сергей Алексеевич. – Например, в Астрахани промысловые участки еще даже не созданы, не говоря уже об их распределении и квотах на улов.
Конкурсы и аукционы – эти нововведения, коммерциализирующие любительскую охоту и рыбалку, — требования нового «Закона об охоте и сохранении биологических ресурсов».
— Я против этого закона выступал и обращался в Народное Собрание республики, -признается Сергей Алексеевич. — Он создает не очень благоприятные условия для работы общественных организаций. В нем предусмотрена полная коммерциализация охоты. Думаю, что он будет меняться.
Были времена, когда охотничьи законы использовались как политическое оружие.
Нынешние же законодатели своей мишенью избрали любителя. Этот неравный бой не в пользу фауны. При охоте на многих животных применяются силки и западни. Таким капканом, поставленным на охотника, ныне представляется новый закон об охоте. Борьбу с бюрократией председатель дагестанского общества охотников и рыболовов ведет ее же методами.
На состоявшемся в августе этого года в Международном торговом центре Правительства РФ в Москве международном конгрессе биологов-охотоведов Сергей Алексеевич на пленарном заседании обратил внимание общественности на недостатки нового закона и передал свои предложения по его изменению в Комитет по законодательству.
Одна из самых крупных общественных организаций, созданная Постановлением Совнаркома в 1945 году, надеется свой 65-летний юбилей встретить в гармонии с природой и буквой закона.