Но вот уже с некоторых пор мне — думается, и не мне одному – психологически комфортнее становится называть его уже по имени и отчеству. И не только потому, что за десяток лет руководства молодежной профорганизацией он, естественно, стал старше, вырос политически (довольно успешно баллотировался в городскую думу столицы) и профессионально (в 2007 г. в Ставрополе защитил диссертацию по социальной педагогике), выработал свой – отзывчивый, динамичный и последовательный – стиль общения со студенческой массой, педагогическим корпусом и администрацией вуза. Дело еще и в том, что с 21 мая 2009 Гаджимурад Мусаевич Магомедов – председатель объединенного студенческо-преподавательского профкома ДГПУ.
Все это нам показалось достаточным основанием, чтобы обратиться к молодому, но зрелому лидеру с несколькими актуальными сегодня вопросами.
— Гаджимурад Мусаевич, став председателем объединенного профкома вуза, Вы не только сохранили свои прежние полномочия, но и заняли пост, который четверть века занимал другой руководитель, человек из другой эпохи. В связи с этим нельзя ли выделить какие-то светлые и (или) теневые стороны прежних, самостоятельных, профсоюзов?
— Объединение профсоюзных организаций – не чья-то прихоть или склонность к гигантизму. До недавних пор я и сам придерживался принципа независимости и самостоятельности студенческого профкома. Не без оснований считал, что этот принцип гарантирует оперативность и эффективность функционирования организации, способствует формированию у студенческой молодежи навыков активной общественной работы и управленческого искусства.
Мне всегда нравилось четко очерчивать объем и границы своей работы, своих полномочий и обязанностей. Это дает возможность, не распыляясь, сосредоточить внимание и усилия на решение главной задачи союза – повседневно защищать интересы его членов. А то, что нам больше десяти лет удавалось достаточно успешно решать эту задачу, уже можно считать положительной стороной самого факта существования студенческого профсоюза.
Что касается деятельности профкома преподавателей и сотрудников, то его многолетний опыт послужит прочной базой для организации этого направления работы объединенного профкома. Особо хочется отметить значение большого банка данных о членах союза. Речь идет об обширной и грамотно составленной картотеке, содержащей подробные сведения обо всех работниках университета: об участке работы и должности, об этапах трудовой деятельности, о семейном положении и членах семьи… Без такой информации профсоюзам трудно быть полезными для своих членов.
— Как, по-вашему, должна измениться структура, содержание и стиль работы объединенного профсоюзного органа? Не приведет ли объединение профкомов к снижению или ограничению роли студенческой профорганизации как формы студенческого самоуправления?
— Сегодня наш университет – большой по своим организационно-уставным принципам, целям и задачам, коллектив единомышленников. Следовательно, профсоюзы должны отражать это единство как в структуре, так и во всех направлениях своей деятельности.
Реально это единство и вытекающий из него баланс интересов всех наших – факультетских, курсовых – подразделений профорганизации должен обеспечить единый президиум объединенного профкома с двумя вполне автономными секторами. При этом мы стараемся максимально сохранить преемственность, так и в организации и содержании их работы.
Теперь наша основная задача в организационном плане – это отход от существовавшей длительное время изолированности и обособленности в действиях двух профкомов к гармоничной и грамотно координируемой работе единой команды.
Уверен, что произошедшее структурное слияние обоих отрядов университетского профсоюза не станет причиной ослабления роли молодежного сектора как эффективной формы студенческого самоуправления. Напротив, прошедший после майского объединения период показывает, что профсоюзный актив преподавателей и сотрудников старается стряхнуть с себя былую инерцию, подтянуться до уровня работы своих молодых коллег и перенять свойственные им отзывчивость, коллективизм и солидарность, инициативный и динамичный стиль работы с людьми. Кроме того, студенческий профсоюз накопил достаточно богатый опыт самоорганизации, чтобы не сдавать своих активных позиций. Профсоюзы не должны быть инертными!
— Да, оптимизм Вам явно не изменяет… А какими Вам представляются роль и задачи объединенной профсоюзной организации ДГПУ в новых условиях? Каковы в содержательном плане ближайшие и более отдаленные перспективы профсоюзной жизни вуза?
— Располагая четкой структурной и организационно-методической базой, мы теперь вполне в состоянии решать наиболее актуальные задачи, делая особый упор на укрепление и активизацию наших низовых звеньев. Это позволит нам вплотную заняться конкретикой, ближе подойти к нуждам и заботам каждого члена организации — студента, преподавателя или сотрудника. Программу действий в этом плане нам не приходится выдумывать: такая программа уже разработана, и мы уже второй год по ней «живем». Речь идет о «Коллективном договоре между администрацией и трудовым коллективом ДГПУ на 2008-2010 гг.». Главная идея этого документа — обеспечение реального взаимодействия между профсоюзной организацией и администрацией вуза на основе принципа: «Мы равноправные партнеры». Это значит, что во всей своей деятельности профком будет исходить из того, насколько последовательно и полно выполняются на практике все прописанные в «Договоре» положения.
— А какие положения «Договора» вы считаете наиболее важными?
— Если учесть, что человеческий фактор у нас всегда будет стоять на первом месте, то, пожалуй, все положения этого документа для нас одинаково важны. Я имею в виду, в частности, обязательства в области социальной сферы.
Особо хочу отметить, что в договоре специально выделены принципы взаимоотношений администрации и профкома университета, ответственность сторон и гарантии прав профсоюза ДГПУ.
Сложившиеся понимание и взаимодействие между профсоюзной организацией и администрацией вуза укрепляют нашу надежду на повышение собственной дееспособности и в конечном счете на улучшение социально-психологического самочувствия всего многотысячного коллектива университета.
— Какие инициативы нового профкома уже реализованы, а каким еще суждено родиться в обозримом будущем? Если можно – больше конкретики.
— Пожалуйста, вот наша «конкретика».
В связи с проходящей в стране реформой системы образования остро встал вопрос о сокращении штатов. В результате обстоятельного, а порой и не легкого обсуждения этого вопроса с ректоратом нам удалось снять с повестки проблему массового сокращения. Мы добились согласия ректора на его регулярные – раз в три месяца – встречи с президиумом профкома и всем активом для обсуждения как злободневных текущих дел, так и перспективных задач коллектива ДГПУ.
По инициативе профкома ветеранам труда университета выделены хоть и небольшие, но очень нужные им денежные пособия. Дальнейшие наши усилия в этом направлении помогут нам наполнять наши связи с пенсионерами конкретным содержанием.
Кстати, мы изменили и процедуру выплаты материальной помощи членам нашего союза. Никому из них больше не придется самим «бегать по инстанциям»: профорган трудового или учебного подразделения сам доведет дело до конца – от оформления списков до выплаты на руки выделенной суммы материальной помощи. Такой подход, помимо прочего, резко повысит прозрачность этого важного мероприятия.
Изменили мы также систему организации конкурсов на звания «Лучший учебный корпус», «Лучший молодой преподаватель» и других видов соревнования, что призвано исключить из конкурсного процесса всевозможные «междусобойчики».
Мы внесли существенные коррективы в организацию досуга и отдыха членов профсоюза. С этого года значительно расширяется выбор вариантов отдыха. Мы уже сейчас предлагаем им более 25 вариантов отдыха как внутри республики, так и за ее пределами.
Относительно планов на будущее, то они не переносятся из старых бумаг в новые, а рождаются в ходе непосредственных встреч руководства профкома с рядовыми массами в коллективах. Высказанные там замечания и пожелания будут обобщены президиумом и секторами, после чего наиболее интересные и актуальные лягут в основу наших текущих и перспективных планов.