Старинные экспонаты сельского быта, домашняя утварь, сохранившаяся у жителей, продукция традиционных промыслов, печатные издания и фотоматериалы создали в картинной галерее богатый музейный уголок, посетить который можно по 5 февраля. В день открытия выставки, конечно, о музейной тишине и речи быть не могло. Интерьер оживлялся живыми картинами сельского уклада жизни: инсценировки работ по изготовлению пряжи, ткачеству, вязанию, общение в кругу друзей перенесли театр действий за пределы предусмотренного устроителями зала. Посетители то и дело узнавали в движениях мастеров и мастериц своих дедушек и бабушек. Представленные предметы быта для многих были знакомы по этнографическому музею. Благодаря участию в оформлении экспозиции профессионального дизайнера Венеры Маллачиевой, на выставке старина гармонично сочеталась с современностью.
Удачно вписался в интерьер войлочного ковра «Золотой топорик», заслуженный на международном конкурсе фольклорным ансамблем «Леваши». Бинациональный творческий коллектив, сохраняющий традиции аварского и даргинского народов, демонстрировал не только танцевальные ритмы и хореографию, передаваемые из поколения в поколение, но и старинные костюмы. Сто лет бордовому наряду с серебряными украшениями, в котором выступала Аминат Гаджимурадова из села Охли. «Фартук» из серябряных украшений на Райсат Абдулабековой из села Верхнее Лабко привлек внимание фольклориста Халила Халилова: символ на символе.
Раисат узнала от ученого, что колье, которое ей досталось от бабушки, – это атрибут богини плодородия. Маленький кувшинчик в середине «серебряного ковра», вышитого на платье, полон личных воспоминаний от ее общения с дедушкой.
Современность и старина сочетались и в национальных костюмах. Авторы новых нарядов стараются сохранить в них элементы этнокультуры, даже если шьются они для детских коллективов. На открытие выставки приехали два детских хореографических коллектива из Левашинского района – «Авадан» и «Горцы».
Над созданием стилизованных костюмов для артистов Левашинского района работала модельер Мунажат Гасанова.
Красная черкеска на Узаде Магомедове перекликается с рыжей шевелюрой молодого горца из села Мекеги. Вместе с ним танцует его тетя Хабсат Омарова. Мебель, изготовленная Рамазаном Гусейновым, прекрасно сочетается с ажурными скатертями, связанные крючком его невесткой Санат. Сахратула Тагаев из села Хахита играет на всех струнных инструментах, на открытии выставки он выступил с пандуром.
Знаменитые папахи из села Купа и обувь из Цудахара, шубы, другие кожаные и меховые изделия создают уют в зале «Президент-комплекса» в эти холодные январские дни. Фигурки из сдобы и караваи – как отзвуки поклонения языческим богам. Традиции гораздо древнее любой монорелигии, они впитали в себя многовековые чаяния и стремления народов. Они продолжают вдохновлять нас на творчество и жизнь, устремленную в будущее через знания о своем прошлом.