Цель семинара – выявить проблемы педагогического взаимодействия, познакомить с приемами и методиками техники педагогического общения и на основе этого выстроить модель успешного общения учитель — ученик, показать на уроках эффективность использования различных педагогических технологий для успешного взаимодействия между учеником и учителем.
Открытие семинара проводил директор лицея В.И. Ильясов, который в своей приветственной речи рассказал о инновационной работе лицея, перспективах на будущее.
Семинар проходил в три этапа.
На первом этапе с научно- теоретическими докладами выступили З.Н. Багдуева – заведующая методическим отделом ГУО на тему «Роль руководителя ОУ в обеспечении развития учительского потенциала»,
Г.М. Гаджиев – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики ДГПУ на тему «Инновационные модели педагогического взаимодействия»,
П.Ш. Магомедов – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДГПУ на тему «Психологические аспекты взаимодействия учитель-ученик»,
Л.К. Алиева – руководитель «Творческой группы учителей» лицея № 51, учитель русского языка и литературы на тему «Педагогическое взаимодействие. Уровни и типы педагогического взаимодействия».
Вторая часть семинара – это практическая часть, в ходе которой творчески работающие учителя провели открытые уроки с использованием элементов игровых, проектных, информационно-коммуникативных технологий, раскрывая и акцентируя внимание на педагогическом общении с учащимися как способе, обеспечивающем мотивацию в обучении и результативность работы.
Активное участие в проведении семинара приняла «Творческая группа учителей» во главе с опытным и талантливым педагогом Л.К. Алиевой.
Через все уроки красной нитью проходила тема семинара – педагогическое взаимодействие, педагогическое общение учитель – ученик, ученик – группа, учитель – группа.
На заключительном третьем этапе участникам семинара – были продемонстрированы творческие проекты учащихся по экономике Архуловой Сабины (11-й класс, руководитель Горохова Н.А.), Уразаевой Заремы (10-й класс, руководитель Л.К. Алиева).
Подводя итоги семинара, следует сказать, что профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.
Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Одной из них является педагогическое взаимодействие, которое способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, сопереживанию, самоутверждению. Информационное взаимодействие обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений.
Актуальность изучения педагогического взаимодействия состоит в том, что, взаимодействуя друг с другом, учителя усваивают педагогический опыт, социальные нормы, знания и способы деятельности, а также формируются как педагоги. Профессиональное взаимодействие педагогов можно определить, как универсальную реальность, в которой существуют и проявляются в течение педагогической деятельности психические процессы, состояние и поведение учителя.
Формирование профессиональных взаимодействий учителей не возможно без постижения эмоционального состояния, переживания за другого человека, без личностного роста и стремления к самоактуализации. Для того чтобы постигнуть эмоциональное состояние другого человека, проникнуться его переживаниями, воспитателю самому необходимо понимать себя, развивать социально значимые психические свойства, отношения и практические взаимодействия.
Общительность более всего влияет на становление личности и, следовательно, связана с воспитанием и условиями взаимодействия человека с человеком.
Формирование профессиональных взаимодействий – сложный и многогранный процесс, требующий от учителей хорошей теоретической подготовки и умения претворять теорию на практике, а это обязывает их постоянно пополнять свои знания, никогда не останавливаться на достигнутом.