Заслуженный деятель искусств России, создатель и бессменный руководитель государственного театра песни Шерпув Исаевна считает, что человек, выходящий на сцену, должен быть профессионалом. Сегодня много певцов и певиц, встречаются среди них и одаренные, но без профессиональной серьезной подготовки. А это уже самодеятельность, которую художественный руководитель Театра песни не приемлет ни в каком виде.
Ее артисты, ее солисты поют профессионально, и не только поют. Театр уже сам по себе предполагает какое-то действие, какую-то постановку, и Театр песни не исключение.
Сегодня Ш.И. Заирбекова – гость редакции и отвечает на вопросы нашего корреспондента.
— Шерпув Исаевна, год назад Ваш театр отметил свое 10-летие. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.
— В 1997 году я была включена в состав творческой группы на празднование 200-летия со дня рождения Шамиля в Москве. В Колонном зале Дома Союзов состоялся концерт деятелей искусств Дагестана. Первое отделение концерта провел Мурад Кажлаев со своим оркестром, там все было замечательно. А вот второе отделение ничем не запомнилось. Были неплохие хореографические номера, а вот вокала в полном смысле этого слова не было…
Выходили на сцену певцы, исполняли на самодеятельном уровне незапоминающиеся песни. В общем, второе отделение концерта было убогим.
После этого нас собрал тогдашний председатель правительства Республики Дагестан Хизри Исаевич Шихсаидов и потребовал исправить ситуацию.
Мне было предложено создать вокальный ансамбль на базе ансамбля песни и танца Дагестана. Естественно, я начала с того, что искала и отбирала талантливую молодежь.
— Где же Вы нашли таланты?
— В основном на факультете музыки ДГПИ, где я работаю.
— Вы занимаетесь еще преподавательской деятельностью?
— Да. Уже 40 лет я работаю на кафедре хорового дирижирования Дагестанского педуниверситета, я профессор кафедры, окончила в свое время Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.
— Сколько же человек были первыми артистами Театра песни?
— Всего у нас было 11 человек, в основном женские голоса, но в состав Театра входил и квартет Тагира Курачева. У нас не было помещения, репертуара, костюмов. Помню всеобщую радость, когда удалось приобрести фортепиано.
Честно говоря, я сама плохо представляла, что получится из этой затеи – Театр песни.
Вначале репетиции проходили в холодном зале Центра культуры, но этот вариант был неудобен для нас во всех отношениях. В 2002 году мы вошли в состав филармонии и там же размещались, а с 2003 года, получив статус государственного Театра песни, находимся в здании Кумыкского театра.
— Каков репертуар Театра песни?
— Наш репертуар складывается из песен народов Дагестана и лучших советских песен, мечтаем поставить мюзики.
Синтез народного с современным – так можно определить направление исполняемых песен. Если раньше наши певцы только пели, то теперь пение сопровождается хореографическими номерами.
Нам нравится военная тематика, номер – попурри из военных песен очень интересный: на сцене игрой света изображен костер, вокруг уставшие бойцы на привале…
Зрители по достоинству оценивают попурри из трех песен Мурада Кажлаева, песню «Всадник, пришпорь скакуна» на музыку К. Магомедова и слова Р. Гамзатова.
У нас мало молодежных песен, чтобы исправить ситуацию, заказываем песни у современных авторов. Для коллектива пишет песни молодой талантливый певец и композитор Эйзер Назаров.
Вообще в последнее время у нас появились трудности с кадрами…
— Чем это вызвано?
— Многие певцы предпочитают возможность быстрого заработка: они поют на свадьбах, в ресторанах, на корпоративных вечеринках. Наши девушки – солистки выходят замуж, обзаводятся детьми и оставляют сцену.
Найти таланты очень сложно. И потом каждого нового человека нужно тщательно готовить к работе на сцене. Недаром мой коллектив называют «фабрикой звезд».
— Как обстоят дела с костюмами? Ваш коллектив – театр, без качественных костюмов не обойтись…
— Наш репертуар, как я говорила, стилизованная музыка, когда каждый номер аранжирован в народно-современном стиле. Нужны соответствующие костюмы, и нам помогает школа моделирования «Грация», где и создаются костюмы.
Хореография, вокал, костюмы – все вместе создает эффектное театрализованное зрелище.
— Где же выступает Ваш Театр? Почему не видно афиш с вашими концертами?
— Мы обслуживаем в основном правительственные концерты, юбилейные вечера, государственные праздники. По программе наш концерт длится 1,5 часа.
В 2008 году выступали в Москве в Кремлевском Дворце съездов и в Союзе писателей России. К сожалению, широкая публика нас знает мало. Когда кто-то видит наши номера, спрашивают: как попасть на наш концерт? Молодежь все больше воспитана на ресторанных шлягерах, серьезное искусство не всегда понимает.
Нужно работать, воспитывать хороший вкус у молодых. Я 40 лет работаю со студентами. Учусь сама у молодых, они учатся у меня.
— Шерпув Исаевна, расскажите, пожалуйста о своем пути в искусство.
— Я родом из города Буйнакска, и начального музыкального образования не получила. Помню, когда родители приобрели фортепиано, я села за него и заиграла на слух, не зная нотной грамоты. Играла мелодии песен модной тогда Бурлият Ибрагимовой, советскую эстраду.
После школы окончила в Махачкале музыкальное училище, дирижерско-хоровое отделение. Училась в Бакинской консерватории, в Саратовской консерватории, но всегда мечтала обучаться в Москве или Ленинграде. Всегда хотелось большего, более высокого уровня музыкального образования.
В 1966 году переводом из Саратова поступила на дирижерско-хоровой факультет Московского государственного музыкально-педагогического института (ныне – Академия музыки им. Гнесиных).
Нашими учителями были музыканты с мировыми именами, да и вообще в столице кипела культурная жизнь. Мы старались не пропускать спектакли в Большом театре, в Большом зале консерватории, ходили на все концерты.
На государственных экзаменах мои знания оценили на «отлично» и предложили работу в Москве. Но… родина звала: я вернулась в Дагестан и сразу же поступила на работу в Дагестанский пединститут.
Много работала с хором музыкально-педагогического факультета, выпустила талантливых молодых специалистов. Принимала участие в республиканских фестивалях хоровой музыки, во Всесоюзных неделях музыки для детей и юношества, в пленумах Союза композиторов Российской Федерации.
Мне всегда было интересно работать с молодежью, я всегда поддерживаю молодежь. Работа объемная, напряженная, но я не могу без этой работы, без творчества и постоянного совершенствования в своей профессии.
— Спасибо за беседу, желаю Вам еще больших творческих высот!