Это строки из первой поэмы, посвященной матери народным поэтом Дагестана Фазу Алиевой «Мать сирот», где автор в первых же строках подчеркивает: «Моей многострадальной матери Гамзатовой Апи посвящается». Поэма вышла в 1967 в книге «Радугу раздаю» в переводе Юнны Мориц. Невозможно читать без слез и грусти в сердце слова поэта, посвященные матери. На читателя льются строки, полные любви и сострадания. Сила их сокровенности, благоговения трогает самое сердце. Слог, образы, сравнения по всему тексту не уступают друг другу по силе воздействия и технике подбора деталей:
… Ты комнаты больничные мела,
В руках скрипела рыжая метла,
Несла ты столько света и тепла,
Как будто гостя дальнего ждала,
Как будто должен возвратиться друг,
И ты об этом услыхала вдруг.
…Тебя, шутя, назвали главврачом,
Но в каждой шутке истина таится.
Ведь я же знаю, никогда ни в чем
Не обходилась без тебя больница.
Сегодня у нас есть возможность обратиться к произведениям автора в новом формате, благодаря деятельности Издательского дома «Эпоха». Отмечая свое десятилетие в Русском театре, они обрадовали зрителей и, конечно же, своих читателей изданием новой книги Фазу Алиевой о матери. Надо сказать, что Издательский дом «Эпоха» открыл двери в очень добрую, традиционно-духовную область. Они взялись за подготовку и издание серии книг под удивительным и давно знакомым названием «Рай под ногами матерей». Надо отметить, что работа, проводимая «Эпохой» под руководством Гамзата Гамзатова, заслуживает глубокого уважения и восхищения. Очередной проект Издательского дома является блестящим примером приумножения и распространения духовной культуры нашего края. И вот первая книга из этого проекта издана. Это стихи и поэмы Фазу Алиевой, посвященные матери. Эта книга как средоточие сокровенных чувств и мыслей автора открывает читателю многое из, казалось бы, понятного нам мира материнства. Сконцентрированная в одной книге, мысль о матери помогает читателю глубже осмыслить вопрос «что значит для детей родная мать, что для матерей – их дети?»
«Рай под ногами матерей» – Книга I – удобный формат, бирюзовый цвет, как будто эта книжка собирает все светлые мысли человека в одно глубинное слово – МАТЬ, и говорит о тепле, вложенном в ее содержание. Так как я собирала материал для этой книги, надо отметить, что образ матери в творчестве Фазу Алиевой занял и продолжает занимать одно из ведущих мест. Кроме стихов и поэм, вошедших в эту книгу, ею написано много рассказов, повестей, очерков, других публицистических произведений, посвященных матери.
На суд читателя выносятся и две новые поэмы, написанные совсем недавно, – «Материнское молоко», «Белый платок матери». Сопоставив эти поэмы и первую, написанную еще в
Дихъ хутIараб хазина,
Дур харайдул шал буго,
Щибаб симсилъ сукIун лъун.
Дур къваридаб къисматгун…
ГIумру дир эбелалъул,
Бигъараб гIомо буго.
Бесдаллъун эмен лъачIел,
Мискинлъидалъ тIерхьараб…
МагIарул шал – щибалъулъ,
Жиндирго къисмат бугеб,
Къварилъиги рохелги,
Биххун куназулъ лъураб…
Твой шелковый платок – это все, что осталось у меня
С той грустной судьбой, сплетенной в каждую кисть…
Жизнь матери моей, что спутанный клубок,
Тонувший в бедности и сиротской доле…
Что ни платок аварский – то судьба у каждой своя,
В каждой нитке которой сплетены радость и беда…
(досл. перевод – М.М.)
Изначально слово автора о матери – это личное, индивидуальное, но по прочтении все ее личное, сокровенное становится общим, созвучным, относящимся ко всем детям и матерям. А таких матерей, воспитывающих своих детей без мужа и мужской опоры, в горах всегда было немало. Время формирования поэта и прозаика Фазу Алиевой было тяжелым в послевоенный период. Дети-сироты, вдовы, голод, нищенская жизнь, тяжелое строительство послевоенных лет, восстановление личного хозяйства, да всей страны – все это проходило на глазах сирот и вдов и, естественно, большей частью ложилось на их хрупкие плечи. Дети, в один момент ставшие взрослыми, понимали горе и боль своих матерей так же, как и матери, понимали положение, в котором они оказались. Это закаляло их, делало мужественными, стойкими. Готовые отдавать свои жизни ради детей, матери трудились, не зная сна и покоя, растили детей. Естественно, в творчестве Фазу Алиевой не могло не отразиться все это. Ведь это была ее жизнь, участь таких же сирот, как она. И мать для них была самым святым человеком, на которого они смотрели, как на Бога. И как бы, отдавая дочерний долг, складываются одно за другим произведения, полные любви и сострадания к матери, что по сегодняшний день не иссякает слово автора о ней.
Выросшая на многовековых горских традициях, получившая блестящее образование в Литературном институте Москвы, она обладает не только характером настоящего труженика, но и редким талантом, со временем ее строки в душах людей превращаются в твердые жемчужины мыслей. Они западают в самое сердце читателя, разделяют с ним его чувства, его боль и радость. Даже те, кто на себе не испытал участь сиротства, не испытал жизненных тягот, не остаются равнодушными к ее произведениям. Потому что автор находит такие сравнения, такие, из глубины идущие, полные искренности, слова, что сжимают сердце и трогают душу. Созвучны в этом контексте слова Мудуновой Тамары: «Мудрая, мужественная, лиричная, она заставляет своим творчеством учащенно биться сердца многомиллионной читательской аудитории и задумываться об истинных ценностях: любви к матери, Родине, сострадании к ближнему…».
Привычная находить светлый, теплый образ матери во всех произведениях Фазу Алиевой, я удивилась, когда узнала, что мать ее – Апипат, по жизни была очень строгой женщиной. Нежности и теплого слова от нее редко когда можно было ожидать. Однажды я спросила: «Фазу Гамзатовна, а как вам удается найти такие искренние слова, как получаются такие теплые образы для такой строгой матери, ведь читатель видит только святой образ матери в ваших произведениях?» Ответ был ясным и лаконичным: «А я ведь, как никто другой, понимала всю глубину ее печали. И у меня на всю жизнь, как резьба на камне, в сердце остались ее боль: как она растила 4 сирот, как ей трудно было нести крест вдовы. В моей душе ведь она была именно такой – святой…». После этих слов в тех же текстах автора я начала находить другие слова, оправдывающие строгость не только ее матери, но и всех матерей в горских аулах:
А мать моя
Всегда была суровей
И строже всех аульских матерей,
И хоть давно платок носила вдовий,
На свадьбы не пускала дочерей.
И мать твердила,
Затворив окошко:
«На мужних жен залает только пес,
А на вдову затявкает и кошка!
Коль за отцовскою спиною дочь,
К ней сплетня не пристанет, а мгновенно,
Как мяч резиновый, отскочит прочь…
А к сиротке,
Как комья глины, вмиг
Прилипнут сплетни и дурные слухи.
Сидите, молча, дома среди книг, —
В закрытый рот не залетают мухи!»…
(«Барабанщик нашего аула»)
Невольно вспоминаются слова генерал-майора Магомеда Абдуразакова из книги «О времени и о себе», когда говорил о строгости своей матери: «Это было в ее характере… Суровая жизнь сделала мою мать железным человеком». Да, такова была их жизнь. Таковыми их сделала война и суровая действительность. Сколько невысказанной боли и страха за детей хранят в себе женщины гор, матери, которых воспела Ф. Алиева.
Очевидно, еще и потому произведения Фазу Алиевой стали звучащими, общепризнанными и не остались случайным, частным явлением, что сила внутренней идеи, глубина мысли доминирует в них, особенно в поэзии. Эта глубина идей – эти жемчужины мыслей, выгодно отличают строки Фазу Алиевой. Именно эти «жемчужины» придают глубинную силу ее словам, трогают сердце и заставляют сверкать не только поэзию, но и прозу с публицистикой. Ранее это отмечал и замечательный писатель Анатолий Иванов: «Редко нашим современным поэтам удается то, что мы читаем в поэзии Фазу Алиевой. В них мысли и чувства, союз ума и сердца».
И в конце вместе со словами благодарности в адрес Издательского дома «Эпоха» за издание такой теплой книги хочется пожелать читателям и себе чаще открывать сердца слову поэта, чаще заглядывать в глаза той, «чьей грудью вскормлен весь мир» и еще чаще – дарить им тепло.