Жемчужины Фазу

         Это строки из первой поэмы, посвященной матери народным поэтом Дагестана Фазу Алиевой «Мать сирот», где автор в первых же строках подчеркивает: «Моей многострадальной матери Гамзатовой Апи посвящается». Поэма вышла в 1967 в книге «Радугу раздаю» в переводе Юнны Мориц. Невозможно читать без слез и грусти в сердце слова поэта, посвященные матери. На читателя льются строки, полные любви и сострадания. Сила их сокровенности, благоговения трогает самое сердце. Слог, образы, сравнения по всему тексту не уступают друг другу по силе воздействия и технике подбора деталей:

… Ты комнаты больничные мела,

В руках скрипела рыжая метла,

Несла ты столько света и тепла,

Как будто гостя дальнего ждала,

Как будто должен возвратиться друг,

И ты об этом услыхала вдруг.

…Тебя, шутя, назвали главврачом,

Но в каждой шутке истина таится.

Ведь я же знаю, никогда ни в чем

Не обходилась без тебя больница.

Сегодня у нас есть возможность обратиться к произведениям автора в новом формате, благодаря деятельности Издательского дома «Эпоха». Отмечая свое десятилетие в Русском театре, они обрадовали зрителей и, конечно же, своих читателей изданием новой книги Фазу Алиевой о матери. Надо сказать, что Издательский дом «Эпоха» открыл двери в очень добрую, традиционно-духовную область. Они взялись за подготовку и издание серии книг под удивительным и давно знакомым названием «Рай под ногами матерей». Надо отметить, что работа, проводимая «Эпохой» под руководством Гамзата Гамзатова, заслуживает глубокого уважения и восхищения. Очередной проект Издательского дома является блестящим примером приумножения и распространения духовной культуры нашего края. И вот первая книга из этого проекта издана. Это стихи и поэмы Фазу Алиевой, посвященные матери. Эта книга как средоточие сокровенных чувств и мыслей автора открывает читателю многое из, казалось бы, понятного нам мира материнства. Сконцентрированная в одной книге, мысль о матери помогает читателю глубже осмыслить вопрос «что значит для детей родная мать, что для матерей – их дети?»

«Рай под ногами матерей» – Книга I – удобный формат, бирюзовый цвет, как будто эта книжка собирает все светлые мысли человека в одно глубинное слово – МАТЬ, и говорит о тепле, вложенном в ее содержание. Так как я собирала материал для этой книги, надо отметить, что образ матери в творчестве Фазу Алиевой занял и продолжает занимать одно из ведущих мест. Кроме стихов и поэм, вошедших в эту книгу, ею написано много рассказов, повестей, очерков, других публицистических произведений, посвященных матери.

На суд читателя выносятся и две новые поэмы, написанные совсем недавно, – «Материнское молоко», «Белый платок матери». Сопоставив эти поэмы и первую, написанную еще в 1967 г. («Мать сирот»), поражаешься глубине идей, созвучности образов, монолитности стиля и языка. Тот же чеканный слог, та же глубина спустя 40 с лишним лет. Вот примеры из поэмы «Белый платок матери»:

Дихъ хутIараб хазина,

Дур харайдул шал буго,

Щибаб симсилъ сукIун лъун.

Дур къваридаб къисматгун…

 

ГIумру дир эбелалъул,

Бигъараб гIомо буго.

Бесдаллъун эмен лъачIел,

Мискинлъидалъ тIерхьараб…

 

МагIарул шал – щибалъулъ,

Жиндирго къисмат бугеб,

Къварилъиги рохелги,

Биххун куназулъ лъураб…

 

Твой шелковый платок – это все, что осталось у меня

С той грустной судьбой, сплетенной в каждую кисть…

 

Жизнь матери моей, что спутанный клубок,

Тонувший в бедности и сиротской доле…

 

Что ни платок аварский – то судьба у каждой своя,

В каждой нитке которой сплетены радость и беда…

 (досл. перевод – М.М.)

Изначально слово автора о матери – это личное, индивидуальное, но по прочтении все ее личное, сокровенное становится общим, созвучным, относящимся ко всем детям и матерям. А таких матерей, воспитывающих своих детей без мужа и мужской опоры, в горах всегда было немало. Время формирования поэта и прозаика Фазу Алиевой было тяжелым в послевоенный период. Дети-сироты, вдовы, голод, нищенская жизнь, тяжелое строительство послевоенных лет, восстановление личного хозяйства, да всей страны – все это проходило на глазах сирот и вдов и, естественно, большей частью ложилось на их хрупкие плечи. Дети, в один момент ставшие взрослыми, понимали горе и боль своих матерей так же, как и матери, понимали положение, в котором они оказались. Это закаляло их, делало мужественными, стойкими. Готовые отдавать свои жизни ради детей, матери трудились, не зная сна и покоя, растили детей. Естественно, в творчестве Фазу Алиевой не могло не отразиться все это. Ведь это была ее жизнь, участь таких же сирот, как она. И мать для них была самым святым человеком, на которого они смотрели, как на Бога. И как бы, отдавая дочерний долг, складываются одно за другим произведения, полные любви и сострадания к матери, что по сегодняшний день не иссякает слово автора о ней.

Выросшая на многовековых горских традициях, получившая блестящее образование в Литературном институте Москвы, она обладает не только характером настоящего труженика, но и редким талантом, со временем ее строки в душах людей превращаются в твердые жемчужины мыслей. Они западают в самое сердце читателя, разделяют с ним его чувства, его боль и радость. Даже те, кто на себе не испытал участь сиротства, не испытал жизненных тягот, не остаются равнодушными к ее произведениям. Потому что автор находит такие сравнения, такие, из глубины идущие, полные искренности, слова, что сжимают сердце и трогают душу. Созвучны в этом контексте слова Мудуновой Тамары: «Мудрая, мужественная, лиричная, она заставляет своим творчеством учащенно биться сердца многомиллионной читательской аудитории и задумываться об истинных ценностях: любви к матери, Родине, сострадании к ближнему…».

Привычная находить светлый, теплый образ матери во всех произведениях Фазу Алиевой, я удивилась, когда узнала, что мать ее – Апипат, по жизни была очень строгой женщиной. Нежности и теплого слова от нее редко когда можно было ожидать. Однажды я спросила: «Фазу Гамзатовна, а как вам удается найти такие искренние слова, как получаются такие теплые образы для такой строгой матери, ведь читатель видит только святой образ матери в ваших произведениях?» Ответ был ясным и лаконичным: «А я ведь, как никто другой, понимала всю глубину ее печали. И у меня на всю жизнь, как резьба на камне, в сердце остались ее боль: как она растила 4 сирот, как ей трудно было нести крест вдовы. В моей душе ведь она была именно такой – святой…». После этих слов в тех же текстах автора я начала находить другие слова, оправдывающие строгость не только ее матери, но и всех матерей в горских аулах:

А мать моя

Всегда была суровей

И строже всех аульских матерей,

И хоть давно платок носила вдовий,

На свадьбы не пускала дочерей.

И мать твердила,

Затворив окошко:

«На мужних жен залает только пес,

А на вдову затявкает и кошка!

Коль за отцовскою спиною дочь,

К ней сплетня не пристанет, а мгновенно,

Как мяч резиновый, отскочит прочь…

А к сиротке,

Как комья глины, вмиг

Прилипнут сплетни и дурные слухи.

Сидите, молча, дома среди книг, —

В закрытый рот не залетают мухи!»…

(«Барабанщик нашего аула»)

 

Невольно вспоминаются слова генерал-майора Магомеда Абдуразакова из книги «О времени и о себе», когда говорил о строгости своей матери: «Это было в ее характере… Суровая жизнь сделала мою мать железным человеком». Да, такова была их жизнь. Таковыми их сделала война и суровая действительность. Сколько невысказанной боли и страха за детей хранят в себе женщины гор, матери, которых воспела Ф. Алиева.

Очевидно, еще и потому произведения Фазу Алиевой стали звучащими, общепризнанными и не остались случайным, частным явлением, что сила внутренней идеи, глубина мысли доминирует в них, особенно в поэзии. Эта глубина идей – эти жемчужины мыслей, выгодно отличают строки Фазу Алиевой. Именно эти «жемчужины» придают глубинную силу ее словам, трогают сердце и заставляют сверкать не только поэзию, но и прозу с публицистикой. Ранее это отмечал и замечательный писатель Анатолий Иванов: «Редко нашим современным поэтам удается то, что мы читаем в поэзии Фазу Алиевой. В них мысли и чувства, союз ума и сердца».

И в конце вместе со словами благодарности в адрес Издательского дома «Эпоха» за издание такой теплой книги хочется пожелать читателям и себе чаще открывать сердца слову поэта, чаще заглядывать в глаза той, «чьей грудью вскормлен весь мир» и еще чаще – дарить им тепло. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам