Остановись мгновенье, ты прекрасно!


«Произведение искусства для того, кто умеет видеть, – это зеркало, в котором отражается состояние души художника» – никто не будет оспаривать утверждение великого французского художника Поля Гогена. Автор таитянских полотен – один из кумиров нашего современника, получившего на днях звание «Заслуженный художник Российской Федерации», Альберта Хаджаева. Альберта Захаровича не назовешь прямым последователем постимпрессиониста, но насыщенная жизнь и палитра художника XIX века определили пристрастия дагестанского живописца.

Интерес к другим краям для рода из селения Унчукатль начинался вынужденно. Прадедушка Альберта Магомед-Гаджи, как участник восстания, вместе с семьей был выслан из Казикумухского округа в 1877 году в Псковскую губернию. Сын его Гази, дедушка художника, имевший красивый почерк, в десять лет переписал весь Коран, и эта книга переходила по наследству, но, к сожалению, из-за перипетий судьбы до Альберта она не дошла. Необычное для дагестанца написание фамилии художника  -Хаджаев связано с Узбекистаном. Люди, встречавшиеся на пути предков, на его собственной жизненной дороге, оставили след в душе художника. И он мастерски выбирает из всех впечатлений самые яркие и прекрасные.

– Я не могу говорить за всех людей, причастных к искусству, но именно любовь словно берет за руку человека и благословляет на творчество, – признается мастер кисти.

Альберт Захарович как художник определился со стилем не случайно, наиболее профессиональной формой воплощения конкретности и искреннего видения окружающего мира он считает реализм.

Выпускник факультета живописи Тбилисской государственной академии художеств вошел в дагестанское искусство со сформировавшимся мировоззрением и профессиональной направленностью. Уже первые его портретные работы удивили искусствоведов совершенством мастерства. «В портретах не увидишь поверхностного отношения, они эмоциональны, психологичны, выполнены мастерски», – отозвался о работах Альберта Хаджаева, экспонировавшихся на зональной выставке, журнал «Советский Юг» в 1984 году. В этом году он был принят в Союз художников России.

В законченности и совершенстве – отношение художника к своему труду. Девушку с портрета Альберта Хаджаева зовут Барият. На ее лице нет улыбки, но оно отражает глубокий внутренний мир. И в глазах та же загадочность и одухотворенность, что у рафаэлевских мадонн. Такими получаются у Альберта Захаровича женские портреты. Замечая в своих героинях лучшее, возвышая их естественное обаяние и неповторимость, автор обнаруживает свое великодушие и понимание прекрасного. Одни из первых работ «Дочь Фатима», «Портрет поэтессы Джаминат Керимовой», «Балхарка», «Невеста» и другие стали знаковыми, это уже не просто изображение конкретной натуры, а воплощение определенных образов. Если женские образы Хаджаева привлекают своей утонченностью и красотой, то в мужских портретах автор стремится к более углубленной психологической характеристике. Одна из его последних работ написана к 80-летию знаменитого односельчанина Мухаммеда Дандамаева.

Моделями Хаджаева становятся люди, близкие ему по духу и патриотическому отношению к родному селу.

Нет камня в селе, не обласканного взглядом Альберта Захаровича. Виды Унчукатля в различных ракурсах – вечная тема, дарящая радость не только автору и односельчанам. Эти исторические зарисовки – словно приветствие потомкам через века.

Живописные полотна Альберта Захаровича перекликаются с его иллюстрациями к книгам. Именно за оформление была удостоена специального диплома книга Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Также была отмечена книга Юсупа Хаппалаева «Мир вам». Сулейман Стальский, Щаза из Куркли, Газим-бек Багандов, Магомедзагид Аминов – поэзия этих и других авторов в оформлении Альберта Хаджаева приходила к читателю.

Болью и радостью художника можно назвать жанр «Натюрморт». Сотни натюрмортов написаны в студенческие годы, тысячи ученических работ прошли через руки Альберта Захаровича в годы его преподавательской деятельности в Художественном училище им. Джемала, но художник уверен; изображение предметов – это не простая их фиксация, через натюрморт можно передать отношение к истории собственного народа. Очень трогательная история у знаменитого «Торжественного натюрморта».

– Проезжая мимо Вторчермета, я заметил стену из странных тридцатисантиметровых блоков. Подойдя ближе, понял, что это не бетонные или каменные блоки, а спрессованные медные кумганы, подносы, кружки и другая утварь с неповторимыми орнаментами, – вспоминает художник. – Я остолбенел, такую красоту и в переплавку. А рядом в ангаре еще неизуродованные старинные предметы.

Сторож объяснил, что медь собрали в горных селах и после прессовки должны отправить в другие регионы России. Я был потрясен…

Получив от сторожа отрицательный ответ на свой вопрос: «Неужели Министерство культуры не обращает на это внимания?», Альберт Захарович с грустью выкупил несколько вещей, которые ПОТОМ стали моделями для его изящных натюрмортов.

– У меня тринадцать вариантов «Торжественного натюрморта». Я хотел обратить внимание на красоту этих старинных предметов. К ним прикасались руки наших предков, они – свидетели истории. Торжественным я назвал свой натюрморт, потому что у меня еще жива надежда на торжество прекрасных творений дагестанских мастеров.

«Он обладает способностью искать превосходство над превосходством, совершенство над совершенством и постоянно углубленно продолжает познавать и учиться у природы. Он реалист, одаренный способностью самого острого и проникновенного наблюдения. В каждом его произведении максимум содержательности и художественной выразительности. У него безупречный вкус, благодаря чему он добивается изысканного очарования колорита», – написал о художнике один из интеллектуалов нашего времени Джаруллах Керимов.

Реализм – это не раз и навсегда установленная формула, не догма. Реализм как форма отражения действительности находится в постоянном движении. Движение внутри одного стиля за его пределы, которое вовсе не означает измены своему выбору. Профессионал виден в любом жанре. По просьбе композитора Заурбека Джанаева Альберт Захарович создал абстрактное полотно, воплощающее музыку.

Живопись ли это, музыка ли – прекрасное навсегда оставляет в душе благотворный след.

 

Имара БАГИРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны

МегаФон в партнерстве с ГК SIMETRA разработал платформу для управления любыми транспортными потоками при строительстве и обслуживании крупных промышленных...

Изменения в Правилах Дорожного Движения

Изменения в ПДД Российской Федерации всегда интересовали большую часть жителей нашей страны. Рассказываем про последние новации 2024 года. СИМ Уже с...

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...
spot_imgspot_img

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам