Поэзия народного костюма

Открыли эту часть фестиваля представители из разных районов Дагестана: Акушинского, Агульского, Табасаранского, Кулинского, Гунибского, Курахского и других. Они исполнили национальные танцы, что позволяло узнавать не только особенности нарядов, присущих только этой народности, но и их национальных танцев. Так, характеризуя даргинские и лакские костюмы, ведущий отметил такую деталь, как украшение из ценных металлов: подвески, монеты, отличавшие этот вид наряда от костюмов других народностей, а также яркие головные покрывала у представительниц из Акушинского и Дахадаевского районов. Лезгинский костюм, представленный Курахским районом, отличался особенностями драпировки, а табасаранский – широкими штанами, на изготовление которых уходило до 6-7 метров ткани. После такой интересной вступительной части участники встали полукругом, предоставив зрителям возможность детально рассмотреть их костюмы.
Вторую часть «Поэзии народного костюма» предварила своим выступлением директор республиканского Дома народного творчества РД
М. Мугадова. Говоря об особенностях национальной одежды, она подчеркнула, что это искусство является своеобразным приложением талантов народа, в которых проявляется их художественная самобытность, и пока это наследие хранится, народ будет иметь свое «лицо» и не растворится в общемировых культурных тенденциях. Но и это еще не все: народные костюмы вдохновляют на творчество современных модельеров, использующих их отдельные элементы для создания оригинальных коллекций: особенно ярко проявляется фантазия модельеров в головных уборах, где почти всегда полунамеками присутствуют образы и широких покрывал, и чохто, и смотрится все это очень колоритно и стильно.
Безусловно, все зрительское внимание было сконцентрировано на гостях фестиваля, большая часть которых являлась нашими кавказскими соседями. Можно было бы проводить параллели с костюмами дагестанских народов, но делать это было бы не вполне разумно, тем более что покрой одежды представителей соседних республик соответствует общекавказскому стилю: это черкески у мужчин, украшенные кинжалом на поясе, и длинные красочные наряды у женщин, причем голова обязательно покрыта. Сходство женских костюмов прослеживалось, во-первых, в том, что все они были расшиты узорным орнаментом, во-вторых, покрой костюма был выполнен таким образом, чтобы подчеркнуть женскую красоту и статность. Особо привлекательно смотрелись цветные калмыцкие головные уборы у женщин, возвышающиеся наподобие башен, украшенные декоративными камнями и бубенчиками, свисавшими по краям шапок. О его особенностях нам рассказала представительница Калмыкии, народный мастер Калмыкии, трижды лауреат зарубежных международных выставок, дипломант Всероссийских конкурсов-выставок в г. Чебоксары Марина Эльдерова: «Убор вышит стразами и неспроста напоминает башню. Есть в Калмыкии золотая обитель, комплекс Шахиямани – культурный центр, возведенный под патронажем президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, так этот убор выполнен наподобие этого комплекса». Она же поведала, что ежегодно в Калмыкии проходят национальные фестивали, так называемые Джангариады. Туда приглашаются мастера высшего класса в области народного искусства из республик Северного Кавказа.
Заметно выделялись хорватские наряды: чепчики напоминали цветочные венки, а пышные светлые юбки в форме колокола покачивались в такт национальному танцу. Хорватским танцорам аккомпанировали музыканты на скрипках и народных инструментах.
Вообще поэзию костюма невозможно вообразить и прочувствовать без национальной хореографии. И все народы – гости фестиваля – сделали на танцах особый акцент: в танце калмыков, по всей вероятности, нашли отражения движения, характерные для всадников, уж очень их порывистые движения напоминали и быстрый конский бег, и поведение наездника, оседлавшего скакуна. Представители Северной Осетии представили шуточную композицию, где мужчины похвалялись своей ловкостью в танце. Удивительно, но пожилые танцоры продемонстрировали молодецкий пыл и необычайную легкость, которой могли позавидовать и юнцы. А руководил ими запевала с посохом, всякий раз обращавшийся на осетинском к танцорам, по-видимому, с призывами активнее проявить себя в танце. Кабардинцы и балкарцы продемонстрировали лиричный старинный танец, плавный и мелодичный, представители Карачаево-Черкесии – обрядовый танец – представление с обычаями этих народов, где в центре внимания тоже оказался посох некоего мифического существа, похожего на оборотня; чеченки исполнили вокальную композицию на родном и русском языках.
Начальник отдела народного творчества Департамента государственной поддержки искусства, народного творчества и международных связей Министерства культуры РФ Г. Фурманова от имени Министерства культуры РФ сердечно приветствовала участников международного фестиваля «Горцы», а также отметила его символичность, выразившуюся в проведении фестиваля в канун государственного праздника – Дня России.
Этот фестиваль – традиционный, сначала он был всероссийский, сейчас получил статус международного и вписан в календарь международных культурных акций ЮНЕСКО. Несмотря ни на что, гостеприимная дагестанская земля – жемчужина России достойно встретила участников, что позволило всем желающим стать свидетелями такого уникального действа, как праздник поэзии народного костюма. «Наверно, главное человеческое качество – это память, – сказала она. – Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего, и сегодня здесь представлены и молодежные коллективы, и детские коллективы, и уважаемые старшие коллективы в разных жанрах: танцевальном, песенном, инструментальном, и каждый с гордостью несет свою музыку, танец, песни, костюмы. Мы такие разные, но мы все едины».  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Салман Дадаев создал штаб по поддержке семей мобилизованных махачкалинцев

Городской штаб по поддержке семей мобилизованных махачкалинцев создан в дагестанской столице по инициативе главы города Салмана Дадаева. К работе штаба...

В Махачкале заменили ключевые трансформаторы на более мощные

Энергетики заменили в Махачкале ключевые трансформаторы на более мощные. Данная работа проводилась на трех перегруженных подстанциях города: Приморская, Тепличный...

Ребенок выпал из окна 6-го этажа в Махачкале

Несчастный случай произошел в Махачкале с двухлетней девочкой, сообщает пресс-служба МВД Дагестана. Накануне из окна 6-го этажа многоквартирного дома по...

Более 40% махачкалинцев отложили работу, чтобы посмотреть речь президента в прямом эфире

Четыре из 10 жителей Махачкалы отложили работу, чтобы посмотреть в прямом эфире речь президента РФ Владимира Путина, посвященную подписанию...

Мэр Махачкалы обсудил с депутатами работу по сбору посылок для военнослужащих

Глава Махачкалы Салман Дадаев провел ряд встреч с депутатами Народного собрания Дагестана. Обсуждались вопросы проведения информационно-разъяснительной работы с жителями...

В Махачкале продолжают устранять локальные разрушения асфальта

В Махачкале продолжаются работы по устранению локальных разрушений асфальтобетонного покрытия улично-дорожной сети. Отделом дорожного хозяйства городских служб составлен план, согласно...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам