Такие люди становятся для грядущих поколений не просто предшественниками, а путеводителями, о них помнят, их имена почитаются. Его имя войдет в историю родного края не только как руководителя одного из крупных престижных вузов, но и человека, педагога, организатора, новатора, интернационалиста, неутомимого труженика, болеющего душой за все, что делалось в стране, республике, мире, неравнодушного к чужой беде, человека слова, умеющего доводить любимое дело до конца.
Он родился 29 июня 1930 года в далеком горном ауле Хунзахского района Батлаич в семье учителя. С детства Ахмед Магомедович познал нужду, невзгоды, раннюю смерть родителей. Но он с детства мечтал об одном — поступить в вуз — МГУ. В 1947 году он окончил школу, успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом исторического факультета. Он отличался усердием, старательностью, желанием как можно больше знать в науке, культуре. Его старания принесли и свои плоды — в 1953 г. он окончил вуз и приехал в родные края: став вначале зав. кабинетом женского учительского института, а после защиты диссертации — ассистентом, доцентом в ДГУ. 1964 год — он назначается ректором педагогического института. Наш вуз за 24 года ректорства Ахмеда Магомедовича вырос из заштатного, ничем не примечательного учебного заведения в один из ведущих вузов страны. Он был настоящим руководителем, человеком, деловые качества которого превалировали над остальными, человеком, который многим мог служить примером того, как надо жить и работать. Этому поколению и ему можно было позавидовать. Ибо они были всегда в дороге, в заботах, поисках, тревоге — и никогда покоя им нет.
По своей натуре Ахмед Магомедович был человеком целеустремленным, деятельным, трудолюбивым, порой от темна до темна бывал в институте, его можно было встретить в любое время дня в общежитиях, на заседаниях кафедр, ученых советов факультетов, научных кружков, студенческих собраниях, на репетициях художественной самодеятельности, спартакиадах, вечерах, он не считал для себя зазорным поговорить и с техническим персоналом о порядке и чистоте в корпусах вуза. Он хорошо знал свой коллектив, возможности каждого человека и умело использовал их для дела, учебы, на новых должностях помогал всем найти себя в жизни.
В период вступительных приемных экзаменов Ахмед Магомедович был очень организованным, работал по 12-14 часам, требовал этого и от всех подчиненных, прекрасно понимая, что от честности, слаженности, добросовестности работы комиссии зависит судьба каждого абитуриента, особенно сельского, а следовательно, и будущее дагестанской школы, всего народного образования Дагестана.
Институт год от года рос, развивался, открывались новые факультеты: физического воспитания, исторический, художественно-графический, музыкальный, начальных классов, дошкольный, биолого — химический, иностранных языков. Росло число кафедр, увеличивался контингент студентов, число преподавателей.
Одновременно поднималась и планка научного потенциала преподавательского корпуса – от доцента до доктора наук, члена корреспондента Академии педагогических наук СССР — таков научный рост самого руководителя вуза. Он добивался ежегодного места в целевую аспирантуру вузов страны, НИИ, принимал личное участие в судьбах многих молодых преподавателей, оказывая им помощь и содействие. Не было случая, чтобы после командировок по стране и за рубеж Ахмед Магомедович не привозил новых идей, задумок, которыми он умел заражать своих единомышленников, а их у него было предостаточно. И порой не верилось окружающим, как можно в столь короткий срок выполнить, казалось бы, невыполнимую работу. За небольшой период создавались новые лаборатории, кабинеты, строились общежития, стадион, зал ТСО, Дворец спорта, жилой дом. Он мечтал о новом современном корпусе — гиганте, оснащенном современной техникой, даже «выбил» для него престижное место.
Коллектив преподавателей во главе со своим руководителем заложили в институте прекрасные традиции: «Неделя дружбы», встречи и переписка с выпускниками, смотры художественной самодеятельности, олимпиады, спартакиады, встречи с интересными людьми, круглые столы, многое другое, что трудно перечесть.
Удивительно емкое слово «память», как же много оно в себя вбирает. И разве не справедливо, что отношение к памяти — это показатель нравственного здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Мы помним.