Деньги любят тишину и спокойствие

– Сергей Владимирович, уже не первый раз мы с Вами беседуем о проблемах, связанных с социально-экономическим положением республики. 19 августа этого года состоялось совещание у Президента РД, на котором он сообщил о положительных для Дагестана итогах недавнего совещания у Президента РФ по вопросам социально-экономического развития республики. На Ваш взгляд, что можно ожидать нового?
– В последние годы в силу объективных и субъективных причин Республика Дагестан переживает один из сложнейших периодов в своем социально-экономическом развитии. Современное положение в Дагестане характеризуется системным кризисом во всех сферах хозяйства. Если проанализировать итоги последних 15-18 лет, то мы увидим, что уменьшилось производство в промышленности и сельском хозяйстве, сократился внешнеторговый оборот республики, резко сократились инвестиции в основной капитал.
Однако последствия экономического кризиса – это не только спад в некоторых отраслях дагестанской экономики. Самым главным направлением происшедших в экономике Дагестана в последние годы перемен можно считать десоциализацию экономики. Современная экономика Дагестана становится все менее гуманной и рассчитанной исключительно на извлечение прибыли.
Сегодня Дагестан, как республика, с длительной социальной депрессией, не может за счет собственных средств преодолеть сложившееся отставание. Необходим поиск выхода из сложившейся ситуации, так как длительное пребывание в таком состоянии может еще в большей степени усилить социальную напряженность, вызвать социальные конфликты и еще более осложнить обстановку в этом взрывоопасном регионе, имеющем исключительное значение для национальной безопасности России.
Выход экономики региона из глубокого затяжного кризиса сегодня в решающей мере связан с оживлением инвестиционного процесса, без которого невозможно восстановить производство и перейти к экономическому росту.
Инвестиции являются базовым условием выхода дагестанской экономики из кризиса. По сути инвестиции – это ключ к развитию экономики региона.
Общий экономический рост после спада производства достигается, прежде всего, благодаря освоению новой продукции. Для производства новой продукции необходимы капиталовложения, и, следовательно, выход экономики из кризиса тесно связан с динамикой капиталовложений. В этих условиях, решающее значение имеет вопрос о направлении движения инвестиций.
– В то же время федеральный центр критикует нас за недостаточную работу по привлечению инвестиций. Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов на совещании в Сочи сказал Президенту РФ Д.А.Медведеву о том, что для того, чтобы в полной мере обеспечить приток инвестиций в республику, необходимо обеспечить общественно-политическую стабильность, безопасность и гарантии инвесторам.
– Как уже известно, 11 августа 2010 г. на совещании по социально-экономическому развитию Дагестана Президент России Дмитрий Медведев подверг критике руководство Дагестана и полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе за неэффективную работу по привлечению инвестиций в регион. «Пока с этим плохо, за последнее время не сделано почти ничего, – заявил глава государства. – Без инвестиций не сможет развиваться экономика республики. Надеюсь, что новое руководство этот процесс сможет наладить. Надо быстрее все делать». Полпред Александр Хлопонин также признал, что «ситуация плачевная, новых инвестиций нет. Даже те инвесторы, которые приходили в республику, всерьез задумываются о дальнейших перспективах».
Доводы Президента Дагестана Магомедова, который посетовал, что привлечению инвестиций мешает «высокая террористическая активность», не убедили ни экспертов, считающих главной причиной бегства капиталов из Дагестана высокую коррумпированность и клановость руководства, ни Медведева. Думаю, что проблема привлечения инвестиций в регион связана и с «террористической активностью», и с «коррумпированностью чиновников» (добавим ещё и их не высокой компетентностью), и с клановостью и ещё со многими другими причинами.
Но главное видится в том, что нельзя «по мановению волшебной палочки» изменить инвестиционный климат в республике, как этого хочет Президент России Дмитрий Медведев. Напомню, что инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Поскольку деньги любят тишину и спокойствие, инвесторы сегодня предпочитают другие, более стабильные регионы, а то и другие страны. Это проблема даже не одного отдельно взятого региона, а страны в целом. Дагестан длительное время находился «на задворках» российской экономики, снискал репутацию «неудобного», «ненадежного» и в целом «неинтересного» для бизнеса партнера.
По мнению независимых специалистов рейтингового агентства «Эксперт РА», инвестиционный рейтинг Республики Дагестан оценивается как 3C1 – пониженный потенциал – высокий риск. И это уже на протяжении последних десяти лет. Ситуация в Дагестане не меняется, во всяком случае к лучшему. Сегодня наибольшие угрозы для инвесторов составляют криминальные и социальный риски. Но главная опасность – это неэффективное и некомпетентное управление.
Еще одна проблема – это сами инвесторы. Те, кто сумел завладеть крупными предприятиями, зачастую стремятся только урвать, в погоне за сиюминутной прибылью разваливая производство. Неслучайно у нас огромная армия безработных.
Предприниматели не хотят, а зачастую и не умеют инвестировать не только на долгосрочную, но и на среднесрочную перспективу.
Если же и появятся на земле дагестанской инвесторы, то и здесь важно увидеть, кто и с какой целью пришел: основной принцип, которым необходимо руководствоваться при отборе потенциального партнера – лидерство компании-инвестора в своей отрасли, способность поступательно развиваться, стабильно обеспечивать налоговые отчисления в бюджет и сохранять рабочие места. И желательно, чтобы реализация инвестиционного проекта «подтягивала» за собой еще несколько смежных производств. Привлечение крупных инвесторов должно кардинально решать проблему занятости в регионе и пополнить местный бюджет.
– Как Вы, к примеру, прокомментируете поручения по вопросам обеспечения государственных гарантий РФ при реализации инвестиционных проектов, создания особых экономических зон промышленно-производственного и туристско–рекреационного типов?
– Учитывая, что сегодня в республике нет возможности сформировать полноценный залоговый фонд, государственные гарантии под инвестиционные проекты, без сомнения, могут продвинуть процесс их реализации. Однако это возможно только тогда, когда проекты хорошо обоснованы и носят предельно реалистичный, выполнимый характер. Правительство РФ не будет давать свои гарантии под «дутые» проекты, которых было уже не мало. Нас ждет серьезная экспертиза со стороны специалистов Минфина РФ, а вот её результаты, возможно, будут не столь оптимистичны.
Относительно создания особых экономических зон промышленно-производственного и туристско-рекреационного типов, то здесь все далеко не так просто.
В промышленности основная проблема – полный износ оборудования. Начинать надо с создания эффективных рабочих мест, создающих конкурентоспособную продукцию. А для организации эффективных рабочих мест необходимо эффективное оборудование, основанное на передовых технологиях. Однако даже если поставить современное оборудование, то возникает новая проблема – переучиваться некому: остались те, кто на пенсии или близки к ней. Дефицит квалифицированных кадров – от рабочих до топ-менеджеров. Сегодня кадровая проблема является одним из ключевых препятствий для развития бизнеса. Поэтому регионы, способные обеспечить инвестора персоналом должного уровня, выигрывают конкуренцию за привлечение капиталовложений. У Дагестана в этом отношении перспективы весьма «туманные», несмотря на обилие большого количества высших учебных заведений и их выпускников, у которых нет практики работы на серьезном производстве.
Надо отметить, что пока у инвесторов не вызывает повышенного интереса и туристический потенциал региона. У нас, конечно, есть на что посмотреть, однако инфраструктура туризма и сервиса оставляет желать лучшего. О создании туристско-рекреационного комплекса у нас говорят давно, однако пора уже переходить от слов к делу.
Как показывает анализ современных инвестиционных процессов, сегодня возросла значимость именно инфраструктурного потенциала, который существенно влияет на издержки производства. Понятно, что реализация проектов, связанных со строительством новых инфраструктурных объектов, крайне затруднена. Поэтому сейчас при определении площадки для инвестиций бизнес в большей степени ориентируется на доступность уже имеющейся инфраструктуры.
­ Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов с сожалением признал, что экономические и социальные риски в нашей республике выше, чем в других регионах. С этим трудно не согласиться. И все эти проблемы объективные. Но ведь есть вопросы, которые зависят именно от нас. По запросу Внешнеэкономбанка нами представлено более 30 проектов, но по большинству из них отсутствуют качественные бизнес-планы, проектно-сметные документации. Руководство республики озабочено таким положением дел…
– Чтобы получить деньги, надо побеждать на сложных конкурсах проектов, доказывать их эффективность и новизну. Сделать это очень трудно. Непрофессионализм сегодня имеет место быть во всех сферах экономики, да и общества в целом. Пришла эра людей некомпетентных, непрофессиональных, но «шустрых», однако это не всегда и не везде проходит. Опять можно вспомнить в целом невысокий уровень подготовки в вузах и отсутствие опыта в подобного рода мероприятиях у дагестанских предпринимателей. Им долго внушали, что главное – это «пробивание» денег, умение давать «откаты» чиновникам, а не составлять «какие-то там» бизнес-планы. Вот мы и имеем результаты такой политики.
– Что Вы можете сказать о необходимости принятия отдельной ФЦП социально-экономического развития РД до 2017 года?
– Опыт разработки всевозможных программ, стратегий и прочих такого рода документов на уровне Республики Дагестан носит в целом нерезультативный (малоконструктивный) характер. В качестве основного источника инвестиционного финансирования выступают средства предприятий и организаций, размещенных на территории региона, а также средства отечественных и иностранных инвесторов, бюджетное финансирование на федеральном уровне, поскольку финансовая несостоятельность регионального бюджета общеизвестна.
Привлечение инвестиционных средств местных товаропроизводителей – дело утопическое: денег на инвестиции нет и не будет. А вот средства бюджетные и являются, в общем-то, главной целью разработки всех программ для последующего «освоения». Поэтому реалистичностью закладываемых в расчеты цифр такие документы не отличаются, что, естественно, не вызывает доверия у представителей федерального центра. Здесь я бы предложил нашим читателям для более подробного ознакомления с проблемой статью моего коллеги М.М.Чернышева: Анатомия власти: ФЦП-2016.
– Как Вы относитесь к идее разработать конкретные индикаторы оценки деятельности Правительства, каждого министерства в этой сфере?
– В целом положительно. Чиновники – одна из самых больных тем. Число чиновников растет очень быстро, в том числе и на региональном уровне. Бюрократизации не избежало ни одно ведомство. Немного цифр. По данным Росстата, на 10 тысяч населения в России приходится 172 госслужащих. Если пересчитать эти цифры на размер населения страны, то получится, что сейчас в России около 2,4 млн чиновников на 140 млн человек населения. При этом в Советском Союзе количество чиновников не превышало 400 тысяч на 300 млн населения страны. Таким образом, в Российской Федерации за последние два десятка лет количество бюрократов выросло в 6 раз! И если даже число этих чиновников, как планируется, сократят на 20%, то их в России останется еще 1,9 млн, т.е. почти в 5 раз больше на душу населения, чем в СССР.
Зарплаты чиновников растут, равно как и численность бюрократического аппарата. Причем доходы российских госслужащих растут гораздо быстрее, чем у всех остальных граждан нашей страны. По данным того же Росстата, среднемесячная заработная плата гражданских служащих в первом квартале 2010 года составила 24,5 тысячи рублей – выросла на 1,6% в сравнении год к году, зарплата муниципальных служащих увеличилась на 3,1% – до 22,9 тысячи рублей. При этом размер средней зарплаты по России составляет всего 20,3 тысячи рублей. Поэтому возникает правомерный вопрос: а насколько эффективно работает власть в этом регионе?
– Уже есть положительные примеры привлечения предпринимателей – выходцев из Дагестана к инвестиционным вложениям в республику. А как сделать так, чтобы такой «патриотизм» имел для них определенный экономический интерес?
– Участие в инвестиционном процессе предпринимателей – выходцев из Дагестана – это как раз тот индикатор, который может охарактеризовать инвестиционный климат в республике. «Инвестиции» и «патриотизм» – понятия не совместимые. С «патриотизмом» хорошо сочетается «спонсорство», «меценатство», но бизнес есть бизнес. Ни один нормальный предприниматель не будет равнодушно смотреть, как его инвестиции «осваиваются» чиновниками разных уровней, а инвестиционный проект так и остаётся на бумаге. Сегодня пассивность успешных деловых людей-дагестанцев, которые состоялись как бизнесмены за территорией Дагестана, их нежелание активно инвестировать в экономику родной республики является своеобразным сигналом для всех инвесторов.
Дагестанская элита в значительной части ориентирована на Россию. Очень существенная часть власть имущих не связывает свое будущее с Дагестаном. Они не просто деньги размещают в России – вкладывают их в активы, в недвижимость, развивают там бизнес, перевозят туда семьи.
– И все-таки, что можно было рекомендовать региональным властям в вопросе привлечения инвестиций в республику?
– Для реализации глобальной цели социально-экономического развития региона необходима система методов государственного управления инвестиционными процессами, четко ориентированная на решение данных проблем. Для этого могут быть использованы разнообразные формы и методы регулирования как административного, так и экономического воздействия. Сегодня правительство увеличило социальные расходы, отказавшись от инвестиционных проектов, поскольку не уверено в том, что если направить деньги в экономический механизм, то они будут эффективно использованы в нашей экономической системе.
Исходя из этого и с учетом региональных социально-экономических, геополитических особенностей развития РД, представляется целесообразным реализация следующих, в известной мере традиционных, задач:
– государственная поддержка прямых инвестиций на региональном уровне. Надо законодательно создать такие условия, при которых бизнесу будет выгодно развиваться здесь. Мы не можем обойтись без инвестиций, но они придут сюда тогда, когда для этого будут созданы условия: институты регистрации и защиты собственности. Инвесторы должны точно знать: угрозы экономического захвата в регионе нет. Должны быть четко прописаны взаимные обязательства бизнес-сообщества и властей при реализации инвестиционного проекта: инвестор финансирует производство, власти развивают инфраструктуру.
– формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров ускоренного использования достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса;
– создание дополнительных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов, конкурентных по отношению к другим регионам, формирование собственных конкурентных преимуществ, отличных от других регионов;
– создание эффективной информационной системы для потенциальных инвесторов;
– мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов;
– финансовая поддержка и содействие инвестиционной деятельности на муниципальном уровне;
– стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств, имеющих для этого наиболее благоприятные условия;
И самое главное, они должны быть тесно увязаны с проводимой государством экономической политикой в регионе. И здесь нельзя не согласиться с мнением Президента Дагестана Магомедсалама Магомедова о том, что стимулирование инвестиционной деятельности должно стать приоритетным направлением в работе всех органов власти РД. Процесс формирования «благоприятного инвестиционного климата» длительный, сложный, многогранный и требует совместных усилий как федерального центра, так и местных региональных властей. И важно помнить, главными движущими мотивами инвестора являются стремления разместить свой капитал на той территории, в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль и имеет минимальные риски. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам