Височные кольца, браслеты и ожерелья, украшенные амулетами, поражали красотой гравировки по металлу, тонкой филигранью, гармонией цветов драгоценных и полудрагоценных камней. Особенно поразило старинное ожерелье – серебряные зерна – подвески. Как выяснилось, сделано оно было в почти забытой в Дагестане технике воскового литья казикумухских мастеров. Необычные серебряные пояса, подвески, браслеты, непохожие на нынешние традиционные, в прошлых тысячелетиях делали искусные мастера Кази-Кумуха, Балхара и других лакских селений.
Точно неизвестно, в каком столетии появилось в Дагестане небольшое древнее селение Убра, расположенное недалеко от Кази-Кумуха, и неизвестно, когда впервые выковали расписанным узором «Накьиша» кинжал, и кто был первым мастером в этом селении. Алил Ибрагимович Ибрагимов – серебряных дел мастер, член Союза художников России, помнит, что он из семьи, в которой шесть поколений мастеров. Его дедушка Абдулхалик вместе с другими мастерами где только не работал: исколесил Урал и Сибирь, продавал свои изделия, был лудильщиком. Отец его Ибрагим Абдулхаликович тоже увлекся работой по металлу и ковке, в родном селении его называли “мастер золотые руки”. С одинаковым успехом он делал изящные лезвия к кинжалам, украшенные искусной филигранью и косы для заготовки сена. В отцовском доме в Махачкале до сих пор сохранилась кузница Ибрагима.
– Чем отличались изделия Вашего отца от сегодняшних, ведь и в наши дни ножи, кинжалы и кувшины украшают инкрустацией и филигранью?
– В основном прочностью. Раньше даже огромные изделия, кувшины и вазы ковали, и после ковки металл становится твердым. У нас в мастерской есть такие инструменты, их удобно в руках держать. Сейчас же, как правило, и большие, и малые формы выдавливаются.
– Когда Вы по-настоящему увлеклись металлообработкой?
– Самое интересное, что первое призвание мои работы получили в армии. Свою службу я начинал в Чечне, продолжил в Астраханской области. Потом всем известный Капустин Яр, недалеко от Байконура. Как Вы знаете, там был космический полигон. Я был артиллеристом, сержантом, а потом старшиной роты. Когда в части узнали, что я могу работать с металлом, попросили сделать для клуба, КПП и караульного помещения металлические гравюры из будничной жизни солдат: рядовой с автоматом, артиллерист в парадной форме, офицер на полигоне. Мое творчество так заинтересовало командиров, что они начали давать мне индивидуальные заказы. Так что первых ценителей своего мастерства я нашел в армии.
– Но, вероятно, самая первая Ваша работа была сделана во время учебы школе?
– В Махачкалинской школе № 15, где я учился, был художественный кружок, в котором я впервые сделал большую комбинированную гравюру на античный сюжет о том, как Геракл борется с Антеем. … После армии я поступил в Дагестанское художественное училище и первым моим преподавателем был Олег Борисович Чашкин. А человеком, которому я бы хотел подражать и мнение которого было для меня всегда очень дорого, стал замечательный мастер, талантливый учитель молодых художников Магомед Джамалудинов.
Моим дипломным проектом была металлическая ваза, высотой 30 сантиметров, объемной чеканки с накладной филигранью. Эта ваза выставлялась на республиканской выставке, на выставке мастеров Юга России, на Всесоюзной в Москве, а после два года путешествовала по Европе, побывала даже в Турции. Я ее два года не видел и не знал, где она находится. Помогла мне искусствовед Зумруд Джандарова, она нашла вазу в Москве и вернула ее мне. Такая вот история.
Вторая моя студенческая работа, ажурная филигранная шкатулка, которую предложил мне сделать тогдашний директор художественного училища Магомедали Газимагомедов. Она тоже побывала на одной из выставок, но такого успеха, как у вазы со шкатулкой, не имела.
– Как сложилась Ваша творческая жизнь после окончания училища?
– Вместе с моим другом Султаном Магадовым пришлось ехать по направлению на работу в художественный комбинат города Ташкента. В отличие от нашего орнамента, более густого и насыщенного, узбекский орнамент скорее разбросанный по металлической поверхности, но наш орнамент получил признание не только узбекских мастеров, но и министерства культуры Узбекской ССР.
В 1984 году я вернулся в Дагестан и стал преподавать в художественном училище, которое когда-то окончил сам. Фотографии моих учеников на доске почета художественного училища, они часто выставляются, интересно, что среди них много девочек. Возьмем, к примеру, Баху Саадуеву, она получила высшее экономическое образование, а у нас учится на первом курсе, очень трудолюбивая и талантливая мастерица. Я считаю, что замечательные мастера выйдут из кубачинки Алины Апандиевой, и внучки потомственных кумыкских мастеров Зумруд Бейбулатовой, а также правнучки лакских лудильщиков Муслимат Шариповой. Сегодня девушки создают свой вариант орнамента к книге «Мой Дагестан» Расула Гамзатова.
– Я познакомилась с их рисунками, и мне кажется, что у трех этих девочек совершенно разные подходы, взгляды на тему этого орнамента. А это как-то отразится на изделии?
– Трудно сказать, но я думаю, что будет очень интересно. Вообще тема поэзии Расула Гамзатова нам близка, мы часто обращаемся к образам, навеянным его творчеством. Я сам участвовал в выставке, посвященной юбилею Расула Гамзатова, представил набор традиционных дагестанских женских украшений: кулон с талисманом – строками из Корана, вырезанными по металлу, подвисочные дуги, браслет, кольцо, серьги. Комплект выполнен ажурной филигранью.
– А где Вы находите узоры? Ведь работы Ваши и современны, и одновременно выполнены в старинной технике.
– Когда приезжаю в свое село, иду на сельское кладбище, и там на памятниках, на каменных плитах нахожу снова и снова прекрасные старинные узоры, а еще стараюсь не выжигать их на металле, как делают многие ювелиры и мастера, а выбивать вручную, как делали в старину.
– Вы представитель шестого поколения рода мастеров. Есть ли продолжение Ваших родовых традиций?
– Мой сын Ризван сегодня работает мастером по металлу в Германии, другой сын Абдулхалик во Франции, так что продолжаем творческую деятельность, правда, уже в Европе. А главное, что продолжается династия мастеров по металлу и ювелиров из небольшого аула Убра.