Утраченный престиж

Действительно, до Октябрьской революции инженерами становились только выходцы из дворянских семей, получившие культурное воспитание и гимназическое образование, и на такую мощную и интеллектуальную базу легко накладывалось инженерное образование. Превосходство инженеров того времени, владеющих не только техническими знаниями, но и гуманитарными, а также прекрасно разбирающихся в основных видах искусства, над средней массой инженеров советского периода не подлежит сомнению. Тем не менее престиж инженерной профессии сохранялся долгое время и, даже когда был утрачен в глазах всё возрастающей корыстолюбивой части общества, спрос на высшее техническое образование, он поддерживался, благодаря государственной идеологии. Героями многих советских кинофильмов были люди производственного труда, чья работа была связана, как правило, с инженерными разработками, которым предшествуют научные изыскания. Несмотря на скромную зарплату инженера, ставшую темой советских анекдотов и вскользь затронутую в сценке Аркадия Райкина («товаровед, как простой инженер»), уважение к этой профессии успешно поддерживалось через все возможные средства воздействия на сознание масс.
С началом господства рыночной экономики героями телесериалов становятся преуспевающие бизнесмены, на богатство которых, нажитое «праведным» трудом, зарятся «подлые» неудачники. Зачастую простолюдинам трудно разобраться в тонкостях работы умных предпринимателей, которых сценаристы оставляют за кадром, но роскошь их бытовой жизни демонстрируется с предельной наглядностью. Вот эта красота, недоступная инженерам, становится основным жизненным ориентиром нового поколения и потому очень сложно будет определиться, как в таких условиях поднимать престиж профессии инженера.
Поскольку ваш покорный слуга, то есть автор этой статьи, является специалистом в области проектирования зданий и сооружений, дальше я буду излагать свой взгляд на дискредитацию инженерных профессий на известных мне досадных примерах и обстоятельствах, сложившихся в деятельности проектных организаций нашей республики.
К сожалению, из среды инженеров вышло немало таких, которые, оказавшись в плену негативных тенденций, грубо говоря, «очинушились» (от слов «чиновник», «чинуша») и давно забыли творческий аспект инженерного ремесла, слепо исповедуют требования инструкций без поправок на реальные обстоятельства подобно метеорологу, дающему сводку погоды, доверяясь только показаниям приборов и не потрудившемуся даже посмотреть в окно. А инструкции в наше время подвергаются изменениям с быстротой, выходящей за порог человеческой восприимчивости. Здравомыслящему человеку очевидно, что такой бешеный темп обновления нормативно-справочной литературы вовсе не способствует прогрессу, а является всего лишь инструментом самоутверждения «очинушившихся» авторов этой литературы.
Контингент таких обюрократившихся инженеров состоит в основном из руководителей проектных организаций и многочисленных экспертов проектно-сметной документации. Пользуясь высотой своей инстанции, они оставляют право «творческого» анализа проблемных технических вопросов (в случаях отсутствия ясных рекомендаций в нормативно-справочной литературе) только своему мнимому гению, полностью исключая права инженеров-разработчиков проекта, обоснованного оспаривания ими навязываемых решений. Зачастую требуемые экспертами исправления вызывают еще большие ошибки, поскольку всю цепь необходимых изменений, связываемых с исправлениями, учесть очень сложно.
Одним из досадных обстоятельств является то, что принятие технических решений и контроль качества проектов нередко поручается специалистам, перешагнувшим семидесятилетний возрастной рубеж. Не умаляя их богатого профессионального опыта и объема знаний, все же следует признать, что они не всегда адекватны и достаточно оперативны при комбинировании крупиц знаний, накопленных ими в проектных разработках, и, потому, ущерба делу от таких ветеранов бывает больше, чем пользы. Целесообразнее было бы ограничивать деятельность старых спецов консультациями, поскольку их кругозор гораздо шире, а складывать «пазлы» из полученных сведений и проводить проверку качества проектов необходимо предоставлять специалистам помоложе. Для чего перегружать их (стариков) нервную систему экспертизой технических решений, нередко сопровождаемую жаркими спорами с проектировщиками, в чьей работе обнаружен сомнительный брак?
Остается ещё немало специалистов, находящихся на ранней стадии пенсионерства, творческую активность которых слишком сковывает засилье старцев в верхних инстанциях. Неминуемо то время, когда дееспособность престарелых ослабнет до такой степени, что даже из милосердия невозможно будет их оставлять на занимаемых должностях, но если тянуть с их отставкой, то и те, кому ещё нет 70, рискуют достигнуть кризиса работоспобности, не успев в полной мере плодотворно поработать. Когда человек долгие годы занимается одним и тем же делом, вместе с опытом, навыками, позволяющими работать лучше и быстрее, у него складывается стереотип мышления — повторяющиеся исходные ситуации подсказывают ему определенный конечный результат. Такой стереотип мышления, с одной стороны, — благо, но вреден при утрате новизны восприятия.
Я не силён в финансово-экономической части работы проектных организаций, но в упрощённом виде имеет место факт, что в настоящее время в распоряжении руководства проектных контор после необходимых отчислений в государственный бюджет остаётся гораздо больше денег, чем это было в советское время. Но вот вроде бы и наладилось, денег государство оставляет больше, чем раньше, но означает ли это повышение заработка непосредственных разработчиков проекта. Увы, это остается в области мечтаний. Низкие демпинговые цены на разработку проектов, снижая заработок рядовых сотрудников, ни коим образом не влияют на приличный достаток шефов. Система откатов заказчику снижает и без того заниженную стоимость проектно-сметной документации. Низкий заработок, очень сжатые сроки выполнения заказов, не соответствующие нормативным, конечно же, снижают качество проектов. Непонятно, вроде бы нет больше плановых сроков, за срыв которых можно получить нагоняй, так в чём же дело? Вывод один: торопятся заказчики и руководство подрядных организаций, чтобы получить свой куш. Они соблазняют проектировщиков сдельной зарплатой, а попробуй заработать больше 15 тыс. рублей в месяц, заработаешь нервный срыв от чрезмерно интенсивной работы.
Профессия, благодаря которой осуществляется технический прогресс, — главная составляющая человеческой цивилизации, дискредитирована излишней коммерциализацией общества. «Пролетаризация» большей части инженеров, доходящая порою до люмпенизации, и обуржуазивание ловкого, предприимчивого меньшинства – процесс, характерный в целом для всех современных профессиональных школ и направлений. И разве не ясно, что это заведет страну в тупик, выход из которого будет осуществляться усилиями тех, кто сегодня крепко подмят набравшим силу деляжеством и купечеством.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам