Этническая личность академика Гаджи Гамзатова сквозь призму времени

О Гаджи Гамзатовиче Гамзатове, академике РАН, выдающемся ученом, мудром человеке, представителе плеяды Гамзатовых написано и сказано много. Нелегко найти что-то особо новое, что не подмечено его биографами. Его деятельность всегда открыта, она на виду у всего Дагестана. Понимая всю ответственность, я осмелюсь выделить несколько серьезных, судьбоносных после распада СССР аспектов проблем в его деятельности, которым, на мой взгляд, не уделено до сих пор особого внимания.
Известно, что после распада страны во всех научных центрах Кавказа, как и всей России, начались радикальные, взрывоопасные дискуссии, конференции, симпозиумы, определявшие политическое и социально-языковое состояние республик по статусу родного и русского языков, сохранению языков малочисленных народов, их письменности, особо выделяя основы графической системы и т.д. В этих сложнейших политических и социолингвистических условиях, особенно для многоязычного Дагестана, все взвешенные шаги Гаджи Гамзатовича в последующем себя оправдали. Он видел необратимость проблемы и понимал, что раздвоение научной элиты общества приведет к неминуемой катастрофе. Ученый Гамзатов всегда призван вести диалог с оппонентом, он человек особой нравственности и ответственности за судьбу Дагестана. Его примиренческие индивидуальные шаги были существенными, хотя и кажущимися для некоторых, может быть, на данном этапе неприемлемыми. Но его глубокие знания создают ауру почитания и уважения.
Перед почтенным академиком Дагестан предстает как живой и реальный ареал широко распространенного трехъязычия, обусловленного наличием и функционированием большого числа языков бесписьменных, письменных и русского как языка-макропосредника. Учитывая сложившуюся объективную неизбежность, он исходит из максимально разумного и справедливого понимания языковых потребностей каждого этноса, без попытки выстраивания их по ранжиру и табели о рангах. Не предпочтение одного перед другим, а свободное владение обеими языками и равноправное пользование ими в обществе – такова его общая теоретико-методологическая и практическая установка на феномен двуязычия. Для Гаджи Гамзатовича билингвизм не может строиться на альтернативе «или – или» и тем более – реализовываться за счет судеб национальных языков, сужения сфер их функционирования, тем самым ущемляя лингвокультурные интересы Дагестана. Его понимание созвучно с концепциями национальной политики европейских языков по отношению к малым языкам.
Не менее важна была в то время и проблема, связанная с графической системой алфавитов. Здесь мнения среди интеллигенции Северного Кавказа резко расходились. Одни выступали за переход с русской графики на латинскую, другие – на арабскую.
Гаджи Гамзатович, понимая общегосударственное и практическое значение русской графической основы, которая служит почти столетие, выступал за ее сохранение, вновь доказывая преимущество этой графики. Построение письменности на основе русской графики уничтожало алфавитный разнобой, что облегчало учащимся как усвоение родного, так и изучение русского языка. К тому же пользование русской графикой дало возможность лучше овладеть русским языком – языком межнационального общения. В свою очередь, это способствовало подготовке национальных кадров во всех областях науки, техники и культуры. Одновременно стоит вспомнить изданные в Москве великолепные словари разных отраслей науки.
Известно, что латинский алфавит затрудняет составление алфавитов для языков с большим количеством фонем, в частности, для языков Северо-Западного Кавказа. К основным буквам латинского алфавита приходится добавлять до 20 и более новых диакритических знаков, т.е. надстрочных и подстрочных знаков. Он не допускает двухбуквенных обозначений фонем. Лингвисты-кавказоведы хорошо владеют научной латинской транскрипцией кавказских языков, составленной Н.С. Трубецким, и знают, какие трудности составляют они для нас. 
Всем хорошо известно, что значит для семьи Гамзатовых арабистика и в общем востоковедение лично для Гаджи Гамзатовича, но социально-политические интересы всей республики, входящей в состав Российской Федерации, стали выше личных научных интересов. И он сразу занял позицию государственника, что вызывает двойное уважение к нему как ученому и человеку.
Независимо от любой конъюнктуры и политических дрязг того времени, взвешенные, дипломатические шаги академика Гамзатова продолжают работать и на будущую перспективу. Гаджи Гамзатович принадлежит к тем редким ученым, которым удается оказать формирующее воздействие на окружающих. Он покоряет нас своим благородством, простотой, большой внутренней убежденностью и цельностью. Опыт, знание, преемственность, масштабное понимание функционирования малых этносов помогли сориентироваться в этом сложном, быстро меняющемся мире.
Безусловно, в будущем очевиднее становится необходимость представить комплексное значение этнической личности ученого Г.Г. Гамзатова в становлении научной интеллигенции Дагестана и всего Северного Кавказа в контексте его науки, организаторской деятельности и происходящих политических и социокультурных процессов.
Современная глобализация покрывает мир огромной информацией, и человек тонет в этой бездне. В таких условиях этническое в человеке может помочь ему разобраться в сложном динамическом мире, почувствовать принадлежность к определенной социокультурной общности для сохранения целостности своего этноса. Поэтому для нашего молодого поколения знание этих явлений и опыт старшего поколения необходимы как сама жизнь.
Гаджи Гамзатович стоял у истоков подготовки и становления научных кадров всего Северного Кавказа. Им впервые на Северном Кавказе был организован диссертационный совет, где первым защищал диссертацию абхаз Валерий Кварчиа по отраслевой животноводческой лексике, ныне доктор наук, известный политик. И до сих пор исследователи из разных научных центров страны продолжают защищать свои работы в Махачкале, иногда имея даже у себя подобные советы. Именно совместные научные мероприятия ученых создали прочную базу для глубоких исследований по гуманитарным наукам на Кавказе.
Следует отметить особую значимость для Гамзатова культуролого-исторических исследований в области расшифровки художественных текстов Востока, сыгравших огромную роль для арабо-мусульманского культурного мира и формирования национальных литератур Дагестана.
Имея опыт Запада и Востока и зная, что культура включает в себя ценности, подходы, нормы поведения, основанные на взаимопонимании, терпимости и солидарности, Гаджи Гамзатович смог найти внутренние, глубинные основы национального менталитета, которые выявляют конкретные слагаемые культуры межнационального общения в многонациональной научной среде и их соотношение с культурой мира. Это позволило ему более четко определить роль и место родной культуры в процессе мирового развития, расширить возможности социальной значимости личности каждого ученого – сотрудника Дагестанского института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы.
Гаджи Гамзатов считает, что сопоставление элементов культуры разных этносов дает возможность понять, как происходит взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей. Кодификация и учет культурных традиций способствуют их сохранению, а следовательно, и обогащению культурного мира того или иного народа. Он исходит всегда из исторической памяти нации, культуры и мудрости народа, которые требуют работы, поиска истоков нашего разума, оставленного в наследство предыдущими поколениями.
В Г.Г. Гамзатове – интеллектуальный сплав культур Запада и Востока, который направлен на осмысление и возрождение духовной культуры наших народов. Восток и Запад Гаджи Гамзатович рассматривает как два ствола одного мощного дерева. Он прекрасно знает историю Востока и Запада. Культурная инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. На Востоке родилось христианство, распространившееся затем по всей Европе. Восемь веков спустя античное наследие сыграло важную роль в становлении классической арабо-мусульманской культуры, которая, в свою очередь, стала важным звеном в прогрессе мировой цивилизации…
Как видно, в его художественной культуре всегда присутствует синтез культурно-цивилизационных комплексов Востока и Запада как органическое единство человеческого рода и индивида, находящегося в духовном пространстве мудрости.
Еще хотелось бы рассказать об одном уникальном качестве Гаджи Гамзатовича… Я его видела на многих зарубежных международных конференциях – в Париже, Лейдене, Мюнхене. Он всегда окружает всю свою делегацию теплотой и уважением. Рядом с ним чувствуешь одновременно комфортность, уверенность и ответственность. Его присутствие гарантирует защищенность даже тогда, когда он не принимает участия в ожесточенных дискуссиях. По всей видимости, наш Гаджи Гамзатович обладает таинственной, «мистической» властью, что вызывает восхищение и благородное удивление.
Триада творческого наследия Гамзатовых – Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Гаджи Гамзатова – останется как бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры о Кавказе.
Хочу завершить свою статью словами лауреата Нобелевской премии И. Пригожина: «Сегодня задача в том, чтобы найти узкий путь между глобализацией и сохранением культурного плюрализма, между насилием и политическими методами решения проблем, между культурой войны и культурой разума. Это ложится на нас как тяжелое бремя ответственности». Данное высказывание в полной мере отвечает стремлениям, мыслям, ответственности, убеждениям, т.е. феномену этнической личности академика Гаджи Гамзатовича Гамзатова.

Предыдущая статьяРФС получит 8 млн евро
Следующая статьяВысокий полет «Синей птицы»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошла акция «10 тысяч шагов к жизни»

Всероссийская акция «10 тысяч шагов к жизни» прошла в Махачкале, сообщает пресс-служба Минздрава Дагестана. Участниками акции стали медработники, студенческая молодежь,...

В Махачкале увековечили память композитора Магомеда Гусейнова

Память члена Союза композиторов СССР, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Магомеда Азизхановича Гусейнова увековечили в Махачкале, установив мемориальную доску...

Махачкалинское «Динамо» потерпело поражение в Красноярске

Махачкалинское футбольное «Динамо» в рамках 12-го тура Первой лиги потерпело гостевое поражение — проиграли в Красноярске «Енисею». Игра завершилась со...

Мэр Махачкалы поздравил старшее поколение с Международным днем пожилых людей

Глава Махачкалы Салман Дадаев поздравил ветеранов войны и труда, пенсионеров с Международным днем пожилых людей. «Уважаемые представители старшего поколения! В...

82-летний житель Махачкалы попросил мобилизовать его для участия в спецоперации

82-летний житель Махачкалы Курбанов Магомед Курбанович обратился в военный комиссариат города с просьбой мобилизовать его для участия в специальной...

В Махачкале грузовик насмерть сбил пожилого мужчину

Пожилой мужчина скончался в Махачкале в результате наезда грузового автомобиля, сообщает пресс-служба МВД Дагестана. Сегодня утром, примерно в 8:30, на...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам