Будущее – за дистанционным обучением

Вне поля зрения оставалась категория школьников, обучающихся на дому. Вместе с тем в процессе модернизации была создана новая форма обучения: три года назад в Махачкале, как и в других регионах страны, был открыт Центр дистанционного обучения для детей-инвалидов, развернувший широкие перспективы для этой категории учащихся.
О работе учреждения и новой форме обучения корреспонденту «МИ» рассказал директор ГКОУ «Республиканский Центр дистанционного обучения детей-инвалидов» при Министерстве образования и науки РД Гаджимурад Усманилаев.
– Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что эффективным средством обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, является развитие дистанционной формы обучения с использованием современных ИКТ, что, в частности, нашло отражение в поручении Президента РФ от 19 мая 2008 года. Для реализации мероприятий по созданию условий дистанционного обучения детей-инвалидов, Постановлением Правительства РД от 16.10.2009 г. был создан наш Центр. У этой формы обучения есть важное неоспоримое преимущество перед надомной формой (когда учитель посещает ученика на дому – прим. авт.) – ребенок-инвалид проходит полный курс общеобразовательной школы. При надомном обучении режим проведения занятий достаточно щадящий: два раза в неделю по три часа, при дистанционной форме обучения занятия проходят ежедневно, но с учетом индивидуальных возможностей ученика. Каждый из учащихся ощущает себя полноценным участником образовательного процесса, посещающим занятия в классе в режиме онлайн. Классы небольшие, в каждом примерно по три человека, зато детей реально готовят к жизни. Благодаря этому ребенок получает практические навыки работы с техникой, хорошие базовые знания и приобретает навыки коммуникабельности, ведь в процессе учебы, не выходя из дома, он знакомится с другими детьми и может общаться с ними во внеурочное время. Ценно то, что дети-инвалиды социализируются, а приобретенные навыки в процессе обучения в Центре помогут им в скором будущем поступить в вузы или сузы, получить в дальнейшем профессию и быть полноценными членами общества.
– И все же дистанционное обучение не вытеснило надомную форму обучения. С чем это связано?
– Центр располагает оборудованием для всех категорий больных детей, кроме незрячих и глухонемых. Даже для тех, кто не имеет возможности пользоваться руками. В этом случае компьютерная мышь крепится на голове ребенка. Для детей с диагнозом ДЦП предусмотрены специальные компьютерные мыши и клавиатуры. Первым делом подключаем Интернет, затем устанавливается «рабочее место», которое комплектуется рядом составляющих: это компьютер «Мак-мини» (последняя модификация компании Apple), цифровой микроскоп, фотоаппарат, принтер, сканер, и, если у ребенка наблюдаются музыкальные способности, устанавливается клавишный музыкальный инструмент для уроков музыки. Дистанционное обучение не может полностью вытеснить надомную форму работы, потому что не всем детям показана работа с компьютером.
– В процессе становления Центра чей опыт заимствовался, брался за основу?
– Это новый проект для всех регионов России, поэтому заимствовать чей-либо опыт не получалось – все приходилось постигать самостоятельно. Единственное, в этом направлении работал Центр «Технологии обучения» Департамента образования города Москвы. Конечно, их возможности с нашими не сравнить: в Москве под этот Центр выделено отдельное здание, создана целая школа, функционирует специализированный транспорт, который отвозит детей в Центр, где, помимо обучения, они занимаются реабилитацией здоровья. Наш Центр находится пока на стадии становления. Каждый год мы набираем ту квоту, которую нам предоставляет Москва. Уже видны определенные успехи нашей работы. В первый год мы набрали 37 детей, во второй – 150 детей. В этом году в сентябре мы дополнительно подключим 200 детей, и в общей сложности у нас в Центре с сентября 2012 года будет обучаться
387 детей. К концу года планируем закупить оборудование еще на 317 мест.
– К вам обращались родители с просьбами включить ребенка в проект? В каких случаях они могут получить отказ?
– Чтобы включить ребенка в программу, необходимо заявление родителей, справка ВТЭК об инвалидности, заключение медико-психолого-педагогической комиссии о том, что ребенок с сохранным интеллектом и ему не противопоказана работа с компьютером. После этого мы заключаем договор о создании условий для обучения ребенка. Государство оплачивает все процедуры по установке оборудования и ежемесячный трафик со скоростью не ниже 518 Кбт в секунду. Это требуемый норматив для обучения.
– Как сами дети относятся к новой форме обучения? Приходилось ли проводить обучающие уроки по обращению с техникой?
– К сожалению, уровень компьютерной грамотности старшего поколения в республике не высок. Естественно, после установки оборудования для родителей и детей проводятся обучающие семинары. Главная проблема была связана с режимом работы: дети привыкли работать в послеобеденное время, ведь именно в этот период их посещали учителя на дому. При нашей форме обучения все дети должны приступить к занятиям в 9 часов утра. Поэтому педагоги первое время боролись с привычкой детей работать в прежнем, расслабленном состоянии. И так происходит при каждом наборе. Другая проблема: мы столкнулись с тем, что уровень подготовки отдельных учащихся не соответствует тем классам, в которых они значились по документам, поэтому наши учителя были вынуждены корректировать под ученика индивидуальный учебный план. В принципе все учебные планы корректируются в связи с тем, что дети-инвалиды регулярно выезжают на реабилитационные курсы, на лечение. Пробелы в знаниях восполняются на каникулах. Ученики все разные. Есть очень способные, которых мы готовим для участия в олимпиадах, есть те, с кем надо дополнительно позаниматься. Конечно, для детей-инвалидов уроки проводятся в щадящем режиме и в сокращенном времени – 30-35 минут. Из них 15-20 минут они работают за компьютером и 15 минут – самостоятельно.
– Как комплектовался штат сотрудников, какие специальности предусмотрены в Центре?
– Технический отдел, отдел информационной поддержки – это отделы, которые консультируют учителей, отслеживают и обеспечивают бесперебойную работу техники. У нас порядка 60 учителей по всем предметам общеобразовательной школы, имеются педагоги-психологи, социальные педагоги и логопеды. В принципе те же учителя, что и в школе, но специфика работы немного отличается.
Учитель должен обладать определенным набором личностных качеств для работы с такой категорией детей, привыкших к постоянной опеке родителей, требующих того же от учителей.
Ежегодно мы проводим родительские собрания, анкетируем родителей, где задаются вопросы по качеству работы педагогов, работе Интернета, динамике в изменении поведения детей. Радует, что родители довольны работой педагогов и качеством знаний. Все это делается, чтобы корректировать работу с детьми. Видится, что у этой формы обучения есть будущее, потому что ребенок, не выходя из дома, получает знания в объеме, предусмотренном общеобразовательными стандартами.
– В вузах предусмотрена подобная форма обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья?
– Не только у нас, но и в других регионах такая форма обучения в вузах пока не практикуется. Думаю, в ближайшее время появятся возможности организовать дистанционную форму обучения и на вузовской базе, когда студент, находясь дома, сможет наблюдать лекцию в режим онлайн и задавать интересующие его вопросы лектору. Будет создан эффект его непосредственного присутствия на занятиях. Думаю, что со временем появятся возможности для реализации потенциала такой категории обучающихся.

НА ПРАКТИКЕ
Мое представление о Центре было несколько иным: ожидалось, что это будет два-три кабинета, каждый из которых занимает по одному-два педагога. Оказалось, что под Центр отведены два помещения, где компактно располагаются рабочие столы учителей. На столах компьютеры и все, что учителю необходимо в процессе обучения и общения с учениками. Впечатляет атмосфера учебного процесса: обычно на уроках внимание ученика приковано к учителю, здесь же напротив учитель поглощен учениками и максимально использует отведенные на урок 35 минут. Визуально процесс обучения выглядит следующим образом: учитель, надев наушники, общается в детьми в режиме онлайн. При необходимости он пользуется небольшим планшетом, водя по нему специальной ручкой. На экране появляется изображение написанного. При этом ученик может видеть, что происходит на рабочем столе учителя и наоборот.
Все педагоги пользуются сайтом «I-школа». Здесь представлены все предметы. Физик-математик Шуайб Магомедов показывает мне, как это делается. – Заходишь на сайт, выбираешь нужный предмет. Щелкнув по нему курсором, можешь выбрать раздел по изучаемой теме и здесь уже почерпнуть материал, богато проиллюстрированный и содержательно насыщенный.
– Например, физика. Заходим в раздел «физика» и выбираем курс. В окне открывается тематическое планирование, разработанное попунктно, начиная с вводной части и заканчивая закреплением материала. Проверка знаний в виде тестов и планирование продумано таким образом, что здесь, помимо базового материала, имеются разделы «для любознательных». Есть дети, которые плохо усваивают школьную программу, тогда мы акцентируем внимание на базовых материалах, если ребенок легко усваивает базовые знания, то ему даются дополнительные материалы.
В режиме онлайн я могу отслеживать все этапы выполнения работы, причем одновременно контролировать троих учеников. Могу выбрать любого ученика, щелкнув курсором по фамилии, просмотреть отчет о его деятельности: сколько времени он находился в том или ином курсе, выполнил ли он задания, сколько баллов набрал.
– Без участия учителя ученик может самостоятельно ознакомиться с материалами
«I-школы»?
– Для этого он вводит свой логин и пароль и может зайти в программу. Может повторить пройденное или прочитать материалы по новой теме.
– Какова система оценки знаний?
– Традиционно пятибалльная. Система удобна и тем, что, если по каким-то причинам не удалось выйти на ученика, я могу написать ему сообщение, чтобы он зашел на определенный курс и выполнил задание. Работа идет в режиме ай-чат. Но если по техническим причинам нет возможности общаться через чат, то общение осуществляется по скайпу.
Это не означает, что учащиеся могут использовать эти возможности только в целях обучения. Пользуясь новейшими технологиями, они приобщаются к новым возможностями для творческого саморазвития. Наши ученики пробуют готовить свои мини-презентации и присылают их нам, учителям, делятся впечатлениями со своими товарищами, общаясь с ними по всемирной сети.
Директор Центра Гаджимурад Магомедович в ходе экскурсии рассказывает мне, что в скором времени Центр пополнится новыми педагогами. И на четвертом этаже здания появится новый «класс», оборудованный для дистанционного обучения. Центр в процессе становления, но увиденное демонстрирует эффективность этой формы обучения. Дети-инвалиды, которые по причине физических ограничений не способны полноценно участвовать в повседневных жизненных процессах, получили возможность в полной мере оценить свой интеллектуальный потенциал, а не «вариться в собственном соку», как это происходит при надомном обучении. Дистанционное обучение дает возможность ученику оценить себя объективно, подтянуться и где-то поднять свою планку.
Руководство и педагоги Центра уверены, что у этой формы обучения есть будущее. И хотя на данном отрезке времени Центр находится на стадии становления, двухлетний опыт работы показал – от дистанционной формы обучения выиграли и учитель, и ученик.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам