Родился я на улице Фабричной, ныне им. Батырая, родильный дом там еще стоит. Сколько же ему лет? Наверное, около ста. А может быть, и все сто?.. Жил я в бараке Дагрыбтреста № 1 (сегодня на его месте цеха завода игристых вин). Отсюда начинался мой и всех моих соседей путь в большую жизнь – от барака вдоль стен «Холодильника» Рыбоконсервного комбината к старой мельнице, при которой работал кондитерский цех, и где всегда пахло сдобными булочками. Дорога вела через переезд (которого уже давно нет) на улицу Пушкина, затем вдоль детского сада к управлению «Дагрыба» и жилому дому, стоящему напротив (улица Пушкина, 23), на месте Никольской церкви, в которой меня крестили в 1935 году. По улице 26 Бакинских комиссаров (в прошлом Бурная, сейчас Ярагского) до перекрестка с Комсомольским проспектом (в прошлом ул. Инженерная, потом Ленина, сейчас проспект Расула Гамзатова). Здесь на углу, где возвышается гостиница «Ленинград», было красивое здание. В нем с 1936 года размещался Дом пионеров и школьников. Ему было присвоено имя Героя Советского Союза, славного подводника – североморца Магомеда Гаджиева. Мы были непоседы и, получив навыки в одном кружке, переходили в другой. Так я со своими друзьями из школы № 5 им. Пушкина изучил переплетное дело, побывал в изостудии, поиграл на альте в духовом оркестре. Но, как говорят, «засосала» меня морская стихия. Море! Оно со своими бескрайними просторами тянуло к себе. Если бы не было его, то не было бы и города Порт-Петровска.
Порт-Петровск (сегодня столица Дагестана – город Махачкала) за
150 лет разросся, собрав разрозненные поселки – Нефтяников, Редукторный и Степной, ГУАС, 1-й, 2-й,
3-й, 4-й и прилегающие поселки: Тарки, Альбурикент, Кяхулай, Терменаул и Гур-Гураул, Ленинкент; рыбные промыслы от Туралей на юге, Караман, Ногайцы до островов Лопатина и Чечень на севере.
Кружок моряков и судомоделистов на многие годы определил нашу жизнь. Изучая морское дело, мы ходили на веслах и под парусами напевали «Марш нахимовцев».
… Простор голубой, волна за кормой, гордо реет над нами флаг Отчизны родной!
Особенно запомнилось лето 1951 года, когда эскадра из пяти шлюпок: три ЯЛ-6 с командами по 8 человек – военные моряки ЭПРОНа, рабочие Судоремонтного завода Каспара (Каспийского пароходства), сборная членов городского клуба «Досфлота», наши два ЯЛ-4 совершили в честь Дня Военно-Морского флота переход Махачкала – Сулак – Махачкала.
Со двора Дома пионеров и школьников, который до 1936 года был «Большим каретным» (почти как у Высоцкого), «курсом на север» по улице 26 Бакинских комиссаров, затем на запад по улице Маркова (сегодня Даниялова) до городского парка (который старики называли «Липки», потому что в нем преобладала липа) и на городской пляж мы ходили круговым маршрутом, «меняя галсы», как говорят моряки.
Окончив занятия по морской практике, мы шли в порт, чтобы посмотреть на корабли и на работу клепальщиков, которые клепками соединяли листы судовых корпусов (сварки тогда еще не было). Из порта через узкий проход (он существует и сегодня) на улицу Герцена, по ней до угла улиц Э. Капиева и Буйнакского. Здесь был минно-торпедный класс городского комбината ДОСфлота. Спустившись по трапу, мы попадали на «подводную лодку», по центру которой в натуральную величину стояла торпеда, справа – ряд глубинных бомб, слева – ряд мин. На стенах – плакаты с «внутренней начинкой» того, что стояло в зале. Поработав на ключах и помахав флажками, мы поднимались «наверх», и по улице Буйнакского (которая 100 лет назад носила имя князя Барятинского) шли мимо Русского театра (сейчас на этом месте Кумыкский театр) до угла, где была аптека (ныне здание гостиницы «Каспий»). Здесь всегда было людно, и группа иранцев и азербайджанцев продавала различные зелья и травы. Кстати, улица Буйнакского (Барятинская) в народе называлась Торговой (купеческой), являясь как бы продолжением Нижнего базара, который был на улице Пушкина. На этой улице можно было купить или договориться о купле-продаже нужного товара, который привозили моряки морского торгового флота. Далее снова мимо кинотеатра «Дружба» («Темп») в городской сад. Слева от входа, где сегодня размещается летняя театральная площадка Даггосфилармонии, была городская танцплощадка – любимое место молодежи города. Играл духовой оркестр по вечерам, кроме понедельника и вторника.
Вот кое-что из воспоминаний о Махачкале пятидесятых годов – моем родном городе.