Чтобы привить будущим ученикам необходимые качества, с недавнего времени детские дошкольные учреждения города включают в себя специальные занятия по подготовке к школе. Одним из дошкольных учреждений, задачей которого является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы, является МДОУ «Эльнур» №87.
Впервые он открыл свои двери для детей Кировского района г. Махачкалы в 1991 году, в тяжелые переходные времена. Детсад был ведомственным и относился к заводу «Эльтав» и после закрытия этого предприятия был передан в ведомство городского отдела образования.
У самих истоков становления этого дошкольного учреждения стояли молодые энтузиасты, педагоги, воспитатели. Многие из них работают здесь и по сей день, передавая свой опыт начинающим воспитателям.
Более семи лет дошкольным учреждением руководит заведующая Зухра Ханмурзаевна Гаджиева. Коллектив ценит ее за оптимизм, трудолюбие, целеустремленность, уравновешенность – качества, необходимые каждому руководителю. Под ее руководством была проведена большая работа по благоустройству здания, территории, по обеспечению пожарной безопасности. Отремонтированы и оснащены новой мебелью методический и логопедический кабинеты, музыкальный и спортивные залы, детские группы пребывания детей. Здесь созданы благоприятные условия для проживания и обучения детей. Со дня основания детский сад работал по программе воспитания и обучения по методу Васильевой. Но время вносит коррективы в развитие отечественного дошкольного образования. С прошлого года воспитатели здесь работают по новым федеральным требованиям.
– Весь обучающий и воспитательный процесс на сегодняшний день перестроен, – рассказывает методист МДОУ «Эльнур» Наталья Жаркова. – Если говорить о проблемах содержательного плана работы ДОУ, то здесь на первый план выходит вопрос приоритетности задач: воспитывать или обучать, подготавливая ребенка к школе? Необходимо воспитывать интерес к познанию у ребенка в детском саду, а не давать конкретные знания, так как это может негативно сказаться на желании учиться в дальнейшем. Современное дошкольное учреждение призвано воспитывать будущую личность, а конкретные знания он получит в школе. Задача воспитателя пробудить любознательность в ребенке, интерес к окружающему миру, желание узнать, задавать вопросы, оспаривать свое мнение, логически мыслить, делать умозаключения. Предложить самые разнообразные занятия, которые позволяют реализоваться каждому воспитаннику в группе.
Как стало известно, сегодня в детских садах города воспитателям дается возможность разработать и свои общеобразовательные программы, с учетом возрастных особенностей детей, месторасположения.
В этом направлении проводят большую работу и воспитатели МДОУ «Эльнур», в частности, Жасмина Мирзабекова, Анна Порхун и многие другие, чьи программы были одобрены и успешно внедрены в образовательный процесс дошкольного учреждения.
На занятиях в старшей группе по развитию речи на тему «Дикие животные», которое проводила воспитатель Жасмина Мирзабекова, я наблюдала за тем, как ребята в игровой форме закрепляли знания о диких зверях, учились составлять предложения. Дети были активны и с интересом для себя воспринимали новое. Воспитатель акцентировал внимание детей не только на одном предмете, но и проводил занятия в интеграции с другими областями общего образования: математикой, физической культурой, изобразительным искусством. Умело организованный индивидуально-личностный подход к детям, продуманность и структура урока позволили детям показать свою грамотность и логическое мышление.
– Ребенок должен развиваться в комплексе. Самое главное – его всестороннее развитие. Приходя в начальную школу, дети должны живо, связно и последовательно излагать свои мысли, самостоятельно составлять рассказы по картинкам на предложенную тему, слышать и отличать звуки, иметь математические представления, знать геометрические фигуры. Уроки проходят по 25-30 минут, что тоже приучает их постепенно к усидчивости. Но кроме всего перечисленного, дошкольное воспитание должно способствовать развитию общечеловеческих качеств, – отмечает педагог. – Это и является первоочередной задачей воспитателя в подготовительной группе.
Как у центра развития, в саду действуют обучающие направления: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Большое внимание уделяется экологическому воспитанию, воспитывается в подопечных любовь к родному краю. На территории детского сада оформлена экологическая тропа, уголок огорода, растений. А в фойе находится настоящий живой уголок с лесными и морскими обитателями: белкой, морской свинкой, черепахой, попугаями, разноцветными рыбками в аквариуме. Это, наверное, самое излюбленное место для ребятишек, где они с удовольствием ухаживают за животными, подкармливают их. По мнению воспитателей, именно во время прогулок, через прикосновение к живому окружающему нас миру дети учатся наблюдать, постигать тайны природы, ориентироваться во времени и в пространстве, в них воспитывается чувство прекрасного, сострадания, желание беречь и сохранять природу.
В дошкольном возрасте развиваются не только процессы, необходимые для будущего обучения ребенка, но и формируется его нравственная сфера. Задача воспитателя – осуществлять нравственное и патриотическое воспитание дошкольника. Каждый уголок образовательного учреждения можно назвать мини-музеем, где ребятишки могут ознакомиться с предметами старины, быта своих предков. Здесь и национальная одежда, посуда, прялки, ковры. В изостудии дети изучают предметы народно-прикладного искусства, занимаются рисованием, а после устраивают выставки своих самых удачных работ. А в кружке хореографии постигают азы национальных танцев.
Воспитанники МДОУ «Эльнур» часто принимают участие в различных городских спортивных и творческих мероприятиях, достойно представляя свое образовательное учреждение среди других городских МДОУ.
Безусловно, вся работа с дошколятами проводится совместно с родителями, к примеру, в подготовке праздника, посвященного юбилею столицы, активно участвовали папы и мамы, что, конечно же, еще более раскрепощало детей. Их выступления были артистичны, эмоциональны, дети с воодушевлением читали стихи о родном городе, пели частушки, участвовали в постановках обрядовых композиций.
Как отмечает Наталья Жаркова, методист этого детского сада, хотя вопрос о преемственности школы и детского сада не является новым, к сожалению, приходится констатировать, что проблемы в этой области по-прежнему остаются. Однако хочется надеяться на лучшие времена для системы дошкольного образования, когда прекрасные мгновения детства дадут надежные ростки высокой культуры и образованности.