Практика кассового обслуживания учреждений нового типа

Первый этап в становлении казначейской системы был организационным. До начала 2000-х годов, когда были созданы территориальные управления Федерального казначейства, отделения Федерального казначейства в каждом районе и начали производиться операции через счета Федерального казначейства в Банке России.
Второй этап связан с созданием всей нормативно-правовой базы деятельности Федерального казначейства. В этот период был введён в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором была законодательно закреплена казначейская система исполнения бюджетов. На том отрезке времени по всем основным направлениям деятельности Казначейства России были созданы правовые механизмы. Первой вышла инструкция по учёту и распределению доходов между бюджетами бюджетной системы, благодаря чему за два года удалось полностью прекратить практику безденежных форм уплаты налогов и финансирования расходов.
С открытием и ведением лицевых счетов в казначейской системе все без исключения федеральные бюджетные учреждения были переведены в Федеральное казначейство и созданы условия для формирования к 2003-2004 годам единого казначейского счёта.
Благодаря Казначейству появились такие понятия, как, например, «администратор доходов», потому что стало очевидным, что есть чёткое понятие «распорядитель бюджетных средств», как это было и в советское время, а понятие «администратор доходов» было неопределённым, размытым. Были ситуации, когда у доходов не было администрирующего их органа. А, как известно, у каждого государственного рубля должен быть хозяин.
Очень интересный период был в 2005 году. Это было время перехода на полное кассовое обслуживание в Федеральное казначейство субъектов Федерации и муниципальных образований. Этот переход был очень своевременным по нескольким основаниям. Во-первых, параллельно шёл процесс оптимизации и сокращения сети Банка России, и муниципалитеты не имели возможности обслуживать свои счета в его отделениях. С другой стороны, условия 2008 года отчётливо показали, что риски в кредитной системе остаются и до сих пор.
Все средства сегодня полностью сохранны, находятся на счетах Федерального казначейства.
Очень важно, что в тот момент, когда шла муниципальная реформа (2004 – 2005 гг.), территориальные органы Федерального казначейства вместе с новыми финансовыми органами поселений и муниципальных районов совместно писали уставы, помогали организовывать бюджетный процесс в муниципалитетах.
В этот период Федеральное казначейство развивалось вместе с финансовой системой, помогая финансистам. Большое достижение в том, что у каждого муниципалитета, благодаря в том числе и Федеральному казначейству, есть сейчас свой единый счёт. До этого времени у многих местных бюджетов все средства были рассредоточены по счетам учреждений, по счетам органов власти. Консолидация счетов была далеко не у всех на каждом уровне. А теперь один бюджет – один счёт, на котором видны все потоки: доходы, расходы. Благодаря этому, конечно же, сокращается время подготовки отчётности.
Более того, в оперативном режиме видны все потоки в федеральном бюджете, а также каждый финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципалитета знает обо всех операциях на своем едином счете бюджета.
В последние годы в России началась, можно по полному праву ее так назвать, административная реформа. Принятые за это время новые законы, постановления, а также изменения, внесенные в уже существующие, призваны оптимизировать схему всего бюджетного потока и документооборота страны.
Изменения коснулись и сферы деятельности Федерального казначейства Российской Федерации, и в частности всех его территориальных органов. Так, 8 мая 2010 г. в России был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который явился законодательной основой для реформирования бюджетного сектора страны. Понятие «получатель бюджетных средств», согласно новому закону, разделило все государственные (муниципальные) учреждения на три типа: казенные, бюджетные и автономные. Но закон предусматривает не только изменение их правового статуса, но и работы по предоставлению обществу государственных (муниципальных) услуг и новые механизмы их финансирования: впервые федеральное законодательство предоставило право учреждениям нового типа, которые не являются участниками бюджетного процесса, открывать лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах.
В связи с этим Отделом
№ 1 Управления федерального казначейства по Республике Дагестан проделана масштабная работа. В ходе реализации задачи Федерального закона и других нормативно-правовых документов Правительства Республики Дагестан были открыты лицевые счета государственным учреждениям путем изменения типа создания на казенные, бюджетные и автономные, а также приведены в соответствие с нормативно-правовыми актами учредительные документы.
В рамках реализации положений вышеназванного Федерального закона Отделом
№ 1 УФК по РД проделана организационная и разъяснительная работа по выполнению мероприятий переходного периода как среди сотрудников отдела, так и с получателями бюджетных средств. В этой связи была организована экономическая учеба по изучению нормативных документов Министерства финансов Российской Федерации, приказов Федерального казначейства от 08.12.2011 г. № 15н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений» и от 29.10.2010 г. № 16н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений». А также с учетом внесенных изменений приказов Федерального казначейства от 07.10.2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами», и от 10.10.2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов…», Отделом № 1 Управления федерального казначейства по РД открыты и переоформлены лицевые счета 137 организациям по Республиканскому бюджету:
а) лицевые счета государственных бюджетных учреждений, получающих денежные средства в виде субсидий из бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг – 94;
б) лицевые счета для учета операций со средствами в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций – 85;
в) лицевые счета для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими бюджетному учреждению – 13;
г) лицевые счета автономных учреждений для учета операций со средствами, предоставленными в виде субсидий из бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг – 5;
д) лицевые счета казенных учреждений – 30;
е) лицевые счета учреждений государственной власти – 8.
Таким образом, по местному бюджету в результате перечисленных выше мероприятий Отделом № 1 УФК по РД на сегодняшний день переоформлено 311 лицевых счетов и приняло на кассовое обслуживание 217 учреждений нового типа.
Из них:
1) Лицевые счета бюджетных учреждений, получателей денежных средств в виде субсидий из бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг – 184.
2) Лицевые счета автономных учреждений для учета операций со средствами, представленными в виде чего из бюджета на возмещение нормативных государственных (муниципальных) услуг – 1.
3) Лицевые счета автономных учреждений для учета операций со средствами, представленными в виде субсидий из бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг – 1.
4) Казенные учреждения – 29.
5) Государственные органы – 3.
6) По переданным полномочиям – 66.
Согласно представленным учредительным документам переоформлены все лицевые счета казенным учреждениям. Все операции со средствами обязательного медицинского страхования с начала текущего года проводятся на отдельных лицевых счетах, открытых в Отделе № 1 УФК по Республике Дагестан. Заключены новые договоры об электронном документообороте на 2012 год со всеми бюджетополучателями.
В процессе перехода к новым механизмам финансирования и заключения новых соглашений с Администрацией МО «г. Махачкала», с учредителями учреждений нового типа проводилась совместная работа по информированию и подготовке необходимых нормативных документов и решению других вопросов, возникавших в ходе совместной работы.
В целях обеспечения исполнения Федерального закона № 83-ФЗ была проведена большая работа по открытию лицевых счетов учреждениям нового типа.
Одним из итогов совершенствования межбюджетных отношений является создание законодательной базы разграничения расходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований законодательством Российской Федерации установлены доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Это предопределяет устойчивость поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для их стабильного роста.
Отделом № 1 Управления федерального казначейства по Республике Дагестан достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений, и оказывается посильная помощь участникам бюджетного процесса в совершенствовании управления бюджетным процессом, а также взаимоотношений между органами власти по вопросам оказания государственных услуг, предполагающая дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
Последовательное совершенствование межбюджетных отношений в муниципальном образовании городской округ «город Махачкала» осуществляется в рамках реализации Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2010 – 2012 годах, а также одобренной Решением Собрания депутатов городского округа Администрации МО «г. Махачкала».
Выполнение доходной части бюджета города в разрезе доходных источников характеризуется следующими данными:
План по налоговым и неналоговым доходам бюджета г. Махачкалы за 2012 г. был установлен в размере 2572781 тыс. рублей, в том числе налоговые доходы 2172781 тыс. руб. и неналоговые доходы 400000 тыс. руб.
План по налоговым и неналоговым доходам бюджета г. Махачкалы за 1-е полугодие 2012 г. был установлен в размере 1127516 тыс. рублей, (за 1-е полугодие
2011 года – 1166956 тыс. рублей), в том числе налоговые доходы 942916 тыс. руб. (за 1-е полугодие 2011 года – 1010568 тыс. рублей) и неналоговые доходы 184600 тыс. руб. (за 1-е полугодие 2011 года – 156388 тыс. рублей).
За 1-е полугодие 2012 г. в бюджет г. Махачкалы поступили доходы в размере 1175642 тыс. руб., (за 1-е полугодие 2011 года – 1043205,9 тыс. рублей), в том числе налоговые доходы 1009135 тыс. руб. или 107%, и неналоговые доходы 166507 тыс. руб. или 90%. За анализируемый период перевыполнение доходов в сумме 48126 тыс. рублей, или выполнение плана на 104%.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В пополнении доходной части городского бюджета решающую роль играет налог на доходы физических лиц. Утвержден план на 2012 год в сумме 1483759 тыс. руб. ( в 2011 г. 1384761 тыс. руб.)
План по налогу на доходы физических лиц за 1-е полугодие 2012 г. выполнен на 111%. За 1-е полугодие 2012 г. поступило НДФЛ – 711429 тыс. руб. при плане 643505 тыс. руб. За соответствующий период прошлого года план налога на доходы физических лиц составил 581599,6 тыс. руб., поступило 526037,1 тыс. руб., что составило 90%.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
Утвержден план на 2012 год в сумме 420950 тыс. руб. (в 2011 г. 496966 тыс. руб.). За 1 полугодие 2012 г. Земельный налог при плане 178315 тыс. руб. поступило 201219 тыс. руб., что 208725,7 тыс. руб., поступило 146710,7 тыс. руб., что составило 70%.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Утвержден план на 2012 год в сумме 32398 тыс. руб. (в 2011 г. 37717,0 тыс. руб. руб.). По налогу на имущество физических лиц выполнение плана составило 53%. При плане за 1-е полугодие 2012 г. – 16407 тыс. руб. поступило 8652 тыс. руб. или недопоступило 7755 тыс. руб. За соответствующий период прошлого года план налога на имущество физических лиц составил 15841,1 тыс. руб., поступило 7529,3 тыс. руб., что составило 48%.

ЕНВД
Утвержден план на 2012 год в сумме 216283 тыс. руб. ( в 2011 г. 216283 тыс. руб.). По ЕНВД выполнение плана составило 84%. При плане за 1-е полугодие 2012 г. – 93671 тыс. руб. поступило 78360 тыс. руб. За соответствующий период прошлого года план ЕНВД составил 90838,9 тыс. руб., поступило 58328,4 тыс. руб., что составило 64%.

ЕСХН
Утвержден план на 2012 год в сумме 420 тыс. руб. (в 2011 г. 420 тыс. руб.). По ЕСХН выполнение плана составило 64%. При плане за 1-е полугодие 2012 г. – 66 тыс. руб. поступило 42 тыс. руб. За соответствующий период прошлого года план по ЕСХН составил 176,4 тыс. руб., поступило 171,9 тыс. руб., что составило 97%.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
Утвержден план на 2012 год в сумме 18971 тыс. руб. (в 2011 г. 62832 тыс. руб.). Задание по сбору Государственной пошлины в бюджет г. Махачкалы за 1-е полугодие 2012 г. было установлено в сумме – 10954 тыс. руб. фактически поступило – 9124 тыс. руб. или 83 %. За соответствующий период прошлого года план по госпошлине составил 26389,4 тыс. руб., поступило 32091,3 тыс. руб., что составило 122%.
По результатам выполнения бюджета г. Махачкалы по доходам за 6 месяцев 2012 г.
по некоторым доходным источникам перевыполнены плановые назначения.
Стоит отметить, что Закон № 83 – ФЗ предполагает создание такой схемы, в которой цели деятельности учреждений будут объединены с задачами, реализуемыми в рамках государственных программ и государственной политики в целом.
Еще одна цель Федерального закона – создание реестра каждого отдельного казначейства, чтобы иметь представление о том, сколько в стране учреждений: бюджетных, автономных и казенных.
Помимо Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», на механизм работы Федерального казначейства, и в частности его территориальных органов, повлиял еще один нормативно-правовой документ. 1 июля 2012 года вступил в действие Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный Приказом Минфина России от 19.09.2008 г. № 98н. Министерством финансов РФ подготовлен проект Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 г.
№ 98 н, устанавливающий особенности учета бюджетных обязательств в 2012 году.
С 1 июля текущего года казначейство сможет санкционировать расходы только при наличии конкретного договора в реестре контрактов.
В ходе ознакомления с вышеуказанными Приказами у получателей средств федерального бюджета возник ряд вопросов, в частности, об обязательности постановки на учет бюджетных обязательств, возникших по госконтрактам и договорам, заключенным до
1 июля 2012 года. По всем вопросам получателей средств федерального бюджета Отделом № 1 УФК по Республике Дагестан даны разъяснения касаемо особенностей учета бюджетных обязательств в 2012 году в соответствие с Приказом Минфина РФ № 98н. от 19.09.2008 г. и Письмом Минфина РФ от 29.05.2012 г. № 02-03-9/ 1907.
Получателям средств федерального бюджета Отделом № 1 УФК по РД рекомендовано обновить программный продукт ППО СЭД. В целях оперативного решения вопросов, возникающих в ходе исполнения Порядка учета бюджетных обязательств и предотвращения срыва кассовых выплат из федерального бюджета, необходима слаженность в работе органов федерального казначейства и получателей средств федерального бюджета.
Жизнь не стоит на месте, меняются технологии и механизмы организации кассового устройства исполнения бюджетов, но главное в их реализации, по нашему мнению, это продуктивная совместная деятельность всех заинтересованных организаций.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам