Сегодня почти все школы имеют доступ к сети Интернет, классы оснащены электронной техникой: компьютерами, интерактивными досками, принимают мультимедийные проекты – все это, безусловно, положительно влияет на образовательный процесс и стимулирует интерес у школьников, а также упрощает работу учителей. В их должностные обязанности теперь входит и ежедневное заполнение не только традиционного бумажного журнала, но и электронного. По мнению Президента России, внедрение последнего должно способствовать обучению компьютерной грамотности тех педагогов, которые «боятся компьютеров». К сожалению, до недавнего времени, большинство учителей относились к категории воспитанных и выросших без технологических излишеств. Насколько целесообразным было нововведение и каковы результаты его функционирования, нам рассказала заместитель директора по информатизации образовательного учреждения № 27 города Махачкалы Зарема Салимхаловна Даидбекова. Без комплексной, непрерывной работы по формированию и постоянному совершенствованию информационно-технологической культуры учителя любые начинания в области информатизации обречены на провал. По заявкам Управления образования и школ города она вместе со своими коллегами с начала 2012 года прошла обучение по подготовке к работе с электронными журналами и дневниками, а после проводила курсы и семинары уже внутри школы с педагогами, зарегистрировала каждого пользователя – учителя.
– Очень тяжело было собрать учителей, особенно на первые занятия, ведь недаром говорят, что ученика гораздо проще обучить, нежели учителя, – рассказывает Зарема Салимхаловна. – Как правило, не все педагоги адекватно реагируют на критику или замечания в свой адрес, особенно педагоги состоявшиеся. Но путем метода проб и ошибок мы все-таки пришли к консенсусу, и сегодня их не оторвать от компьютеров, многие подолгу засиживаются после уроков для занесения оценок на странички детей.
– Получается, что у учителей добавляется нагрузка? В данном случае она стимулируется государством в виде дополнительных выплат?
– Да, получается, что нагрузки большие, но только на начальном этапе, ведь тенденция идет к тому, что вся бумажная документация в скором времени будет переводиться в электронную версию. Все это напротив дисциплинирует учителя, делает его более ответственным. Если, к примеру, раньше журналы оставались неделю незаполненными, то сейчас оценки заносятся ежедневно. Все контролируется администрацией школы.
– Что же представляет собой сеть «Электронный журнал» и насколько полезно такое внедрение в школах?
– Это единое информационное пространство, объединяющее школу, семьи учащихся и вышестоящие инстанции. С его помощью родители имеют возможность быть в курсе успеваемости своего ребенка, видеть его оценки, замечания, домашнее задание, общаться с преподавателями. С помощью электронного дневника процесс обучения становится абсолютно прозрачным и понятным.
Преимуществом электронного дневника является и то, что каждый родитель может видеть только страничку оценки своего ребенка, сохраняется полная конфиденциальность. Зачастую родителям не всегда нравится, когда на собраниях, заглядывая в журнал, присутствующие видят успеваемость их ребенка. Здесь, в ЭД, дети могут свободно общаться, самовыражаться в личном аккаунте, и не только дети, но и мы, учителя.
– Чем-то все это напоминает сайт «Одноклассники»…
– Да, верно, только это все в учебном формате и модерируется администрацией школы. Учащиеся вступают в диспуты, задают дополнительные вопросы, что очень радует.
– Помню, в недалеком прошлом уже пытались установить связь с родителями и школой при помощи смс-дневника, когда оценки высылали на телефоны родителей?
– Да, но надолго этого не хватило, подключались не все, да и с нынешней связью это новшество не идет ни в какое сравнение. Были даже разговоры, что на этом кто-то пытается наживиться.
Сегодня родители, я думаю, только довольны. Финансирование ведется порталом. У операторов «Мегафон» есть даже тариф «Дневник.ру». При покупке номера с таким тарифом выход именно на этот портал бесплатный. Есть возможность заходить на школьный сайт и в дороге, и на работе. Ведь, чего греха таить, у многих родителей не всегда доходят руки до обычных дневников даже дома из-за перегруженности на работе. Мне, как родителю с минимальным свободным временем, такое нововведение очень понравилось. Я успела оценить все его достоинства. Бывает, что дочь сама заходит в Интернет и демонстрирует свои оценки.
– Как все-таки внедрение электронных журналов отражается на качестве образовательного процесса? Что изменилось с появлением ЭД?
– Пока об изменениях рано говорить, единственное – улучшилась посещаемость, так как родители ежедневно в курсе того, что происходит с детьми в школе, какой урок пропущен, на каком получено замечание. Улучшилась дисциплина. Видно, за что именно ребенок получил ту или иную оценку, есть градация по всем предметам – контрольные, ответы на уроках, диктанты.
Классные руководители постоянно выставляют на сайте информацию и для родителей, а предметники по возможности выдают индивидуальные задания для каждого. Так что пока видны только плюсы.
– Не сочтут ли многие родители появление электронного дневника как повод не посещать школу, и будет ли вообще необходимость проведения родительских собраний?
– Естественно, живое общение никакая техника не заменит. Все равно в ЭД не будет показана вся картина происходящего. Более конкретную информацию, чем ту, которая исходит от учителя с глазу на глаз, вам не даст никто.
– Как происходит регистрация, сложная ли эта процедура для родителей?
– Мы не имеем права самостоятельно активировать всех родителей, так как вначале должны заключать с ними договоры о том, что они согласны на обработку данных. Каждому ученику и родителю дается регистрационный ключ, а дальше они регистрируются самостоятельно.
– И сколько человек на данном этапе зарегистрировано, в частности, у вас в школе?
– Около тысячи четырехсот семидесяти учащихся и более двухсот родителей.
– А как быть, если пароль от электронного дневника потерян? Можно ли его восстановить?
– В случае потери логина или пароля следует обратиться в образовательное учреждение, непосредственно к администратору, который курирует данную область. Вам обязательно сообщат ваш логин и пароль или же создадут новый.
– Зарема Салимхаловна, есть ли какие-либо неразрешимые трудности, с которыми Вы столкнулись на первоначальном этапе?
– Единственная проблема – это то, что среди наших учащихся большой контингент из малоимущих семей, живущих на съемных квартирах и зачастую не имеющих возможности приобрести компьютер и подключиться к серверу. Очень надеюсь, что государство обратит внимание и на это.