Поменять менталитет или отказаться от идеи?

– Организаторами форума выступили Государственная Дума РФ, Министерство регионального развития, Министерство финансов, Минэкономразвития РФ, Правительство Санкт-Петербурга, Центр стратегических разработок и Леонтьевский центр. Форум собрал практически все субъекты страны, которые были представлены либо губернаторами, либо вице-губернаторами, были и председатели правительств, министры, их заместители и т.д. Помимо этого, в нем приняли участие множество научно-исследовательских институтов, организаций и центров, занимающихся проблемами развития Российской Федерации и ее регионов. Главным на форуме стоял вопрос разработки рекомендаций, методик, методов и способов для разработки стратегических документов в регионах. По всей стране сейчас идет процесс разработки и создания базы, которая называется Схемой территориального планирования региона, по концепции развития Российской Федерации и стратегии развития страны, федеральных округов на долгосрочный период. Исходя из этого, разрабатываются уже конкретные основополагающие документы: Схема территориального планирования субъекта, Схема территориального планирования территориальных зон (городских округов, муниципальных районов, муниципальных поселений). Этот процесс сейчас идет и по Дагестану – идет корректировка Схемы, которая была утверждена в 2010 году. Государственным заказчиком выступает Министерство строительства и ЖКХ РД, московская исследовательская организация занимается разработкой, но мы курируем этот вопрос и к концу года должны представить Схему, скорректированную в соответствии с разработанной и утвержденной Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
На форуме было три крупных пленарных заседания на темы «Потенциал интеграции. Контекст для нового витка стратегирования», «Интеграционные инструменты и технологии стратегирования», где свои доклады представили Минэкономразвития, Минрегионразвития, Министерство финансов, Госдума РФ и Правительство Санкт-Петербурга. Также было 27-28 круглых столов и три конференции с пленарными заседаниями по второму основному пленарному заседанию. Был и круглый стол, посвященный сугубо Северо-Кавказскому федеральному округу, который вызвал достаточно большой интерес среди участников форума.
Я скажу по этому круглому столу. Там прозвучало много высказываний, по развитию Республики Дагестан в частности. Был в том числе представитель корпорации «Курорты Северного Кавказа». Основной упор в ходе круглого стола был сделан на обсуждение вопроса: насколько Дагестан сможет стать частью Северо-Кавказского туристического кластера и насколько это может способствовать экономическому прорыву или продвижению Республики Дагестан. Высказывалось много разных мнений, в том числе и критических.
– Вы ведь тоже выступили на этом круглом столе?
– Да, и я считаю, что развитие туристического кластера в Республике Дагестан может потянуть за собой такие смежные отрасли, как агропромышленный комплекс, для обеспечения продуктами питания туристов и народно-художественные промыслы, которые имеют самое непосредственное отношение к туризму и целый ряд другой продукции.
Туризм может дать хороший импульс для развития экономики нашей республики. Сейчас производство сельхозпродукции тормозится из-за того, что у нас очень много личных приусадебных хозяйств, производящих продукцию только для личного потребления. Нет мощности производства, а излишки, которые остаются после личного потребления, некуда девать. Пятнадцать-двадцать килограммов сыра, к примеру, из Рутульского района или Чародинского привозить куда-то на продажу – это просто немыслимо! Затраты на транспортировку будут очень высокие. Создание рынка на месте будет стимулировать развитие экономики в горных районах, потому что, хоть наши горы инфраструктурно не обеспечены, они имеют потенциал. В стратегических документах и в Схеме, которая сейчас разрабатывается, эти моменты учтены. Хочу отметить, что по количеству и качеству стратегических разработок и программных документов Республика Дагестан находится в числе лидеров: во многих регионах такая работа еще даже не начата. Республика Дагестан приняла и Закон «О горных территориях», Стратегии всех пяти территориальных зон представлены на утверждение в Правительство РД, сама «Стратегия–2025» утверждена, Схемы муниципальных районов уже утверждены, хотя и требуют корректировки.
– Шахмардан Ситтикович, есть мнение, что, хотя эти стратегии и начали разрабатывать повсеместно в стране, нет системного подхода, который бы объединил всю страну в одну мощную экономику. Вот Вы сказали «потенциал интеграции», а ведь нет еще того, что «свяжет» всю страну.
– Территориальная увязка!
– Да. И еще Вы рассказываете про документы, поддокументы, схемы, корректировки, стратегии, подстратегии. Получается, что все очень сложно! Все время уходит на разработки этих макро- и микростратегий.
– Раньше, в той общественной формации, в которой существовала наша страна, была конкретная методика построения экономики, командно-административное устройство власти, исполнение нижестоящим и контроль вышестоящего за исполнением регламентировались очень четко. Менеджмент был строгий, но вместе с тем очень простой. Но для сегодняшнего состояния это совершенно не приемлемо. Эти методы не только устарели, они просто не подходят сегодняшнему дню. Сегодня государство пытается создать условия, чтобы люди сами начали заниматься своим делом и улучшать свою жизнь. Функции, которые берет на себя современное государство, – это обеспечение инфраструктурой, обеспечение защиты прав и безопастности. Все предыдущие двадцать лет постсоветского периода стратегические документы вообще отсутствовали, поэтому сейчас вся страна занята этими разработками. Мы же должны выявить потенциал каждого района республики, потенциал всей республики. Вся Россия состоит из этих потенциалов и суммы этих разработок. Без этих ориентиров мы не можем, потому что они показывают ориентиры, направления, пути развития, но я не говорю, что на разработке документов все заканчивается. Их необходимо синхронизировать, актуализировать, коммерциализировать, а это непростая, но крайне нужная задача.
С помощью одной торговли наша республика никогда не выйдет из слабой экономической ситуации, хотя торговля – двигатель экономики, да и ни один регион не выйдет. Несмотря на то, что мы говорим о своем большом потенциале, у нас и земля скудная, и горное хозяйство очень слабое, потому что в горах хозяйственную деятельность можно вести три, максимум четыре месяца.
– Каждый регион России живет какой-то своей жизнью, у каждого своя экономика: на Дальнем Востоке своя, в Сибири, на Урале, на Юге страны, в Ростовской области и на Кубани тоже своя экономика. А у нас получается, что нет ничего, только дотации, но мы хотим, чтобы было, и говорим центру: «Дайте нам хотя бы курорты!». А вдруг с курортами у нас ничего не получится?! Что тогда нам делать? Вы сами сказали, что экономика у нас слабая, земля в горах скудная… Вот, если не курорты, есть у нас надежда на что-то другое, и что это может быть?
– Не зря придумали объединить весь туристический потенциал республик Северного Кавказа под одним общим брендом «Курорты Северного Кавказа». Без интеграционных процессов и совместного продвижения этого проекта отдельно ни в одной республике туризм развиваться не будет. А совместные маршруты могут представлять очень большой интерес, потому что это не только уникальное разнообразие народов, но и разнообразие самих гор и по высоте, и по ландшафтам – это интересно всем. В Архызе уже идет грандиозное строительство. Если такая работа начнется на Северном Кавказе повсеместно, именно с учетом всех интеграционных процессов, тогда курорты у нас будут.
Теперь поговорим о второй части Вашего вопроса: что, если не это? Мы должны максимально использовать свои земли: это строительство теплиц на всей территории республики, овощеводство закрытого грунта, современное кормопроизводство, развитие плодоводства посредством современных технологий, интенсивное горно-долинное садоводство, шубно-меховое и мясное направление в овцеводстве, мясное направление в животноводстве, очень большой потенциал имеет равнинное птицеводство, глубокая переработка винограда (не только его выращивание и производство вин и коньяка). Местами эти идеи уже реализуются. К примеру, вокруг Махачкалы уже строятся тепличные комплексы, их экспериментальная продукция реализуется на наших рынках. Уже весь мир ушел далеко вперед, разработав множество сортов фруктов, овощей, пород животных. Мы должны перенять это и сделать все сельскохозяйственные отрасли высокотехнологичными. Промышленное производство продовольствия – это основная и приоритетная задача каждой территории и муниципалитета. Но для этого земля должна войти в оборот, стать субъектом залога. А сегодняшняя ситуация только тормозит развитие.
– Возвращаясь к форуму. Вы выступали там с докладом. Выступление было посвящено тому, о чем мы сейчас с Вами говорим?
– Я выступил на нескольких площадках. Да, тому, чем занимаются Министерство экономики и Правительство РД в ходе разработки стратегических программных документов. Это первое. Второе, о чем я говорил, – Северо-Кавказский регион, совокупность его социальных, политических и экономических вопросов, экспертно-аналитическая оценка сегодняшнего состояния и пути выхода из кризисного состояния. Одно из предложений, прозвучавших там, – ввести отсутствующие на сегодняшний день критерии оценки качества разрабатываемых стратегических документов. Учитывая большое число разрабатываемых программных документов, эти критерии должны быть, чтобы можно было изучить их и сказать: «Вот этот документ по Чародинскому району хороший, а по другому – плохой, поэтому давайте приводите этот документ в порядок». Минрегионразвития взяло это на заметку. Они обещали в скором будущем разработать и прислать нам то, чем мы будем руководствоваться в дальнейших своих оценках.
– Вы не впервые участвуете в подобного рода форумах, на которых часто бывают отдельные обсуждения, посвященные северо-кавказской теме. Можно сказать, что из раза в раз на таких форумах обсуждаются практически одни и те же проблемы и то, как выйти из них. Подвижки в реальной жизни от этого уже есть?
– О реальных подвижках сейчас говорить пока трудновато, но уже есть множество проектов: крупных, мелких, средних, некоторые из них уже реализуются на территории нашей республики. И это большой рывок вперед.
Может, не всем нравилось, что в строительство Гимринского тоннеля вкладывали значительные деньги, может, его открытие кого-то не совсем радует, но для Дагестана – это очень большой плюс. Многие этим заинтересовались. В последние 2-3 года у нас начали заниматься и интенсивным садоводством. Это то, что не даст результатов через один день, но в перспективе мы получим результаты. Опыт наших успешных крестьянско-фермерских хозяйств начинают изучать. Но серьезнейшая проблема в этом вопросе, я повторюсь еще раз – земельные отношения. Я постоянно об этом говорю. Земля должна быть частной собственностью и быть в обороте, чтобы иметь свою цену. Мы самая многоводная республика, но нам постоянно не хватает воды для полноценного развития сельского хозяйства. Одновременно у нас начинается интенсивное внедрение капельного орошения. Экономика зависит от разумности человека. Дотационные потоки не могут существовать бесконечно, и мы сами должны от них отходить, а у нас для того, чтобы поднимать экономику республики, нехватка квалифицированных рабочих кадров. Даже при таком переизбытке рабочей силы!
– Может быть, люди просто не хотят работать?
– Нехватка – это как раз и есть «не хотят работать».
– А может, просто не хотят работать в Дагестане? Ведь лучше поехать в Москву и зарабатывать там деньги, чем купить корову, поехать в село, производить там 15 килограммов сыра, как Вы сказали, и потом не знать, что с ними делать.
– Этот момент тоже присутствует. У нас сальдо миграции минус десять тысяч человек. И я даже не говорю, что это плохо. У нас прирост населения очень хороший. Но выезжают отсюда не совсем ленивые и не совсем отсталые люди. Уезжают наиболее активные люди, и это создает вакуум в нашей среде. Сейчас намечаются подвижки и в промышленности республики. А кто будет работать? Нужны люди с высшим образованием, продвинутые люди. Работать с современными технологиями на современном оборудовании – это же не чабанить с посохом! Из-за прыжка вперед, который мы сделали, может, мы даже и страдаем сейчас, потому что есть современные высокотехнологичные проекты – а кто будет их реализовывать, кто будет работать, когда они станут реальностью? В сфере туризма то же самое. Мы сами в душе не туристы, но мы должны готовить кадры для обеспечения туризма. Это очень трудоемкая работа, и для того чтобы обеспечить качественный сервис, нужно много людей, и людей образованных, потому что сейчас наши мужчины считают, что работать в сервисе – это позорно для него.
– Многие уверяют, что мы в душе не только не туристы, но и не обслуживающий персонал.
– Да, и для того чтобы преодолеть стереотипы, нужно образование. Плюс ко всему человек, работающий в сервисе, должен знать иностранные языки, он должен быть человеком высокой культуры, у него должен быть имидж продвинутого человека – вот такие должны быть кадры для сферы туризма. Даже таксист должен знать несколько языков!
– Сам представитель корпорации «Курорты Северного Кавказа» Цахай Цахаев, выступая на недавно прошедшей конференции «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа. Анализ, практика, проблемы, перспективы», признался, что к 2017 году мы столкнемся с острой нехваткой квалифицированных кадров в этой сфере, и они будут вынуждены приглашать сюда для работы иностранных специалистов. Получается, так долго просим инвестиций, чтобы создать иностранцам рабочие места.
– К тому же гордые нравы наших мужчин не позволят там работать и женщинам.
– Если всем известно, какой у нас менталитет, зачем надо было в это ввязываться?
– Нет. Необходимо перейти на другой уровень понимания вещей и отношений к ним.
– Лучше поменять менталитет, чем отказаться от идеи?
– Конечно! Сколько молодежи у нас гуляет без дела! Молодые люди считают недостойным работать бетонщиком, каменщиком, штукатуром, в то время как во всем мире на этих специальностях работают люди с образованием. Надо менять нрав. Постиндустриальное развитие как раз связано именно с развитием сферы услуг, т.е. сервиса. Никуда не годится то, что у нас в Цунтинском или Рутульском районах работают рабочие из Китая и Вьетнама. Такое высокое воспроизводство населения у нас будет не всегда, чтобы рождаемость была 25, 30, 40 тысяч человек, как раньше, дальше не будет, у нас демографический переход состоялся – и все, многодетных семей у нас мало, и мы столкнемся с нехваткой человеческих ресурсов.
– Шахмардан Ситтикович, у меня к Вам, наверно, уже последний вопрос. Говоря об экономической интеграции, обсуждалось ли на форуме то, как сделать, чтобы не было так, что в одном регионе страны хлеб стоит 20 рублей, в другом – 23, в одном регионе средняя заработная плата 7 тысяч, в другом – 15 и т.д.? Наверно многие в курсе указания президента страны – к такому-то году сделать так, чтобы во всех регионах заработная плата была максимально приближена к средней заработной плате по экономике. Именно этот аспект проблемы обсуждался?
– Обсуждался. Это сам по себе проблемный вопрос, потому что сейчас, как Вы говорили, отсутствует территориальная связь. Допустим, нет необходимости на Северном Кавказе в пяти больших горно-лыжных курортах, нет необходимости, чтобы иметь несколько крупных фабрик по переработке шкуры в Дагестане, Ставропольском крае и Калмыкии – это очевидные вещи. Географическое разделение труда требует интеграционных связей. Это как раз задача руководств федеральных округов и страны. Министерства финансов, экономического развития и регионального развития как раз ориентированы именно на это и должны заниматься этим. На форуме обсуждались пути выхода из такой ситуации: как сделать так, чтобы в географически близко расположенных друг к другу регионах не реализовывались дублирующие друг друга инвестпроекты. Это очень актуальный вопрос для Российской Федерации, решение которого сможет решить и другие проблемы экономики. Ведь что такое Северный Кавказ на карте мира? Это сантиметровая полоса! А посмотрите, какая Россия! Огромная страна, страну и Родину любить надо, чтобы процветала! И чтобы управлять такой страной и строить рациональную экономику нужно приложить много сил.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам