Выдающийся ученый-энциклопедист

История науки знает немало великих имен, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и гуманитарных наук. Значительно реже встречаются ученые – концептуалисты и энциклопедисты, которые своими трудами охватывают всю совокупность знаний эпохи и на столетия определяют характер мировоззрения.
Такими были в эпоху античности Демокрит, Платон, Аристотель, в средние века – Абу Али Ибн-Сина – ученый, известный как Авиценна; в эпоху XVIII в. такой исполинской фигурой был М.В. Ломоносов. В XX в. такой же по значению величиной был В.И. Вернадский, научная деятельность которого оказала огромное влияние на творчество многих поколений ученых.
Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта
1863 года в Петербурге. В 1881г. он окончил гимназию и поступил в Петербургский университет, где читали лекции Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, И.М. Сеченов, А.А. Иностранцев и другие.
В 1885 году В.И. Вернадскому была присуждена степень кандидата естественных наук, в 1891г. он защитил диссертацию на звание магистра, а в 1897 г. получил степень доктора.
В 1898 г. В.И. Вернадский был назначен профессором Московского университета, где работал до 1911 года. В
1906 г. В.И. Вернадский был избран адъюнктом Академии наук, а в 1909 году – академиком. В 1911 г. он переехал в Петербург и с тех пор по день смерти его научная деятельность протекала преимущественно в Академии наук.
В.И. Вернадский был энциклопедически образованным человеком. В истории науки найдется немного деятелей, которые могут сравниться с В.И. Вернадским по широте кругозора, мощи ума, разносторонности интересов и творческой активности в различных областях человеческой мысли. О В.И. Вернадском говорили, что он в одном лице представляет всю Академию наук. Знал основные европейские языки, вел переписку со многими выдающими учеными своей эпохи.
Одной из интеллектуальных вершин русского космизма является концепция
В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу. Он заложил основы новой естественно-научной картины мира, выявил закономерности развития мира как грандиозного космопланетарного процесса. Мы только начинаем постигать значение нарисованной им картины мировоззрения. Свою работу «Несколько слов о ноосфере» В.И. Вернадский заканчивает словами: «Сейчас мы переживаем новое геологическое изменение биосферы. Мы входили в ноосферу… Но важен факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим».
Свои естественно-научные исследования В.И. Вернадский соотносил с проблемами истории и культуры.
Условием саморазвития культуры является ее открытость, непрерывный обмен с другими культурами. По мысли В.И. Вернадского, для нашей страны очень важен западно-восточный синтез. В работе «Задачи науки в связи с государственной политикой в России» он писал: «Россия по своей истории, по своему этническому составу и по своей природе – страна не только европейская, но и азиатская. Мы являемся как бы представителями двух континентов, корни действующих в нашей стране духовных сил уходят не только в глубь европейского, но и в глубь азиатского былого; силы природы, которыми мы пользуемся, более связаны с Азией, чем с Европой».
За несколько дней до Февральской революции 1917 г. В.И. Вернадский сформулировал крайне важную мысль о судьбе и специфике российской государственности: «Для нас Сибирь, Кавказ, Туркестан, – не бесправные колонии. На таком представлении не может быть построена база русского государства. Она может быть основана лишь на равноправии всех русских граждан. Мы должны чувствовать себя не только европейцами, но и азиатами».
Одной из первых и главных задач государственной политики В.И. Вернадский считал «участие России и русских в культурном и духовном подъеме Азии, культурное наше сближение с азиатами. Одним из самых могучих средств для этого должно быть широкое наше участие в научном изучении Азии, совместная с азиатами работа русской молодежи в высшей школе, широкая работа азиатов в наших ученых учреждениях».
Под азиатской Россией он понимал также и Закавказье, Кавказ в целом. Академик
В.И. Вернадский подвергал критике политику царской России в отношении народов Кавказа. «В этом отношении наша государственная политика – писал он, – была удивительно близорука, я бы сказал, антинациональна, шла вразрез с интересами России. Лучшей иллюстрацией этому является долгая борьба кавказского общества, всех живущих в нем национальностей, в том числе и русской, с русским правительством за высшую школу на Кавказе. Борьба эта длилась десятилетия».
В своей статье В.И. Вернадский изложил программу по укреплению единства народов, населяющих Россию: «Мы недостаточно оценивали значение огромной непрерывности нашей территории». Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться, как общечеловеческое достижение…
Но благодаря разноплеменности нашей страны и разнообразию ее физико-географических условий в ней сильны и могущественны центробежные силы, грозящие единому, связанному бытию этой сплошной территории. Тем более что ее участки связаны друг с другом недавно, были добыты суровыми, нередко кровавыми событиями истории».
Сохранение единства страны он считал одной из главных задач государственной политики. «Задача сохранения единства Российского государства, уменьшение центробежных сил в ее организации, – пишет В.И. Вернадский, – является одной из наиболее важных задач государственной политики. До сих пор эта задача разрешалась попытками подавлять центробежные стремления грубой силой и насильственной русификацией».
Для сохранения единства страны В.И. Вернадский считал необходимым знание истории, этнографии, языков, литературы народов, населяющих Россию. Он писал: «В целях государственного единства наши стремления должны идти по другому направлению, чем они идут сейчас. Мы должны смело и решительно стремиться к государственной организации взаимного ознакомления составляющих Россию народностей, к государственной организации их изучения, к государственному содействию их стремлениям в этом направлении. Должна оказываться широкая государственная помощь изучению истории, языка, этнографии, литературы населяющих Россию народностей, изучению родиноведения отдельных областей нашей страны. Все стремления должны из области центробежных сил, какими они теперь являются, перейти тем самым в область сил, сливающихся в государственное единство».
Суждения В.И. Вернадского о сохранении единства страны своевременны и сегодня.
Академик В.И. Вернадский указывал на необходимость постепенной интеграции культур разных народов. Он пишет: «Приобретает новое освещение, приобретает новое значение невидная раньше роль «неисторических» народностей».
Замечание о роли «неисторических» народностей заслуживает особого внимания. Оно направлено против культурного шовинизма так называемых великих наций, призывает к бережному и значительному отношению к культуре самых малых народностей. В работах В.И. Вернадского анализируются формы взаимного влияния составных частей духовной культуры друг на друга в ходе исторического процесса. При это он приходит к выводу, что процесс культуры осуществляется в первую очередь через развитие науки.
«Уже одно научное звание, на этом пути достигаемое, – писал он, – явится могучим спаивающим средством; но государственная поддержка научной работы явится спайкой еще и потому, что при этом отдельные народности, населяющие огромное по территории и ресурсам государство, получает такие средства для удовлетворения своих культурных потребностей, всегда неразрывно связанных с научным изучением, которые недоступны и при отдельном существовании… Их национальный рост тесно свяжется с единством большого целого».
За последние сто лет науки преимущественно обособлялись, дробились, рождались. В.И. Вернадский не считался с границами отдельных наук, объединял различные области знания. Проводя специальные научные исследования, он был в то же время философом, историком, организатором науки, касался проблем морали, человеческой личности, свободы и справедливости.
Учение В.И. Вернадского является научной основной для практической реализации триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной или же неорганического тела цивилизации.
Универсализм, стремление к синтезу и гуманитарное осмысление научных проблем – вот стиль многогранной деятельности академика В.И. Вернадского.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Моих родственников в мэрии нет!»

Юсуп Умавов требует от команды результатов, а не кумовства Мэр Махачкалы Юсуп Умавов жестко обозначил свою позицию на аппаратном совещании:...

В Махачкале открыли мемориальную плиту участникам СВО – выпускникам гимназии №11

Мемориальная плита была торжественно открыта в присутствии многочисленных гостей и родственников погибших героев, выпускников столичной гимназии № 11. На...

На совещании в мэрии обсудили предложение о строительстве хорды на пр. Акушинского

На аппаратном совещании по вопросам развития транспортной отрасли под руководством главы города Юсупа Умавова обсудили возможность строительства хорды на...

На совещании под руководством главы города обсудили актуальные вопросы

Первой обсудили проблему аутсорсинга в сфере школьного питания. Накануне глава города провел осмотр двух пищеблоков, которые осуществляют доставку горячего...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы пообещал сохранить троллейбусный парк

Глава Махачкалы Юсуп Умавов заверил, что городские власти не допустят исчезновения троллейбусов с улиц столицы. Вопрос о сохранении этого...

Мусор вывезут по-новому?

Комитет Собрания депутатов Махачкалы по ЖКХ, промышленности, транспорту и аграрной политике провел выездное совещание в МБУ «Благоустройство города Махачкалы»...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам