Сиражутин Ильясов последовательно прошел все ступени роста, постигая навыки работы с людьми и совершенствуясь как крупный руководитель республиканского масштаба.
Ко дню нашего знакомства он уже почти год работал председателем Махачкалинского горисполкома и к его авторитетному мнению прислушивались и в обкоме партии, и в Совмине. Говорят, что первое впечатление о человеке самое сильное и позволяет дать наиболее верную оценку личности. С первого взгляда Сиражутин Ильясов показался мне человеком слова и дела, решительным, болеющим за свою работу, мудрым и скромным. Рад, что мне еще не раз в будущем приходилось убеждаться в верности этих характеристик Ильясова, а отношения наши из сугубо деловых переросли в дружеские.
Наша первая встреча продлилась несколько часов. Сиражутин Магомедович последовательно посвящал меня во все вопросы, стоящие перед столицей Дагестана: он знал все тонкости городского хозяйства и даже прогнозировал проблемы, которые могут ожидать нас в ближайшей перспективе, предлагая свое видение их решения. Меня поразило то, как глубоко он во все вникал, чувствовалось, что он хорошо владеет ситуацией, не только знает о проблемах, но и намечает пути выхода из сложных ситуаций. Всегда подкупал и располагал к себе спокойный и выдержанный характер Ильясова.
Открытость Сиражутина Магомедовича, его коммуникабельность, стремление, ничего не скрывая, делиться наболевшим, широта кругозора, компетентность в суждениях и в своем деле снискали ему заслуженное уважение у всех. Я полагаю, что тот первый наш разговор, первое тесное общение друг с другом и заложили основы нашей будущей плодотворной совместной работы, работы дружной, когда каждый старался не подвести и не подставить другого, а сполна нести всю тяжесть ответственности. Надеюсь, что Сиражутин Магомедович такого же мнения о том периоде нашей совместной деятельности.
Работали мы тогда в очень непростое время, ситуация была сложной, а позже стала кризисной. Любой столичный город требует к себе особого внимания даже в обычное время, а тут еще люди стали уставать от пустопорожней болтовни Горбачева на фоне ухудшающегося положения дел во всех сферах. Страна все больше и больше скатывалась в пропасть. Прежние схемы управления и хозяйствования переставали действовать, нужно было искать новые механизмы воздействия на ситуацию. Но тогда, когда, с одной стороны, время требовало новых подходов и решений, с другой – все упиралось в необходимость бюрократических согласований на различных уровнях. Несмотря на трудности, работа кипела именно в это время. На рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века под руководством председателя горисполкома Ильясова началась основательная корректировка генерального плана застройки города Махачкалы, с целью соответствия его современным требованиям. Шел поиск и внедрение новых подходов в решении жилищно-коммунальных проблем для эффективного развития города. Речь шла о развитии инфраструктуры столицы с перспективой на ближайшие десятилетия.
Сегодня, приезжая в Махачкалу и видя то в одной, то в другой части города оторванные друг от друга, мозаично разбросанные современные строения, я вспоминаю, что все это было задумано еще в 80-е годы прошлого века, но только как комплексный план развития г. Махачкалы, и у истоков разработки этого плана стоял крепкий хозяйственник, профессионал в своем деле, опытный строитель, ответственный руководитель и серьезный человек Сиражутин Ильясов. Все дальнейшие годы нашего знакомства только укрепляли мое позитивное мнение об Ильясове, он проявлял себя положительно в любом новом деле, его взвешенные решения и мужественные поступки вызывали уважение у коллег и рядовых горожан. Он был настоящим мэром, знающим проблемы своего города, готовым подключиться к их решению в любую минуту, предложить свое решение, помочь людям.
Много было в той работе непростых моментов, требующих оперативных и нестандартных решений. В сложных ситуациях Ильясов никогда не отступал, проявлял инициативу и решительность. Многие помнят катастрофический оползень в поселке Кяхулай на склоне горы Тарки-Тау, когда без крова остались сотни людей. Ильясов тогда не только оперативно разместил пострадавших, но и решил их проблемы на ближайшие годы. Нужно было срочно построить людям жилье, но тогда не поощрялось малоэтажное строительство, так как считалось, что строить многоэтажки перспективнее и экономически эффективнее. Мы занимались тогда развитием домостроительного комбината, объемы производства которого доходили до 120 000 квадратных метров жилья ежегодно.
Ильясову стоило больших трудов отстоять свою позицию, и людям, лишенным жилья, позволили построить частные дома на новом месте, чтобы они могли вести хозяйство и жить на земле. Он воодушевленно и аргументированно доказывал, что дагестанцам надо дать возможность строить дома в городской черте и вести традиционный образ жизни со своим укладом. К этой работе он привлек меня, и мы вместе продвигали такую идею, натолкнувшись на непонимание руководства. На бюро Обкома нас сначала не поддержали, но доработанный проект всё же приняли благодаря стараниям и натиску Сиражутина Магомедовича.
Поселок Новый Кяхулай был спроектирован в кратчайшие сроки, затем были разработаны проекты застройки типовых уютных поселков с малоэтажной застройкой вокруг Махачкалы. Если бы эта программа была реализована в полном объеме, то вокруг Махачкалы были бы построены современные поселки, а не кварталы с хаотичной застройкой и недоразвитой инфраструктурой, какие мы, к сожалению, видим сейчас.
Увы, время не позволило осуществиться многим планам, городское строительство было позже пущено на самотек, но работа, проделанная тогда, проекты, осуществленные и неосуществленные в то время, по сей день оказывают позитивное влияние на жизнь столицы Дагестана. То, что сегодня нам кажется революционным и современным, планировалось и начало реализовываться уже тогда. Например, тоннельный канализационный коллектор в Махачкале, призванный решить проблему стоков, и новые очистные сооружения в Каспийске. Именно в те годы был разработан и план по застройке территории вдоль трассы между Махачкалой и Каспийском с перспективой объединения их в один город.
Сиражутин Магомедович – профессиональный строитель и руководитель, он хорошо разбирался в вопросах развития городского хозяйства, умел оценивать перспективы и продвигал новые идеи. В реализации многих жизненно важных для города проектов он принимал активное личное участие. Например, в свое время долго искали место для строительства транспортной развязки в районе, где проспект Калинина в Махачкале пересекается с железной дорогой. Первоначально на месте железнодорожного переезда предполагалось построить мост, но в итоге оптимальное решение предложил именно Сиражутин Магомедович – автомобильная дорога была пущена ниже железнодорожной ветки и удалось избежать лишних затрат и нагромождения конструкций.
В те годы все делалось с запасом, с видением перспективы развития города и республики на ближайшие десятилетия. Производились выверенные расчеты, принимаемые решения экономически обосновывались, и на этом багаже в значительной мере продержались наша экономика и народное хозяйство в сложные постсоветские годы. Я убежден, что основы сегодняшнего поступательного развития были заложены именно тогда. Я благодарен судьбе, что она свела меня с Сиражутином Ильясовым, человеком неординарным и волевым. Рад, что нам удалось с ним поработать на благо республики, стараясь делать все возможное для блага Дагестана и дагестанцев.