Во вступительном слове директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева отметила, что у каждого художника город свой, у каждого свои краски, свои ощущения, через которые он передает город, его архитектуру, жителей. На выставке представлены работы 54-х авторов, выполненные в разной технике: живопись, графика, арт-объекты, а самая «старая» работа датируется 1940 годом.
Директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова сказала несколько теплых слов в адрес Музея истории города Махачкалы, заметив, что, какую бы тему они ни поднимали, они всегда находят некий стык – совмещение искусства и того, что дорого человеку. – Тут есть работы авторов, которые часто выставляются, есть те, что выставляются редко. Сегодняшняя выставка не для просмотра, она для долгой получасовой или сорокаминутной прогулки, когда человек может ходить и ощущать, будто он попал в какой-то другой, особенный мир. И каким-то образом человек может почувствовать этот мир, оказаться в этом пространстве, в этом мире. Ностальгировать, погрузиться в воспоминания, переживать какие-то эмоции, если человек знал и помнил ту старую Махачкалу, или просто смотреть, узнавать, каким был город раньше, – отметила Гамзатова.
Начальник Управления культуры г. Махачкалы Фарид Абалаев поделился с присутствующими своим отношением к выставке, сказав, что его переполняет гордость за свой народ, многогранно талантливый, за свой город, такой красивый и разный. Он поздравил махачкалинцев с открытием этой выставки, а также выразил благодарность Музею истории города за прекрасную выставку и Дагестанскому музею изобразительных искусств в лице Салихат Гамзатовой за помощь в создании экспозиции.
Зарема Дадаева сообщила, что будет выпущен каталог этой выставки и предоставила слово искусствоведу Татьяне Петениной, к которой музей обратился с просьбой написать вступительную статью к каталогу.
– Выставка удивительно эмоциональна. Кроме того, она еще дает глубокую пищу для размышлений о нашем городе. У нас не Санкт-Петербург, у нас не Париж и не Флоренция. У нас Махачкала. И вроде обычный город. И вроде ничего особенного. Но, оказывается, она такая своеобразная. Море, порт, горы, какие-то старые улочки, эти «Черемушки», которые строились в 1960-е. Она разная. Она замечательная. Не знаю, входит ли это в общую концепцию выставочной деятельности Музея истории города Махачкалы, но, мне кажется, очень мудро то, что эта выставка очень эффектна, и в любое время прошла бы на ура. Мы уже видели несколько выставок города в фотографиях, которые показали нам, какой была Махачкала, и мы многое узнали о нашей истории, о нашем прошлом. Выставки были хороши в информативном отношении. И вдруг сейчас – этот позитив, эти потрясающие вещи. Выставку можно разделить на две части: художники, запечатлевшие старую Махачкалу, и работы современных авторов, по которым мы можем проследить, как изменились ритмы, краски, город, его восприятие. Это тоже пища для размышлений о том, как меняется наш мир, как меняется наш город, как меняемся мы, – отметила искусствовед.
Своими впечатлениями от выставки поделился и художник, поэт, искусствовед, философ Юрий Августович: – Мне кажется, что эта выставка не останется незамеченной, потому что в ней столько любви к городу, столько эмоций, переживаний. Восприятие города у каждого художника очень цельно и индивидуально, у каждого своя манера, свои краски, своя техника. И в завершение своего выступления он заметил, что выставка заслуживает не только выпуска отдельного каталога, а целой книги.
Это последняя, заключительная выставка Музея истории города в этом году. В экспозиции представлены многие авторы, известные нам и не очень. Махачкала, старая и не очень. Старые улочки, порт, маяк, виды склонов Тарки-Тау, перекрестки улиц, очередь на приеме к врачу, ночной Ак-Гель, Редукторный поселок, ночь у маяка, махачкалинская свадьба, Турали, 5-й поселок, улицы Гаруна Саидова, Буйнакского, Привокзальная площадь… Это особенная эстетика. Она погружает нас в тот мир, и мы восхищаемся обыденным. Эстетикой той обыденности, которая ушла. Даже нефтяные вышки, махачкалинский док, пейзаж с водонапорной башни, вид старого балкона в полдень, улица в солнечный день, зима на улице Гагарина, дворик на улице Нурадилова, Железнодорожный дом и даже Махачкалинский дом-распределитель для несовершеннолетних глазами художников – это особая романтика той старой Махачкалы, столь необычной сейчас в своей обычности. Романтичная провинциальность портового городка, какая-то особенная неспешность бытия и горожанки, одетые по моде начала ХХ века на Соборной площади Порт-Петровска, – все то, что безвозвратно ушло в прошлое, чего мы никогда уже не сможем воспроизвести в реальности, но что навсегда останется историей нашего города.