«Репортаж из далеких 1930-х. Фотоматериалы из коллекции музея»

На выставке представлены около 40 уникальных снимков, сделанных в 1930-е годы знаменитыми московскими фотографами, а также фрагменты архивных киносъемок, которые сейчас хранятся в фондах Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Экспозицию составляют воспроизведенные фотоснимки, в том числе ранние репортажные работы известного советского фотографа Б.П. Кудоярова. Здесь можно увидеть фотографии из жизни крестьян-колхозников Нагатинской волости, фотографии с изображением домов села Коломенское, сделанные И.Ф. Барщевским, фотографии, отражающие жизнь Москвы: строительство метро и новых жилых районов, процесс индустриализации и другие киносъемки этого периода.

Музей предлагает взглянуть на подборку фотографий времен сталинских репрессий, когда бушевали жизненные драмы, ломались судьбы, расставались родные и любимые. В это же время наши соотечественники гуляли по солнечной столице, пили фруктовые воды, ходили на парады физкультурников и в театр, дети играли в детском саду, в сельских клубах выступали кружки самодеятельности. Старшему и среднему поколению посетителей экспонаты выставки будут напоминанием о прошедшей эпохе развития страны, младшему же поколению будет интересно вновь открыть для себя страницы истории, запечатленные беспристрастным фотообъективом.

Особое место среди фотографов занимал Иван Федорович Барщевский, известный наиболее полным и точным документированием памятников искусства. Его снимки использовались и используются историками и архитекторами. Он усовершенствовал фотоаппарат с кассетой таким образом, чтобы печатать фотографии для издания непосредственно с негатива, не прибегая к увеличению, достигая наилучшей резкости и четкости изображения. Мастер фото создал уникальную фотогалерею памятников древнего русского искусства. О многих памятниках архитектуры, уничтоженных в советское время, можно судить только по его фотографиям. Обосновавшись в 1870 году в Ярославле, он стал не только ведущим фотографом архитектуры северной Руси, Ярославля, Ростова Великого, Вологды, но и занялся активной общественной деятельностью. Так, благодаря его фотографиям Ростовского кремля, отражающим плачевное состояние памятника архитектуры, было принято государственное постановление о реставрации памятника. Параллельно фотограф, избранный действительным членом Императорского археологического общества, участвовал в экспедициях проф. Кондакова в Палестину и на Афон. Он считался одним из крупнейших знатоков русских древностей, коллекционером и замечательным фотографом древнерусской архитектуры. Барщевский участвовал в археологических и архитектурных экспедициях по Волге, русскому северу, на Кавказ. После революции 1917 года он преподавал в университете и продолжал фотографическую работу в музеях Кремля. В течение 15 лет (1882 – 1896 гг.) Иван Федорович издал на собственные средства альбомы по русскому искусству (47 томов), которые приобретались как частными лицами, так и крупными архивами и библиотеками. Этот уникальный труд не знает аналога. В 1933 г. работал хранителем в музее-заповеднике «Коломенское» и занимался реставрационными работами.

В эти же годы работал и Борис Павлович Кудояров (1898 – 1974) – один из известнейших советских фотографов. В молодости принадлежал к группе «Октябрь», испытал влияние Родченко. С 1925 года начал работать репортером в журнале «Физкультура и спорт», затем были агентства «Русфото» и «Унионфото». Кудояров снимал стройки, колхозы, передовиков труда. В 1931 году он работал в агентстве «Союзфото», затем был корреспондентом ведущих советских газет. В 1933 году – репортер газеты «Известия» и «Комсомольская правда». Фотографии Кудоярова – не просто протокол событий. Его работы имеют сложные изобразительные решения, выверенную завершенность композиции, вбирающей всю суть изображаемого события. «Поэтика документальности» в его произведениях создается благодаря использованию пространственных композиций, включению главных персонажей в активную среду и использованию окружения и деталей для наращивания эмоционального заряда. Сделанные им снимки украшали передовицы ведущих советских газет и журналов 30-х годов, однако диапазон его творчества был гораздо шире официальной политической хроники. Бесчисленное количество фотографий было посвящено спортивным парадам и массовым праздникам, строительству Москвы 1930-х годов, советским арктическим экспедициям, репортажам из разных уголков страны, одним словом, всему главному, чем жила эпоха.

Из истории: после революции фотография становится самостоятельным видом творчества. С одной стороны, она обретает свои стилистические особенности, влияя на другие виды искусства, с другой – становится мощнейшим методом идеологического влияния на массы. Советская фотография с ее агитационной и пропагандистской целенаправленностью не была лишь летописью революционных перемен, но и их активным орудием. В 1918 году были созданы так называемые фотокомитеты, задача которых заключалась в фотографировании политических событий. Комитеты фактически стали первыми организациями, через которые государство управляло созданием фоторепортажей.

Послереволюционный период в СССР открыл широкие возможности перед публицистической фотографией – фотожурналистикой. На смену преимущественно статичной дореволюционной фотографии приходят динамика, движение, жизнь. Подвиги коллективного труда на заводах и стройках, на полях и фермах. Массовые агитационные мероприятия освещали идеологически подобранные фотокадры в изданиях «Советское фото», «Огонек», «Правда». Ими также оформлялись витрины зданий.

Таким образом, любой фоторепортаж о жизни советского народа и советского правительства становился политическим – он был продуктом и инструментом идеологической работы. Событийные снимки 30-х годов всегда находили себе место на стендах советских выставок художественной фотографии. Близки к «художественному репортажу» были темы социалистической перестройки сельского хозяйства, снимки строящихся заводов, фабрик, гидроэлектростанций. В этих фотоматериалах нашла свое отражение эпоха оптимизма, возникшая на волне послереволюционного энтузиазма и искренней веры людей в идеалы светлого будущего.

Выставка работает с 28 января по 16 марта по адресу: г. Махачкала, ул. М. Горького, 8. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам