Эмирмагомед Даудов: «Воспитание сегодня ниже плинтуса»

Родился Эмирмагомед Даудович в селении Ахты, там же окончил среднюю школу. Трудился в совхозе, служил в Советской армии. После службы работал фрезеровщиком на заводе «Электросигнал» города Дербента, был ударником коммунистического труда.

Окончив подготовительные курсы ДГУ, поступил на исторический факультет этого вуза.

После его окончания учился в аспирантуре в Дагестанском филиале Академии наук. Работал в махачкалинских школах №16 и №10. В 2002 году стал директором школы №1.

Не будем забывать, что период был постперестроечный, когда страна после всех передряг и разрух только-только начала приходить в себя.

– Эмирмагомед Даудович, как же встретила Вас самая первая, самая главная школа города?

– Школа была в ужасном состоянии: крыша текла, по стенам расползались плесневые разводы, пахло сыростью. К тому же не хватало парт, а в здании начальных классов не было даже туалета.

Я с головой окунулся в работу. Собрал ребят, учителей, сделали ремонт своими силами, как-то замазали, закрасили это безобразие.

А через два года помогла и городская администрация: нам починили крышу, построили ограждения, все постепенно наладилось, и я занялся вплотную учебным процессом, выписал оборудование, укрепил материально-техническую базу школы.

За несколько лет поменял где-то 60% учителей, освободил школу от нежелающих работать.

Не поверите, за 28 лет своего директорства я ни одного человека не уволил по статье, не объявил ни одного выговора.

Всегда старался убедить: если не получается в этой специальности, нужно поменять профессию. И, поверьте, обиженных не было.

– А как насчет пенсионеров, не старались от них избавиться, как это делают многие руководители?

– Никогда. У меня работали педагоги и до 82 лет. Я ценю старых работников, очень высока квалификация педагога, полученная в советское время. Это золотой клад – наши пенсионеры.

Советское высшее педагогическое образование ценно тем, что тогда изучали педагогику от А до Я, психологию, теорию преподавания. Да и в педвуз поступали по велению души, а не из каких-то других соображений.

– А по какому принципу Вы подбираете современные кадры?

– Мой принцип самый демократичный – я провожу беседу с будущим работником, проверяю профессиональный уровень, устанавливаю, каковы его взаимоотношения с детьми.

Хорошему специалисту достаточно 5-7 минут, чтобы понять, кто перед тобой. Главные критерии – это профессионализм и любовь к детям.

К сожалению, сегодня трудно найти хорошего педагога. Я сейчас ищу учителя, но не могу найти. Беседовал с одной девушкой, которая с отличием окончила вуз, а у нее в голове только меркантильные интересы.

Но ведь нельзя работать в школе, думая только о материальной выгоде. Конечно, у нас человек теряет и в материальном плане, и во времени.

Мы не оазис, все, что происходит в обществе, присуще и нам. Но все-таки школа призвана воспитывать, формировать юную личность.

Школьник должен отличать добро от зла, получить со временем статус, в обществе уметь строить взаимоотношения с окружающими, в конце концов найти себя, получить профессию и прожить достойную, плодотворную жизнь.

– Кто же виноват, что так плохо с педагогическими кадрами: вузы или общий меркантильный настрой в обществе?

– Вузы тоже не изолированы от общества, там все происходит так же, как везде. Я много раз бывал за границей и убедился, что в развитых странах в образование много вкладывает само государство. Например, в Финляндии, Швеции в вузы принимают после профессионального тестирования.

Директор образовательного учреждения должен иметь полную самостоятельность, он не должен просить стул или парту, а может запланировать эту работу на учебный год и реализовать. Хотелось бы получать качественное оборудование, адаптированное к условиям пребывания детей.

Все должно быть качественным в школе, начиная от ремонта, туалета и заканчивая учебными помещениями. Как сказал кто-то из великих: даже стены школы воспитывают ребенка.

Когда грязно, неуютно, некомфортно, о каком воспитании может идти речь?

– Эмирмагомед Даудович, Ваша школа воспитала 5 Героев Советского Союза, в первые дни войны весь выпуск ушел на фронт. Возможно ли сегодня воспитать таких героев в современном образовательном учреждении?

– Знаете, сегодня совершенно другие обстоятельства. Во время Великой Отечественной войны была реальная угроза стране. Каждый хотел защитить родину, свою семью, детей. Люди проявляли чудеса героизма. Для меня наши 5 героев, весь выпуск 1941 года – святые люди, отдавшие жизнь за свою Отчизну.

Я не считаю героями людей, сражающихся на своей земле, убивающих своих братьев.

То, что происходит внутри государства, эти военные конфликты, вообще не должно происходить.

Я историк, хорошо знаю, что происходит в Афганистане: это постоянная междоусобная борьба за власть.

Что изменилось в этой стране после нашего вмешательства? Опять братоубийственная война, как торговали они наркотиками, так и торгуют, даже еще больше. Нищета, убогое население, безграмотность, ни городов, ни дорог. Это государство не проявило себя ни в науке, ни в спорте.

Что касается Чечни, то если бы государство защитило вовремя свои интересы, не было бы никаких конфликтов. Убивать друг друга в одной стране – о каком героизме может идти речь?

– Получается, что конфликты происходят из-за элементарного отсутствия порядка в стране?

– Я думаю, что это на самом деле так. Почему не соблюдаются законы? Элементарно. Во многих структурах власти работают непрофессионалы, которые не заинтересованы в наведении порядка.

Кто угодно становится сегодня руководителем. Профессионалов перестали привлекать на руководящие должности. Вся беда в том, что современные чиновники не любят свою страну и свой народ.

Главное сегодня, что вплоть до плинтуса опустилось воспитание.

– Вот мы опять вернулись к проблеме воспитания. Действительно, все так плохо в этом вопросе?

– Сегодня нет ответственности в семье за воспитание детей, в этом вся беда.

В Европе, например, действует ювенальное право, это законодательство по делам несовершеннолетних. Согласно этому праву родитель несет ответственность за воспитание своего ребенка.

Родители отвечают за образование ребенка, за пребывание его на улице в ночное время, за поведение в общественном месте.

У Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова в одной из книг прямо говорится о том, какое важное значение имеет воспитание, которое дается в семье.

Воспитание и обучение – это два крыла для ребенка. Если в семье нет нормального воспитания, нет культа обучения, никто не может приучить ребенка к порядку, ни книги, ни учителя.

Школа может только корректировать его, дать образование, научить, как адаптироваться в обществе.

Еще одна беда сегодня – дома родители не стараются поднять авторитет учителя. Для многих родителей директор, учитель – взяточник, ищущий во всем выгоду.

Например, я в первые классы не могу принять больше 130 детей. Если не принимаю, то родители думают, что мне от них что-то нужно.

Мне ничего не нужно, кроме удобства для детей. У меня двухкомнатная квартира, не полученная от государства, нет ни дачи, ни машины.

Существует порядок, почему мы должны обязательно его нарушать? Почему с окраины города нужно вести ребенка и устраивать его в нашу гимназию?

Приходят родители к учителю, и если ребенок сидит не на первой парте, говорят, а что эти места у вас куплены?

Можно обозвать учителя, можно нахамить ему, и никто не несет за это ответственности.

Вот издали закон в октябре 2013 года «Об ответственности родителей за воспитание детей в Дагестане». К чему он обязывает? Ни к чему абсолютно. Призывает к совести, которой у многих уже давно нет.

Когда нет санкций, все так безнаказанно и происходит.

– Какие санкции, на Ваш взгляд, могли бы помочь в данной ситуации?

– Я не требую никаких жестких мер, просто на правовом уровне родители должны нести ответственность за воспитание детей.

Почему в Англии за пропуск ребенком занятий без уважительной причины родитель несет материальную ответственность?

У нас же и уроки пропускают, и на улице по ночам бродят бесхозные, никому не нужные дети…

– Ну, это все звенья одной цепи, имя которой отсутствие порядка.

– На самом деле я не понимаю, как в нашем городе, в столице можно жить без регистрации, иметь дом или квартиру? Разве это порядок?

В законе при приеме детей в школу сказано, что он должен иметь городскую регистрацию. А если ее нет, нас все равно вынуждают принимать таких детей.

Сегодня город стал как проходной двор: никто не регистрируется, никто за этим не следит. Приведу такой пример: пришла ко мне девушка 27 лет, у нее до сих пор нет паспорта. Просит справку, что когда-то училась в нашей школе. Я спрашиваю: «А где же Вы все это время находились, как жили без паспорта?»

Люди, проживающие в городе, должны быть с именем, отчеством и фамилией.

Сегодня многие родители не заинтересованы, чтобы дети учились, им нужно, чтобы они были просто заняты. Советское воспитание было хорошим, потому что существовала система: люди работали 5 дней, а субботу и воскресенье проводили с семьей.

Сегодня нет нормированного рабочего дня, родители иногда и ночью оставляют детей одних, сами уходят неизвестно куда.

Раньше директор, учитель мог обращаться за помощью по месту работы родителей. Сегодня такой возможности нет.

Я проводил как-то социологический опрос, более 70% родителей наших детей официально числятся безработными. Это, конечно, не так. Но в любом случае: дети сами по себе, родители также сами по себе.

Что получается при этом? Дети перестали читать, заниматься, а в Интернете получают массу негативной информации.

– Еще такой вопрос: как-то привычно для уха, что первая школа носит имя Ленина. Но сегодня гимназия № 1 названа именем Саида Омарова. Куда исчезло имя Ленина и кто такой Саид Омаров?

– Действительно, раньше наше образовательное учреждение называлось «средняя школа № 1 имени Ленина». Но когда я пришел сюда работать, на школьной печати было обозначено просто средняя школа № 1. Имя Ленина само собой исчезло за годы перестройки. Гимназией наша школа стала в 2005 году, когда аттестационная комиссия признала все наши показатели хорошими и порекомендовала поменять статус. Саид Омаров – директор нашей школы в военные годы. Очень достойный человек, талантливый педагог. Мы гордимся этим именем.

– Помогает ли Вашей гимназии кто-нибудь из выпускников, имеющих возможность это делать?

– Могу назвать только бывшего Президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, который помог в создании проекта «Новая виртуальная школа будущего». Больше никто нам не помогал.

– Эмирмагомед Даудович, Вы депутат Махачкалинского городского Собрания. Расскажите об этой стороне своей деятельности.

– Депутатом впервые стал в 1987 году, когда председателем горисполкома был Сиражутдин Ильясов. С тех пор избирался еще четыре раза. До последнего 5-го созыва был председателем комиссии по науке и образованию, членом Президиума.

Знаете, я – человек скромный, у меня нет привычки прорываться куда-то, расталкивая других локтями.

Стать депутатом не я решил, а коллектив, где работал в то время. Избирался на альтернативной основе. Тогда представительный орган назывался горсоветом депутатов трудящихся. Сегодня именуется – Махачкалинское городское Собрание.

Будучи депутатом, всегда старался помогать городской системе образования. Хотя считается, что эта система стабильно работает, но всегда имеется много проблем: подготовка к новому учебному году, зарплата учителей, социальные вопросы, капитальный ремонт, создание благоприятных санитарно-гигиенических условий.

Понимаете, проблемы такие, как нехватка детских садов, образовательных учреждений, финансирование, не кончаются.

Сегодня воспитание детей стоит на первом месте, а с классного руководителя, который должен полноценно работать, снимается за это доплата. Кто теперь пойдет в классные руководители?

Я всегда и во всем защищал интересы работников образования.

Вся моя жизнь связана со школой. Когда дети подходят, здороваются, улыбаются – сразу забываются все проблемы, неприятности.

– Неужели Вы знаете всех детей в гимназии?

– У нас обучаются 1525 детей, я знаю каждого. Любой ребенок может зайти ко мне в кабинет, рассказать о своих проблемах.

У меня нет графика приема. Не могу сказать: в это время принимаю, а в это – нет!

Люблю школу, детей, свой предмет, горжусь своим высоким званием – учитель!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам