Культура? Есть! Потребность? Нет!

НО КАК ТЕАТРУ БЕЗ РЕКЛАМЫ ЖИТЬ?

Кстати, учреждений такой направленности в Махачкале хватает. Есть театры, своя филармония, галерея, выставочный зал, музеи, библиотеки… Возможно, самый взыскательный вкус они не удовлетворят – Москва и Петербург в сравнение не берутся (там билеты в учреждения культуры идут нарасхват), но что есть и работают – с этим поспорить трудно. Вот только возбуждают ли они эстетический аппетит своей деятельностью, да и есть ли вообще хоть какой-то культурный запрос от населения Махачкалы? Ведь горожанин сегодня имеет очень много соблазнов на проведение свого досуга отнюдь не в возвышенно-эстетических тонах. Достаточно прогуляться по Махачкале, чтобы увидеть, где проводит время скучающая публика – в кафе и магазинах, стилизованных под бутики, в торговых центрах и на рынках. Элементарно зависают с выпученными глазами в соцсетях. Все снуют туда-сюда, жуют и переваривают (не пищу для размышлений, а блюда, заказанные в меню) гуляют в парках и на набережной… где на Родопском бульваре находится Аварский театр.

Директор Аварского музыкально-драматического театра Магомедрасул Магомедрасулов признается: из 700 мест в лучшем случае зрители «закрывают» двести. А если учесть, что в городе проживает порядка 400 тысяч представителей национальности, то цифра, действительно, удручающая. Да и в среднем цена билета «смешная»: студенты и школьники проходят за 100 рублей, взрослые – за 200. По нынешним меркам – копейки. И что удивляет. Прошел спектакль, ползала ушли со слезами на глазах. Казалось бы, на следующий день жди аншлаг… Ничего подобного! Или вот недавно был День родных языков и День открытых дверей в Аварском театре: два дня шел нескончаемый поток людей. Прослушали вокалистов, посмотрели костюмы, концертную программу, хроникальные снимки из истории театра, которому скоро 80 лет, и еще спектакль. В зале аншлаг. Через два дня – опять спад.

 В чем вина? Магомедрасул Магомедрасулов говорит сначала обобщенно – обо всех, потом конкретизирует: «Вина и самих учреждений культуры в том, что, если продукт сырой, недоработанный, на него вряд ли будет спрос. Надо изучать вкусы зрителей, есть населенные пункты, где любят комедии, в других – классику или концерты. Мы работаем над репертуаром. Чтоб был не просто спектакль и не просто концерт, а театрализованная музыкальная композиция или мюзикл. Людям это нравится, потому что им приелись штампы. Вторая беда – отсутствие рекламы. Палка о двух концах – если даем в газету анонс, мы должны оплатить его, а это стоит немало. Театр предоставлен сам себе по принципу: выживай, как хочешь. 99% – фонд заработной платы, остальное – мизер. То есть надо заработать самим, обеспечить из заработанных денег рекламу, декорации, костюмы. Чем отдавать 10-15 тысяч на маленькую рекламу в газету, рациональнее сшить платье актрисе. Мы усовершенствовали сайт, и у людей вырос интерес. К нам поступали звонки даже из Турции».

Учреждениям культуры, конечно, надо уметь преподносить себя, а не ждать, пока зритель сам придет. Самой действенной рекламой остается афиша. Но даже если повесишь афишу, ее срывают якобы работники администрации города, хотя есть договоренность о 10 точках в городе, где можно размещать афишу. Если заплатить рекламному отделу Администрации, то разместят рекламу хоть в центре города. Но ни один театр не может позволить себе такую роскошь. Стоимость баннера равна выручке театра за один спектакль. Это невыгодно.

Реклама рекламой, но и зритель нередко попадается «неподготовленный».

 Приходят на вечерние сеансы с грудными детьми. Плач, крики, пакеты, семечки. Это неуважение к игре актеров, к остальным зрителям. Отсутствует понимание того, что такое театр…

Слепо идти на поводу у вкусов публики тоже нельзя, считает директор Русского театра Ризван Асадуллаев. Классикой (пусть она и малоинтересна молодежи) воспитывается зритель и проверяется профессиональный уровень актеров.

Конечно, приходится прилагать усилия, чтобы молодежь пришла в театр, подтверждает Асадуллаев. Масса других отвлечений… Элементарно людям неохота выйти из дома, когда в Интернете можно увидеть весь мир. И тот самый избитый штамп, что в театре скучно, как с ним бороться? Наверное, поэтому на комедийные спектакли наплыв большой («Ханума», «Тенор»), а к «серьезному», к классике («Дядя Ваня», «Дядюшкин он», «Перед заходом солнца», «Без вины виноватые») – интереса меньше и приходит в основном возрастная публика. Из новеньких вещей – спектакль по грузинской пьесе «Когда арба перевернулась»…

Да, дорвались до технологий, сейчас можно книгу на электронном носителе читать, картины в Инернете рассматривать, но что заменит общение с живой книгой?

Директор Махачкалинской ЦБС Зульпат Ушанова обнадеживает: в любом процессе бывает спад и подъем. Если в постперестроечное время желающих читать и приходить в библиотеку было немного, то сейчас опять наблюдается подъем. Приходят в основном молодежь и те, кому за 50. Золотая середина пока «увязла» в технологиях. Но практика Запада показывает вот что: «Я была на конференции во Франции, казалось бы, Европа… но в библиотеке не было свободных мест. Мы дорвались до технологий, Интернета и пока зависли на этом, а для них это пройденный этап. Если говорить в целом… Переломные моменты всегда были. Их надо пережить. Нет сомнений – интерес к чтению не умрет».

 

МАХАЧКАЛА – ГОРОД ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

… делает смелое заявление директор Дагестанской государственной филармонии Абакар Хайрулаев: «У нас зал почти полный на все концерты. Народ интересуется серьезной музыкой, и это радует. Но нет места, где проводить наши мероприятия. Приходится делать это в Кумыкском театре». Хайрулаев с надеждой в голосе говорит об обещанной серьезной реконструкции филармонии…

Вопрос о реконструкции филармонии обсуждался с незапамятных времен. Сейчас он вышел на очередной «новый» виток «обсуждения». Хайрулаев тем временем проводит свою работу. Махачкалинская публика интересуется классикой – дагестанской, российской, зарубежной, но больше всего идет на приглашенных артистов. В этом смысле у нас положение лучше, чем в других северокавказских регионах, где Хайрулаев частенько бывает (и положение дел там знает). Нет места для рекламы в городе, все занимают «попсовики». Но даже если давать рекламу, придется устанавливать заоблачные цены на билеты. А филармония ориентируется на среднестатистического зрителя. Он – зритель, естественно, на ландкрузерах не разъезжает… «Наша главная цель – просветительская. Привить качественный музыкальный вкус населению, чтобы насущной потребностью молодежи было посещение учреждения культуры и умение ориентироваться в музыке», – рассуждает директор филармонии.

И здесь, простите, сделаем отступление с легкой руки директора выставочного зала Союза художников Республики Дагестан Амирхана Магомедова. На дагестанских каналах должно быть больше передач, посвященных культурному просвещению, искусству, убежден он. У нас музыкальных каналов валом, а там «фанерные» певцы. На эстраде тоже должна быть искренность, как и в изобразительном искусстве, считает Магомедов. Где живой голос? Как его услышать? Художники ведь не выставляют снимки с копий знаменитых живописцев за своей подписью. Творят сами, своей рукой. Вместо танцоров тоже на сцене манекены не выступают… а люди почему-то идут на эстрадные фанерные концерты. Это удивляет.

Теперь об искусстве. Современных художников в республике предостаточно. Выставочная деятельность идет, а зритель в основном – «все свои»: художники, искусствоведы, преподаватели…. Первые два-три дня идут, смотрят, обсуждают. В последующее время – затишье. Вывод – махачкалинцев надо агитировать. «Я и сам готов заплатить людям, чтоб приходили», – шутит он, но как их убедить, что каким бы высокообразованным человек ни был, если он не разбирается в искусстве, не может назвать ни одного имени современного художника-соотечественника, то о каком высшем образовании и всестороннем развитии может идти речь? Кто виноват? «Я, наверное, виноват», – отвечает Амирхан на риторический вопрос. Он ходит по вузам, оповещает деканаты, размещает афишки на информационных стендах (там, где они есть), поддерживает связь со школами искусств. Во времена комсомола были культурные отделы в вузах, сейчас есть молодежные комитеты и они тоже должны работать в том же направлении. (Мне известно, что есть заместители деканов по воспитательной работе. Замдеканы есть, значит, и работа в этом направлении должна вестись.)

В общем-то, пропаганда, реклама нужна…

 

ОКУЛЬТУРИВАТЬ ОДНОЗНАЧНО НАДО

Потенциальный зритель, слушатель, ценитель искусства в Махачкале есть. А полноценно «окультуренных» – немного. Можно изощряться с рекламой, зазывать и заманивать. Это дело нужное, но разовое: если зритель рефлекторно пришел и разочаровался в качестве увиденного – больше точно не придет. Значит, надо работать над собой всем. Учреждениям культуры (создавать качественный продукт), тем, кто имеет отношение к культуре, и среднестатистическому махачкалинцу, привыкшему воспринимать культуру, как товар. Понравилась обертка (реклама) – купил, нет – дальше пошел. Мода на культуру тоже должна быть. А кто ее должен задавать? Может, Жерара Депардье пригласить и посадить его смотреть какой-нибудь из дагестанских спектаклей? Тогда народ повалит, конечно, не спектакля ради, а на человека…имя. А если руководству города, республики самим взять за традицию посещать и не пропускать мероприятия в учреждениях культуры? (Ссылка на занятость – банальная вещь). А в школах надо заинтересовывать художественными произведениями учеников, чтоб потом отношение к литературе («скучно!») не переносили на театр. Да и самим учителям не мешало бы посещать культурные мероприятия и потом делиться впечатлениями с учениками. У нас как? Вы должны, идите, купите, посмотрите. Или совместный поход в добровольно-принудительном порядке. Известное дело, если ребенка сызмальства не приучить есть, допустим, мясо, он его и нюхать не будет. У нас же привыкли думать, что все должны делать все сами – ходить, смотреть, интересоваться. Но если дорогу не показали, человек туда не пойдет, выберет другое направление. К культуре тоже должна вырабатываться стойкая привычка, из которой вытекает духовная потребность. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам