История подвига. Открытый дневник (7)

 

Через час началось. Боевики открыли по высоте огонь из минометов «Стингеров», крупнокалиберных и зенитных пулеметов. Казалось, на земле не осталось живого места, где можно было бы спрятаться, пережить этот шквал. Но то было обманчивое впечатление. Как только бандиты пошли в атаку, Халид, Мутей и их товарищи, постоянно меняя позиции, перебегая из окопа в окоп, хоронясь в блиндажах, отвечали огнем на огонь. Лейтенант до последнего не терял надежды, что в тыл врагу вот-вот ударит подкрепление. Запрашивал по рации поддержку. Когда услышал срывающийся, хриплый голос своего коллеги, что они сами окружены в здании райотдела милиции и ведут ожесточенный, неравный бой, Халид окончательно понял, что придется рассчитывать только на собственные силы.

Восемь раз в течение суток высота подвергалась артиллерийским обстрелам, за которыми следовали атаки штурмовых групп. Все основные силы бандитов постепенно стянулись к «Телевышке». Противник тем самым был отвлечен от центра Новолака, что давало хоть какие-то шансы на успех оборонявшимся в РОВД новолакским и липецким милиционерам.

Но силы защитников высоты тоже были на исходе. До неузнаваемости изрешеченный осколками погиб Ахмед Курбанов. Не зная, жив он или нет, и пытаясь спасти, был тяжело ранен боец внутренних войск МВД России Николай. Мутей из пулемета прикрывал командира, пока Халид вытаскивал Колю из-под обстрела и перевязывал. Держать тяжело раненного парня на вышке не имело смысла. Решили, что ему надо хоть ползком, но выбираться.

Вызвав огонь на себя, Мутей и Халид дали возможность раненому товарищу выйти из зоны боя. Однако далеко отползти Николаю не удалось. Потеряв сознание от нестерпимой боли, он попал в руки боевиков. В пылу боя еще двое бойцов, прикрывая друг друга и меняя точки, оказались отрезанными от «Телевышки», цепь обороны высоты 713, 5 оказалась разорванной. А когда они попытались прорваться обратно к своим, тоже были захвачены в плен. Теперь пост СТП-18 Д «Телевышка» охраняли последние двое – Мутей Исаев и его молодой командир.

Артиллерийские атаки и попытки штурма высоты не прекращались даже ночью.

Поздним вечером мать Мутея была дома, когда раздался телефонный звонок. Подняв трубку, она услышала голос сына:

– Мама, мы с Халидом остались вдвоем. Колю ранили, а затем захватили. Куда делись еще двое товарищей, не знаю. Мама, помоги, сходи в райотдел, попроси, чтобы нам подбросили боеприпасов.

– Село окружено, везде бои, – отвечала несчастная мать. – К вам не пройти. Никто помочь не сможет. Вы уходите оттуда…

Внезапно связь оборвалась. Больше она сына не слышала. Последний выход в эфир Мурачуева и Исаева был зафиксирован 6 сентября на рассвете. В нем не было ни слова о помощи. А через некоторое время стрельба на высоте стихла. Люди видели, что боевики грузовиками вывозили трупы своих. Зная, как зверски террористы поступали с милиционерами, сельчане и родственники надеялись, что Халид и Мутей погибли раньше, чем те добрались до них.

Только через год нашлась их братская могила. Саперы в который раз прочесывали место героической обороны «Телебашни», и миноискатель сработал на металл. У Халида в кармане остались патроны, а на руке Мутея – часы. Бандиты издевались над ними, когда бойцы еще были живы.

Простреленные руки и ноги, переломанные кости. Мурачуева обезглавили, Исаева живым закопали вместе с телом командира…

И вновь, в который раз за сегодняшние сутки, в нашей приморской комнате-спальне повисла тяжелая тишина. Слов не было, были лишь эмоции, бушевавшие в сердце.

Через несколько минут этого молчаливого реквиема по замечательным ребятам, о чьем подвиге большинство из нас узнало лишь сегодня, Иса Гареев завершил повествование Виталика Капустина:

– В Дагестане свято чтут имена героев. Им не только ставят памятники. Их всегда помнят. Я впервые узнал о Халиде Мурачуеве и Мутее Исаеве, когда в начальной школе учился. Сейчас слушал, и все равно мурашки по коже.

И мы вновь поднялись с кроватей и стоя отдали дань памяти этим двум солдатам и их товарищам. Затем Иса сказал:

– Мой отец, мудрый человек, которого люблю и уважаю, говорил мне: «Иса, человек должен знать своих предков и свои корни. Еще он должен уважать других людей и никогда не забывать, что кто-то когда-то защитил его жизнь своею жизнью. И ради человека, пускай тебе незнакомого, но человека правильного и хорошего, каждый уважающий себя мужчина, если будет необходимость, обязан сделать то же самое. Вот чему я хочу тебя научить, чтобы ты научил своих детей, а они – своих».

 

ВЫБОР

Несколько дней антитеррористической тематики мы не касались, других дел было много. Илона, Виталий и Капустин-старший проводили беседы в отрядах. После чего, как и мы недавно, за ними ходили пионеры с кучей разных вопросов.

Как-то вечером пригласил Илонку посидеть у моря. Любимое мое зрелище – это когда солнце опускается за явно выпуклую линию горизонта, вода меняет цвет от золотого до темно-зеленого, и наступает момент бытия, когда вдруг перестаешь понимать, где кончается небо и начинается море. Остается лишь простор, огромное пространство, от которого захватывает дух, и внутри селится щенячий восторг.

Она согласилась. Как-то само собой получилось, что мы заговорили о Вере. Не женском имени собственном, но тоже с большой буквы. Меня бабушка крестила три года назад, Илонку, как оказалось, приблизительно тогда же отец с мамой. И сейчас она рассказала православную историю, которая, задела бы за живое даже самого ярого атеиста.

– Я более эмоциональный человек, чем Виталик и тем более папа. Для них главное – факт, логика, выводы; для меня – впечатление. Наверное, поэтому проплакала целый день, когда впервые прочитала очерк Владимира Викторовича Вержбовского и Ксении Вдовикиной о солдате-пограничнике Евгении Родионове из села Чиберлей Пензенской области. После перечитывала много раз и выучила почти наизусть. Если говорить о Мужестве, как и о Вере, с большой буквы, то это о Родионове. Хотя он не совершил военного героического поступка: не закрыл грудью пулемет, не защитил собой детей. И все равно он – истинный герой. По самым высшим человеческим меркам.

Символично, что орден, которым его посмертно наградил Президент, называется «Орден Мужества».

Родионова призвали в армию в июне 1995 года, когда ему исполнилось 18 лет и один месяц. Он попал в пограничную учебку. Незадолго до ее окончания к нему приехала мама. В разговоре с родителями юных бойцов командир части всегда был предельно краток. Вот и сейчас он сказал Любови Васильевне:

– Знаю, вы будете просить меня не посылать Женю в Чечню, – на что женщина ответила:

– Нет, не буду. С малых лет Женя был единственным мужчиной в доме, и если он примет решение, я буду уважать его, каким бы оно ни было.

В начале зимы рядового Родионова направили в 479-й погранотряд особого назначения, который находился в Ингушетии. Ровно через месяц он и еще трое его товарищей, которые несли дежурство на контрольно-пропускном пункте, попали в плен к боевикам. В середине ночи подъехала машина «скорой помощи», в ней прятались полтора десятка бандитов. В считанные минуты ребят скрутили и затолкали в «рафик». Когда на КПП прибыла смена, солдаты нашли на снегу лишь пятна крови.

Забыла рассказать о главном, – Илонка, обхватив колени руками, всматривалась вдаль, туда, где соединялись море и небо, и темно-желтым полукругом горело сваливающееся за горизонт солнце. Я тоже любовался этой незабываемой и каждый раз по-новому прописанной картиной. В один из моментов ощутимо больно резанула мысль: вот завтра или через какое-то там время, не здесь, а дома, в Москве, Питере, Махачкале или любом другом городе, какому-нибудь гаду-террористу взбредет на ум отнять все это у нее, у меня, у других наших, да и просто у незнакомых мне людей. И такая невиданная злость взяла, такая ненависть горячими волнами разлилась по всему телу, что я даже испугался. Самого себя испугался. Раньше никогда ничего похожего за собой не замечал, даже когда драться приходилось.

– Вениамин, вернись, – услышал голос Илоны. Увидел, что смотрит уже не вдаль, а на меня, и во взгляде ее читалось понимание.

– У тебя было такое выражение лица, какое иногда наблюдала у Виталика, когда он читал материалы и не видел, что я на него смотрю.

– Извини, мысли разные в голову лезут.

– Ты уверен, что все в порядке?

– Однозначно. Так о чем забыла рассказать?

– О предыстории. Когда Жене было одиннадцать, он после каникул, которые провел у бабушки, вернулся домой с крестиком на шее. Даже мама не поняла его поступка, повторяла, чтобы снял, а то ребята в школе засмеют. Но никогда и нигде Родионов с этим крестиком не расставался.

И вот он в плену. Постоянные побои, месяц за месяцем. Бандиты требовали, чтобы он снял крест. Что для них особенно было важно – своими собственными руками, как бы по личной воле. И чтобы вслед за этим принял ислам. Говорили, что, став правоверным мусульманином, будет их братом.

Родионов понимал, что последует дальше – необходимость воевать против своих. Он раз за разом терпел все более изощренные унижения, но стоял на своем, а ему постоянно напоминали, что убьют за непослушание. Но не было у них силы, которая заставила бы 18-летнего бойца-пограничника, героя, будто пришедшего в современный мир из далекой истории нашего государства, когда во времена татаро-монгольского нашествия, то же самое и под страшными пытками захватчики требовали от наших предков – отречься от Веры. Боевики дали ему последний шанс и предупредили, что не расстреляют, а отрежут голову. Но он все равно ответил «нет».

Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его 19-летия. Трех других солдат убили из автоматов.

И тут начинается не менее жуткая часть истории. Все это ложь, когда террористы, боевики и прочие бандиты во всеуслышание объявляют, что они борцы за идею. Главная их идея – деньги и только деньги. Они не гнушаются ничем. Берут с безутешных матерей плату за тела их сыновей. Любовь Васильевна была вынуждена заложить дом, чтобы через посредников те ей показали, где находится могила Жени и расстрелянных солдат. А еще через неделю матери за отдельную плату – как же это ужасно, даже не знаю, кто еще может такое сотворить, – голос Илонки задрожал, – за отдельную плату вернули голову сына.

Эта мужественная женщина вывезла тела всех четырех ребят из Чечни в Россию.

На могиле солдата-пограничника Евгения Родионова стоит двухметровый крест и постоянно горит лампада. Поклониться его праху приезжают сюда со всей России. Был случай, ветеран Великой Отечественной войны свою боевую медаль «За отвагу» положил на его могилу.

Когда я собираю и читаю материалы, всегда вижу, что люди знают и чтят своих героев. Нескончаемая эстафета памяти. И точно знаю, что жить без этого, означает жить не по-людски и не по-божески. В Алтайском крае атаман казачьего сибирского войска построил церковь и назвал Святоевгеньевской. У нас в Петергофе, в соборе, есть икона, на которой Женя Родионов изображен в полный рост с автоматом за плечами. Такие же образы в храмах Байконура и Астрахани.

 

Продолжение в следующих номерах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам