На территории только одного Ленинского района столицы республики более 100 строительных объектов, которые возводятся без соответствующих документов. Часть из них – коммерческие здания, другие – жилые дома…
Мы не будем говорить о коммерческих строениях. Как правило, это условно небольшие здания, которые в будущем доставят неудобства только самим владельцам и их соседям, может быть. Чего не скажешь о хаотичном строительстве многоэтажных жилых домов, которые возводятся со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями норм строительства.
А КТО ЭТО СДЕЛАЛ?
Автору статьи недавно пришлось побывать в строящемся микрорайоне по улице Ирчи Казака. И увиденное шокировало в буквальном смысле. Представьте плотные ряды строящихся и построенных многоэтажек, прямо под окнами которых вырыты котлованы для новых домов. По количеству квартир и жилых квадратных метров – это небольшой городок. А вот площадь микрорайона меньше, чем небольшое дагестанское селение. Концентрация людей, автомобилей и инфраструктурных объектов тут будет не ниже, чем в Токио, но стоит ли надеяться на японскую педантичность в создании необходимых условий для жильцов этих домов?
Въезд в микрорайон «замаскирован» с одной стороны заводом «Авиаагрегат», а с другой – новым строящимся домом. Так принято – обычно для отвода глаз используются все возможности, дабы в случае чего ответственные лица могли разводить руками и восклицать: «Ай-яй-яй-яй – а кто это сделал???». Мы въезжаем в ворота, и за первыми строениями открывается территория, полностью занятая почти завершенными многоэтажками и домами на разном этапе строительства.
«Вот видите, – говорит начальник отдела муниципального контроля Ленинского района Махачкалы Муса Мачиев, указывая на ряд строящихся многоквартирных домов сразу за воротами, – по документам тут 9 домов, а строят 10. Просто взяли и воткнули еще один дом, потеснив другие. А еще все дома по проекту – 12-этажные, а поднимают 17. Проводить инспекцию район не имеет права. Однако оставлять такое без внимания мы не можем. Там дальше еще новые котлованы вырыли».
Проезжая сплошную стену многоэтажек, мы не сразу можем понять, о каких 10 домах идет речь. Кажется, что перед нами один сплошной и длинный дом. И лишь приглядевшись, можно увидеть, что это отдельные дома, разделенные пространством в 30-50 см.
ЖИЛЬЦЫ РИСКУЮТ
Если, наплевав на все правила и нормы градостроительства, дома впритык как-то построить еще умудрились, то, как на одном пятачке в пару сотен квадратных метров планируется разместить стоянки, детские площадки, придомовую территорию, контейнерные площадки (об озеленении вообще промолчу) и многое другое – Муса Мачиев не может даже предположить. Позволю себе ответить сразу – никак.
Надеюсь, для жильцов этого микрорайона радость от покупки заветного жилья не омрачится нехваткой пространства за стенами жилища.
Покупая квартиру в таком доме, жители рискуют. Ни для кого не секрет, какие проблемы с услугами ЖКХ в столице. Некоторые многоэтажки не подключены к центральному отоплению, несмотря на то, что заселены лет 5 назад. Неизбежны и проблемы с электроэнергией, водоснабжением, канализацией и вывозом мусора. Ведь реальное количество квартир заметно выше того, что расписано на бумагах, а коммуникации города просто не рассчитаны на это. Стоит ли вообще говорить о сдаче на баланс и передаче в ведение управляющих организаций подобных горе-строек?
«Мы несколько лет отправляли письма в мэрию, предупреждали, что тут полное нарушение всех норм, что в итоге эти дома будут головной болью для всех служб и владельцев квартир, в первую очередь. Но, как видите, строительство продолжается», – разводя руками, продолжает Мачиев и медленно, дабы не поцарапать машину, заезжает в узкий проезд между строящимися домами.
Мы заезжаем вглубь микрорайона, и перед нами открывается весь масштаб будущих мучений жильцов дома. Узкая дорожная полоса местами даже сейчас с трудом позволяет разъехаться двум легковым автомобилям. Для новых владельцев квартир уют собственной крыши над головой обретет новые краски, как и свет в окне, оттененный стеной соседнего дома.
В окна домов ниже 10-го этажа вряд ли вообще будут попадать солнечные лучи, а история о том, где разместить контейнерные площадки – очередная загадка для ответственных структур.
ТЕСНЫМИ РЯДАМИ
Между тем в экстремально узких пространствах между домами продолжают рыть котлованы и заливать новые фундаменты. «Аттракцион невиданной жадности» – фраза из советского кино («Большая перемена», 1973 г. – Прим. «МИ».) точно описывает ситуацию. Почему бы здесь не организовать район-визуализацию, на примере которого можно изучать, к чему приводит попустительство органов местного самоуправления, недальновидность покупающих тут квартиры горожан и жадность застройщиков.
Найдя свободное пространство между строящимся домом и котлованом еще одного фундамента многоэтажки, мы паркуем машину, и я запускаю коптер. Сверху картина еще более «чарующая». Бетонные джунгли настолько плотные, что сложно представить, к каким последствиям может привести землетрясение или, не дай Бог, пожар в одном отдельном доме. Пролетая между двумя высотками, датчики нашего коптера истошно запищали. Как оказалось, сразу за ними растет третья многоэтажка. Наверно, в другой раз меня это удивило бы. Но сейчас я просто улыбнулся. Тесными рядами квадратных метров набиваются кошельки зодчих большого поселения.
Есть надежда, что найдется чиновник, который волевым решением остановит строительство бетонного муравейника в центре Махачкалы или хотя бы приведет план микрорайона к какому-то подобию порядка. Злые языки говорят, что каждый незаконный этаж (коих по 5 на каждом строящемся доме) и метр стройки проплачивается застройщиками отдельно по специальному тарифу. Но мы ведь не верим, что дело в корыстном интересе? Спишем на желание власть имущих обеспечить жильем как можно больше горожан.
Сколько домов тут имеют все разрешительные документы? Не знаю. Но управлять железной «птицей» приходится очень осторожно из-за плотности застройки. Сигнал то и дело пропадает, а пространства для пролетов между домами очень мало.
Надеяться приходится лишь на то, что в будущем жильцам этих домов не придется переживать пожаров, хлопков газа или стихийных бедствий, последствия которых в такой плотной застройке могут быть ужасающими.
Будем верить, что люди смогут не в обиде, хоть и в тесноте, вместе преодолевать невзгоды близкого соседства, приветливо улыбаясь друг другу из окон домов, стоящих напротив.
Выезжая с территории ЖСК, Муса Мачиев обращает наше внимание на грязные следы большегрузного транспорта на асфальте. На обочине у бордюра сплошной слой земли, на котором уже прорастает трава. «Вообще, на выезде со стройки должна стоять мойка для грузовых машин. Даже этого не делают, – снова разводит руками наш собеседник. – Просто тут нужно на пару дней встать патрулю ДПС и штрафовать каждый выезжающий КАМАЗ. Сразу воспитаются».
Омар ХАЛИЛОВ