«Конечно, они сосновые, когда в восьмидесятые годы в художественном училище открылось отделение резьбы по дереву, нас разместили вместе с отделениями ковроткачества и работы по металлу в одноэтажном заброшенном помещении – бывших складах. Было не по себе: как же мы будем в таких условиях учить детей высокому искусству и красоте? Тогда я и решил вместе с ребятами сделать деревянные резные двери, чтобы все знали – здесь учатся будущие художники. Мне хотелось, чтобы, заходя в этот корпус, люди чувствовали, что в этом доме живет красота и творчество», – рассказывает Агамирза Агамирзоев… В его мастерской пахнет смолой и свежеструганным деревом… Он прекрасно знает, у какого дерева какая древесина, насколько она пригодна для домашней утвари и для строительства.
– Чем отличается одно дерево от другого? Бук от сосны, например?
– Любое дерево можно использовать в быту, но есть свои нюансы, например, в древесине сосны и лиственницы огромное количество смол, и из них получается долговечный материал. Смола препятствует гниению, древесина не портится, не растрескивается. Но мастерам сложно работать с лиственницей.
Различается древесина по цвету, по структуре, по весу. Любая древесина при грамотной рубке долговечна, а у нас рубят лес и летом, и зимой, только щепки летят. Деревья надо рубить в зимний период и сушить в проточной воде, тогда сделанными из такой древесины предметами можно будет долго пользоваться.
– А как все это начиналось? Ведь в жизни каждого человека наступает такой момент, когда определяется его человеческая судьба, профессия. А зачастую вся его жизнь.
– Впервые резьбу по дереву я увидел в старинной мечети моего родового селения Хлют Рутульского района. С приходом советской власти из мечети сделали колхозное складское помещение, и нас, детей, часто приводили туда перебирать картофель и яблоки… Под толстым слоем отвалившейся штукатурки стены мечети я заметил резное дерево и подумал, почему такую красоту надо было закрывать? На этих деревянных колоннах был изображен растительный орнамент, а на огромных сундуках, где хранилось зерно, орнамент был геометрический. Вероятно, резьбу колонны и старинных сундуков мечети делали разные мастера и в разное время. В древние времена мастера из других районов Дагестана ездили по селениям и выполняли различные заказы. Сколько лет деревянной резьбе в хлютской мечети, мы не знаем. Это старинная мечеть. Дата появления села, по мнению историков, уходит в глубь веков, по времени примерно совпадает с историей создания сел Ахты, Ихрек и Рутул.
– Какие-то из старинных узоров, увиденных Вами в мечети, Вы использовали в орнаментах?
– Старинные композиции мы немножко усложняем, делаем более современными.
Первой вещью, которую я изготовил еще в школе, была детская колыбель. Наш учитель по труду хотел выработать у нас творческий подход к работе и разрешал нам фантазировать. Я сделал колыбель на деревянных гвоздях, которые были как маленькие чопики, и без клея собрал все ее детали.
Учитель, посмотрев на колыбель, сказал: «Агамирза, у тебя есть талант и сноровка». Этот учитель и помог мне определиться в жизни. И еще на меня повлияла атмосфера самого села, в окрестностях которого есть и сосновый бор, и дубовая роща.
Мало кому известно, что герб города Грозного, установленный на новом здании мэрии, сделан дагестанскими художниками и скульпторами – заслуженным художником Дагестана, мастером по деревянной резьбе Агамирзой Агамирзоевым и его сыном Султаном. Причем Агамирза сделал еще два герба – российский и чеченский, украсившие кабинет мэра Грозного, а для столовой городской администрации изготовил огромное панно. Эскизы художественных произведений отец и сын создавали вместе. Было это в 2009 году, и после того как работа Агамирзоевых была принята Союзом дагестанских художников, их резчиков по дереву и камню и скульпторов стали часто приглашать в соседние республики.
– Работ у меня много, и участием в международных и всероссийских выставочных проектах я не обделен, но самым важным для себя считаю свою педагогическую деятельность. Вот уже 30 лет после окончания художественно-графического факультета Дагпединститута преподаю в Махачкалинском художественном училище, и за эти годы выпустил почти 200 человек – резчиков по дереву, – говорит Агамирза Тапаевич.
В его мастерской-классе на верстаках заготовки для кухонной посуды, а также разной формы и размеров листья и ягоды, изготовленные из светло-желтой сосны. На одних заготовках рельеф рисунка плоский, на других – более неожиданный, выпуклый.
– К этому мы и стремимся, – уловив восторженную улыбку, продолжает свой рассказ художник, – ведь эти необычные завитки, взятые из природы и по-своему увиденные художниками, создают более яркое, оригинальное видение мира, это не просто ягода – это взгляд художника. Дело в том, что каждый элемент в любом орнаменте дает свою линию, свой образ. Возьмем старинный орнамент, там тоже есть центральная розетка, олицетворяющая солнце, а здесь – растительный орнамент. Ветки, цветы, клумбы цветов и переплетение веток мы хотим показать в самой работе.
Я заинтересовалась сувенирной подставкой под миниатюрную бочку: под раскидистым растительным орнаментом непривычный клетчатый фон…
– Откуда такое неожиданное соединение?
– Дело в том, что мелкий орнамент, как обычно, теряется на общем фоне, поэтому мы делаем так, чтобы за счет фона орнамент становился более выразительным. Фон придумываем вместе со студентами и вместе со студентами делаем эскизы, но каждый по-своему их дополняет, и в ходе работы появляется нечто новое. Я считаю, что все дети талантливы, ведь у каждого есть свой взгляд, различный подход, мысли, и это очень интересно.
– Работы Ваши и Ваших учеников выставляются почти на всех выставках, проходящих в республике, а за границей Вы тоже выставлялись?
– В 1989 году в Турции проходила большая международная выставка, в которой впервые участвовали российские художники. Среди них были балхарские и кубачинские мастера. У меня там была посуда – кухонный набор: ступки для чеснока, тарелки для овощей и специй, все это было сделано из ореха. На этом биеннале я получил диплом I степени, а все работы, представленные в Турции, были закуплены Центральным хранилищем музеев СССР. Участвовал я и в Московской выставке, во многих зональных и республиканских выставках. И, как правило, вместе со своими учениками. Хотелось бы назвать двоих из них – это Абдул Гусейнов, он сейчас работает в Чечне, и художник по резьбе Магомед Омаров.
– Агамирза Тапаевич, Вы не только своего сына, но и других дагестанских ребят научили дагестанскому народному искусству – резьбе по дереву, Вы, вероятно, посадили не одно дерево в Вашем горном селении и в Махачкале, а как же дом, который Вы должны построить?
– Строим сами, работаем вместе с Султаном, уже закончили. К деревянной лестнице заказали ступеньки, будем шпонировать тесом, декорировать.
Дом будет деревянный с мансардой, а одна комната будет особенной, в традиционном дагестанском стиле и украшена она будет деревянной резьбой.