На пути в счастливое детство

     Социальный приют для детей и подростков при Министерстве труда и социального развития РД существует без малого 20 лет. Директор приюта Райханат Айгунова за это время видела многое: детские слезы, боль, горечь утраты и непомерное счастье от встречи с самыми главными людьми для детей – родителями.

Мы входим с Райханат Абдуллаевной на территорию приюта. Двор утопает в зелени, повсюду беседки и небольшие спортивные площадки.

В самом здании постоянно снуют люди. Выносят на просушку одеяла и подушки, моют полы и окна.

– Сейчас все ребята находятся в детском лагере «Березка», который расположен в Гергебильском районе, а мы готовимся к возвращению маленьких посетителей, – рассказывает Райханат Абдуллаевна по пути в свой кабинет.

Кабинет директора приюта небольшой, но уютный. Сам же директор производит впечатление женщины деловой, напористой, но добродушной.

– Наше учреждение открылось в 1994 году по решению постановления Правительства РД. В то время подобные заведения называли «учреждениями нового типа». Ведь социальных приютов в стране не было. Да, были детские дома и интернаты, но социальный приют – явление для всей страны новое.

– А чем отличается социальный приют от интерната и детского дома?

– Для того чтобы ребенок попал в детский дом или интернат, нужно собрать большое количество документов. К нам же ребенок может поступить даже без имени. Стараемся работать по принципу неотложной помощи. Хочу также отметить, что первой задачей при встрече с таким ребенком стоит установление его статуса. То есть мы пытаемся найти его родителей и родственников. Еще одно наше отличие – дети находятся у нас от 3-х до 6-ти месяцев. За это время составляется родственная база малыша и его забирают обратно в семью.

– Бывает такое, что за ребенком никто не приходит? Как складывается его дальнейшая судьба?

– К счастью, в последнее время такие случаи – редкость. Если в течение 6 месяцев найти родственников ребенка не удается, мы обращаемся в судмедэкспертизу, где устанавливаются возраст ребенка, примерная дата рождения, иногда имя и фамилия, хотя чаще всего дети помнят, как их зовут. Далее документы на ребенка передаются в органы опеки, которые определяют его в приемную семью или детский дом.

– Социальный приют – место временного пребывания. По каким причинам к вам приходят чаще всего?

– Вы не поверите, по абсолютно разным! Мне многие говорят: «Вот, все твои дети – брошенные!» Нет, у этих детей есть родители и родственники, просто мы их относим к категории попавших в трудную жизненную ситуацию. Погорельцы, переселенцы, жертвы нездорового психологического климата в семье, дети, чьи родители находятся в разводе. Семьи таких детей принято называть неблагополучными, а наша задача – помочь маленькому человеку освоиться в непростой для него ситуации.

– Получается, нет одинаковых ситуаций, из-за которых детям пришлось променять тепло родительского дома на приют?

– Детишки приходят с разными историями. Есть такие, о которых я не могу никому рассказать. Об этом знает только наш психолог и я. Просто предупреждаю всех своих сотрудников: к этому ребенку нужно проявить ласку и терпение. И никогда социальные педагоги и воспитатели не будут давить на ребенка и допытываться, что послужило причиной его появления здесь.

Чтобы работать с так называемыми «трудными» детьми, должна быть хорошая команда психологов, воспитателей, педагогов. Вам удалось ее собрать?

– Моих сотрудников отличает большая любовь к детям. И я не лукавлю, когда говорю, что каждый психолог, воспитатель, педагог пропускает боль ребенка через себя. К нам приводят детей от 3-х до 8 лет. Многие из них не умеют говорить по-русски. Здесь и выручает многонациональный коллектив. Но дети быстро акклиматизируются и уже спустя пару месяцев свободно говорят на русском языке, делают первые успехи в творчестве. Мы сотрудничаем с министерством образования, минздравом, МВД. Стараемся сообща решать наши проблемы. Ведь перед нами стоит важная задача – сделать все, чтобы детей воспитывали мы, а не улица.

– Вы говорите, что истории у детей разные. Можете сказать, за последние годы какие чаще всего встречаются?

Развод родителей, например. Дети обычно остаются с матерью, но не каждая женщина имеет высокооплачиваемую работу и жилье, чтобы содержать себя и детей. Вот недавний случай: разведенная женщина с тремя детьми приехала в Махачкалу из высокогорного района республики. Начала работать на автомойке, снимала небольшую квартиру, наняла для детей няню. Няня же оказалась женщиной непорядочной, вела разгульный образ жизни. И все это при детях! Благо, соседи оказались людьми добрыми и отправили многодетную мать в наш приют. Спрашиваю ее: «Почему ты не осталась в своем селе работать? Тебе же сложно здесь, да еще и с детьми!» Оказывается, у нее проблемы в семье: пьющий брат, больная мать, отсутствие работы. Но она не бросила своих детей. Пробивается, зарабатывает на кусок хлеба. Разве можем мы ее осуждать? Или другая история: женщина сидит в тюрьме, а ребенка на полгода привели к нам. Мы выходим на связь с этой матерью, устанавливаем контакт между ней и ребенком. Они созваниваются. Даже если ребенок знает, что мама в тюрьме, он не должен думать, что она его бросила.

– То есть ребенок может у вас находиться до освобождения родителя из тюрьмы?

– В уставе оговорено, что ребенок остается в приюте до тех пор, пока мы не решим проблему ребенка. А это может быть и год, и два. Хотя такие случаи – редкость. Даже если ребенка забирают органы опеки, определяют в семью, я всегда интересуюсь жизнью этого малыша. Каждый ребенок должен жить в семье. Да, у нас есть все условия для детишек: четырехразовое питание, которое включает в себя ежедневный прием фруктов, овощей, мяса, комната для релаксации, теплая постель. Но разве сможет это заменить родителей? Вряд ли.

– Через ваш приют прошло не одно поколение детей. Бывшие воспитанники навещают?

Я вам даже больше скажу – некоторые из них приводят ко мне своих детей. В такие моменты мне бывает обидно, потому что они повторяют судьбу родителей. Другие приходят с женами и детьми, знакомят нас, благодарят. Кому-то удалось хорошо устроиться в этой жизни, кому-то – нет. Но в любом случае родители не оставляют своих детей, а это уже о многом говорит.

– Насколько я знаю, приют также является центром по перевозке детей стран СНГ. Каким образом ребята попадают в Дагестан?

– Кто-то сбегает из дома, кого-то привлекает романтика приморских городов. Бывали случаи, когда девочки до республики добирались автостопом. В таких случаях мы созваниваемся с подобным центром из родного города так называемых «беглецов», и уже они приезжают за этими детьми. Иногда и наших ребят находят в других городах. Были случаи, когда их возвращали из Архангельска, Петрозаводска, Краснодара. Опять же, повторюсь: в последнее время такие ситуации – большая редкость.

– На ваш взгляд, почему безнадзорных и беспризорных детей в стране стало меньше?

Во многом – благодаря политике государства. Не зря говорят, что дети – это наше будущее. Страна в это будущее вкладывает. Постепенно мы придем к отказу от интернатов и детских домов, потому что у каждого ребенка должна быть семья. В этом плане мне очень нравится позиция Чеченской Республики. Там, если у ребенка нет родителей, все заботы о нем ложатся на плечи родственников. Надеюсь, и Дагестан подхватит эту инициативу. Хочется, чтобы каждый малыш, на плечи которого легла тяжесть и ответственность за себя, мог счастливо улыбаться. Такая улыбка дорогого стоит, поверьте!

 

P.S. То, что в приюте детей любят, – видно сразу. Воспитатели с удовольствием показывают рисунки ребят, победителей выставок, рассказывают о характере детей, об их привычках. И отрадно то, что для малышей создали условия, в которых они хоть немного могут отвлечься от реальности, которая подчас к таким детям бывает беспощадно сурова. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам