Кого мы потеряли? Кто жил среди нас? Что мы о нем знаем? Как достичь его богатого внутреннего мира?
У каждого, кто знал Гаруна Магомедовича, видимо, есть свои ответы на эти и другие вопросы. Я выскажу общее мнение, что он был многогранен и в то же время постоянной и целостной величиной в пространстве координат всей своей жизни, дунья и ахирата. Его жизнь была открытой, прозрачной, у всех на виду. В то же время его внутренний мир, духовные искания, взлеты и озарения были многовекторны и до конца не достижимы. Кажется, что скрытое и явное в жизни Гаруна тесно и гармонично сплетены. Истоки его мудрости невозможно объяснить его светскими, научными, государственными и общественными регалиями. Они имеют глубокие духовные и прочные народные корни… С 1957 г. я знаю отца Гаруна. Мы вместе учились на филологическом факультете ДГУ, постоянно держали связь и имели хорошие отношения. Гаруна знал с детства до гибели. В ДГУ работали вместе. Поэтому имею право говорить о нем всесторонней оценкой жизни и деятельности.
ОН БЫЛ СОЗИДАТЕЛЕМ…
Гарун Курбанов родился в селении Кунки Дахадаевского района в 1962 г. С четырех лет начал учиться в школе. После окончания третьего класса в Москве за отличную учебу его перевели в 5 класс. В 14 лет он окончил школу и поступил в мединститут. Далеко за туманными перевалами Буркун-Дарго лежит его детство, а юность прошла в крупных городах. Как и односельчане, он с ранних лет приобщился к труду, сельскому быту. Хорошо ездил верхом на коне по горным дорогам, красиво танцевал, пел и играл на разных музыкальных инструментах. У дедушки Курбана-Кади он учился основам ислама. Хорошо знал Коран, шариат. Многие суры знал наизусть. Любил историю, литературу, знал наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Расула Гамзатова, Фазу Алиевой. После окончания мединститута работал врачом в Каспийске. Затем окончил аспирантуру, докторантуру в МГУ. Там же защитил диссертации и стал кандидатом и доктором философских наук, работал преподавателем философии в ДГУ.
Он был созидателем в самом широком смысле этого слова. Недаром в нем сочетались две самые гуманные профессии – врача и философа. Гарун был прозорливым преподавателем, специалистом. Работая в ДГУ и говоря о воспитании, он всегда подчеркивал, что оно держится на трех китах. Образование и воспитание зиждутся на семье, школе, вузе. И какими бы ни были школа и вуз, но семья стоит во главе этого треугольника. При встрече с родителями студентов подчеркивал, что основы воспитания закладываются в семье, а потом уже человека воспитывает социум. Семья сопутствует везде в жизненном пути любого человека. В основном все недуги идут от семьи, родителей.
Гарун Магомедович с нуля создал спутниковую телекомпанию РГВК «Дагестан», сформировал прекрасный работающий молодой коллектив. Начало его работы по созданию дагестанского телеканала было сопряжено с трудностями. Некоторые руководители республики сомневались в возможности создания телекомпании, а другие подбивали клинья. Но Магомедали Магомедович, Муху Гимбатович и Гарун Магомедович рассеяли их сомнения.
Пока телевидение не встало на ноги, Гарун Курбанов сутками находился на объекте создания и строительства телекомпании. Чем глубже вникаешь во все ипостаси (роль) создателя, архитектора, мастера телекомпании РГВК, тем больше понимаешь, что в то время жизнь и телевидение для него в принципе были одно и то же. Деятельность и судьба самого Гаруна тому доказательство. Возможно, поэтому его политические, художественные образы на телевидении, телерепортажи, телеинтервью представляешь себе как живой, реальный организм. Здесь личность Курбанова объединила в себе талант мыслителя, тележурналиста и гениального конструктора. Специалисты и просто зрители включены в магический поток произведений, дела мастера, помогающего людям обрести себя, а следовательно, приобщающих его к познанию мироздания. Телевидение оказалось делом всей жизни Гаруна Магомедовича. Заявленное им обещание прошло проверку временем и заслужило любовь и поддержку населения РД.
В ГУЩЕ СОБЫТИЙ
После перевода Гаруна на должность министра по национальной политике он вновь с головой уходит в деятельность этой организации. Опять начинаются тяжелые уплотненные рабочие дни и бессонные ночи. Все его время проходило в задумках о перестройке работы огромного министерства. Здесь планы, проекты, совещания, поездки по городам, районам, встречи с людьми, обсуждения межнациональных проблем, доклады в вышестоящие органы о проблемах малых народов Дагестана и т.д. Наша республика представляет собой сложный регион на Северном Кавказе да и РФ в языковом, этническом, национальном, религиозном, социально-экономическом и политическом отношении. Плюс Дагестан еще не смог преодолеть зависимость от развитых регионов России, сверх того – переходный период после распада СССР. В этой обстановке, в тяжелейших условиях расцвета политических амбиций, сепаратистских настроений, в гуще национальных событий оказался Г. Курбанов. Вместе с руководителями республики он всегда был на переднем плане и в центре событий.
Работа министра в этой ситуации выглядела как демократическая политика согласования интересов разных этносов и регионов в целях устранения неравенства народов и обеспечения единства многонационального Дагестана в составе Российской Федерации. Это был неимоверный, каждодневный труд для руководителя республики и курирующего указанные проблемы министра Г. Курбанова. На этом посту вся его деятельность была направлена на сохранение и укрепление дружбы народов, интернационализма в деле воспитания дагестанцев. С должности министра его перевели на работу начальника Управления информации и пресс-центра Президента РД.
ОН ВСЕГО ДОБИВАЛСЯ САМ…
Печать, полиграфия республики находились под его руководством, постоянным вниманием и пользовались поддержкой. Только при нем продукция книжного издательства стала доходить до библиотек, а до него она передавалась взамен гонораров авторам.
Он защищал власть во все периоды жизни.
Если проследить за его судьбой, то видно, что он везде всего добивался сам. Сам окончил институт, аспирантуру, докторантуру, стал врачом, преподавателем, руководителем разных рангов и видным государственным деятелем и политиком.
Постепенно у меня вызрело решение рекомендовать отцу: именно в память о Гаруне надо собрать все силы, сжать в кулак нервы и продолжить работать в журнале. Ведь по его рекомендации журнал был создан. Остаться дома – это, казалось нам, проявить слабость. И он вернулся в редакцию с желанием работать так, чтобы забыть о своем горе в каждодневном труде, а также проявить себя в достойных делах на родной земле.
Кроме того, он чувствовал огромную ответственность перед тухумом, семьей и родственниками. После Гаруна его задачи не уменьшились: надо было содействовать, чтобы всех младших поднять на ноги, дать им понять, что они не одни. К великому счастью, от Гаруна остались дети (Аминат, Ахмед, Исмаил), которых они стараются опекать и воспитывать достойными отца. Дети успешно учатся и ведут себя хорошо. И очень надеюсь, что оправдают высокие нравственные требования тухума, станут достойными этой великой ответственности перед младшими рода и народом в целом. На них я возлагаю не меньше надежды, чем на их отца Гаруна. Братья Гаруна вернулись к людям, окружающим нас почти всю жизнь, и я еще раз убедился в беспредельном уважении людей родного села.
Вместе с тревогой в душе иногда замечаю просвет и чувствую успокоение. Естественно, жизнь продолжается, рождается новое поколение, по временам года меняется облик высоких гор и аулов. В селах Буркун-Дарго, как и везде, улучшается быт и культура. Во дворах появляются автомашины, в домах современная мебель, телевизоры и холодильники. Растут дети.
Но рядом с радостью сохраняются печаль и негодование этой жизнью. Людям приходится интересоваться вопросами: почему неожиданно в нашей стране появились богатые и бедные, чем объяснить, что одни испытывают радость, другие – боль? Все же человек живет в надежде. Надо полагать, что вернутся добрые времена, уйдут «черные» дни, установятся, укрепятся мир и братские отношения между республиками, нашими народами и Россия займет подобающее для себя место в мире. Мы заслуживаем лучшей доли, которой добьемся своим творческим и целеустремленным трудом.
При этом помним о лучших наших сыновьях. Многие соратники, коллеги, друзья знали Гаруна как человека академического ума, обладающего непререкаемым авторитетом в научном мире России. Об этом природном даре, видимо, еще будут писать, спорить и размышлять специалисты. Но, к сожалению, сегодня не изучен и не систематизирован вклад Гаруна Магомедовича в науку, как, впрочем, и его организаторский талант, религиозные, философские воззрения и этика его гражданской жизненной позиции.
КУМИР ГОРЦЕВ
Президент РД Магомедсалам Магомедалиевич говорил, что еще в юношеские годы у Гаруна Магомедовича появились незаурядные научные, медицинские способности, восхищавшие сверстников, сотрудников. Вскоре о нем, как о необычайном враче, философе заговорил весь Дагестан. Он часто участвовал в круглых столах, дискуссиях по различным темам. Великолепные победы на научных состязаниях приносили ему славу. Он стал кумиром горцев, человеком, преданным Родине всей душой и всеми помыслами. Мы должны, подчеркивал президент, воздать должное его светлой памяти. Все, что зависело от него, он сделал для Дагестана при жизни. Он настоящий Герой, говорил он. Он был и являлся на протяжении 12 лет опорным столбом российской государственности в Дагестане. Гарун, будучи человеком прогрессивных взглядов, нередко высказывался против политики некоторых руководителей РФ и РД, что, может быть, послужило поводом для заказа его убийства. Он сложил свою жизнь за верность долгу, Родине. В груди его билось честное, верное сердце. Все чувствовали и знали об угрожающей ему опасности, но правоохранительные органы не приняли никаких мер. Это была поразительная беспечность властей, подчеркнул Магомедсалам Магомедов.
«Его научные достижения не тускнеют, не теряют своей значимости, своего очарования, а наоборот, приобретают все большую значимость и целостность, овладевая разумом и сердцем многих новых поколений, открывая им глубину человеческой души и многообразие ее проявлений. Например, есть ли работа, которую могли бы сравнить с трудами Гаруна Магомедовича «Средства массовой информации и свобода слова в Дагестане», «Религия и политика террора», «Религия в истории народов Дагестана»? Отвечу одним словом: «Нет!» Нам надо их изучать и использовать в своих научных трудах».
Он был человеком эпохи крутого излома истории СССР, демократизации 90-х годов, региональных вооруженных конфликтов начала и конца 90-х, двух войн в Чечне 1994-1996 гг. и событий в Дагестане в 1999 г. Гаджи Махачев многократно говорил, что с «молодым человеком – Гаруном мы ездили в Чечню, встречались с А. Масхадовым. Его мудрые слова, советы много значили в моей жизни. Он был не просто кладезем ума, знаний и таланта, а человеком, умеющим направлять все это на благие деяния, на развитие культуры, общества. Он умел найти оригинальный подход к каждому, украшал жизнь нашего народа, как крупный ученый, патриот, миротворец. И сегодняшней нашей сумбурной, порой алогичной жизни нужны такие люди, как Гарун Курбанов, которые могли бы внести ясность во многие явления жизни и дать правильные советы и рекомендации. Его голос должен быть услышан и сегодня, и завтра. Гарун – феноменальное явление в истории Дагестана».
НЕ ИЗМЕНЯЯ И НЕ ПРЕДАВАЯ…
Ни на одном из крутых поворотов политики он не изменил никому, не предал. Всегда и везде он был со своим народом, сотрудниками, наукой, студентами, о которых беспокоился, как о собственных братьях, детях. В них видел свое прошлое, настоящее и будущее. Во всех уголках Дагестана его принимали, знали, помнят как самого желанного кунака. Гарун не был из числа охотников льстивых, слащавых и лживых речей ради конъюнктурного текущего политического момента. Он стал символом стойкости народной веры, несгибаемого духа и верности гуманистическим идеалам человечества. Ни на одном перевале жизни он не потерял своей личной свободы и гражданского права на собственную ответственность за дела Дагестана и России, за судьбы людей, которые ему доверились.
Гарун Магомедович был знаменем для разумно мыслящих, призывом – для слышащих, напоминанием – для понимающих, примером для истинно уверовавших, назиданием – внимающих. В нем не было ни капли высокомерия или пренебрежения к людям, которые были рангом ниже или уступали по интеллекту. Никогда не унижал человеческого достоинства. Вместе с Гаруном мы потеряли свет, который остался в памяти и сердцах людей. Мудрость, которую не распознали до конца. Справедливость, чаша весов которой измерялась порядочностью деяния людей. Веру, которую не поколебали власть, слава, богатство, высокие звания. Неиссякаемую щедрость души, сердца и руки. Не стало чистого родника, из которого могли пить все жаждущие знаний и доброты.
Имидж каждой страны, республики, городов, населенных пунктов создают, конечно, люди их населяющие. Но обязательно среди них выделяются личности, которые организуют и направляют людей. Одним из таких личностей в полном смысле этого слова был Гарун Курбанов. Думаю, что вряд ли найдется в республике человек, так честно и аккуратно руководящий этой работой и ведущий открытую борьбу с религиозно-политическим экстремизмом, терроризмом и коррупцией. Он был внимательным и чутким к друзьям. Сам человек прямой и честный, ненавидел в людях ложь, бахвальство, чванство, был человеком высшей культуры, хорошо знающим мировую и дагестанскую литературу.
Просто мы еще многого о нем не знаем. В горах был даргинцем, аварцем, говорил их языком, на юге был лезгином, табасаранцем, азербайджанцем. Кумыки любили его за стойкость в вере, лакцы обожали, как сына своего народа, чеченцы любили за строгость и стойкость в словах и делах, русские признавали в нем своего сына. Для всех он был магнитным поясом земли, притягивал и никогда никого не разделял. Он для всех был заботливым и верным другом, сыном, олицетворением лучших и светлых национальных надежд, нартом, богатырем из народного эпоса. В жизни же он был просто человеком, интернационалистом с большой буквы, отдавшим людям все то, чем его щедро наградил Всевышний.
НАВЕКИ В СЕРДЦАХ…
Родная Кункинская земля встретила своего великого сына летним солнечным светом 28 июля 2011 г. В прекрасном ущелье, где его хоронили, открылся чудесный по своей изумительности пейзаж от Хирде до Хурче. Это место будто залило изумрудом зеленой травы и чистой горной речкой. Здесь, в этом селе, он ощущал свою малую Родину сладкого детства, тепло родного очага, материнскую ласку, отцовскую любовь, уважение сельчан. Здесь он останется навсегда. На его родине прошла полоса скорби и сочувствия. А всеобщая скорбь – это обозначение отношения к человеку, к его памяти.
Люди, участники печальной процессии стояли будто завороженные красотой этой благородной земли, подарившей миру такого благородного и благодарного сына.
Присутствующие из всех концов Дагестана на похоронах говорили: «Ты ушел из мира людей, но оставил нам в память свою светлую мечту о будущем Дагестана и дружной семье наших народов». Каждому из нас, живущих на земле, дана своя мера любви к людям. Она не зависит от возраста и пола, от ученых степеней и должностей, от благополучия и способностей, а зависит только от сердца, способного вобрать в себя эту драгоценность мира. Гарун вобрал в себя огромную любовь к людям и отдавал ее им. Они приехали, чтобы показать населению дань уважения к нему и сказать, что Гарун останется в их сердцах всегда таким, каким он был в жизни и в делах. Глава МО «г. Каспийск» Джамалудин Омаров сказал: «Пройдут года, и мы часто будем возвращаться к Гаруну, поскольку он не терпел разгильдяйства и иждивенческих настроений, он был идеалом для нас и всегда останется для людей камертоном времени». Вехи истории его села, района, республики были заполнены феноменом Гаруна Магомедовича Курбанова, достойного потомка великого даргинского народа.