ТРИ ИСТОЧНИКА
Водоснабжение города Махачкалы осуществляется из трех источников. Из Миатлинского водохранилища вода через водозабор по двум стальным водоводам поступает на очистные сооружения столицы. Этот водовод находится в ведении ГУП «Дагводоканал». Вода из Хушетского водохранилища (ООО «Коммунсервис») обеспечивает Ленинский район города. И, наконец, самое старое водохранилище – Вузовское озеро поставляет питьевую воду в Советский и Кировский районы Махачкалы.
ОЗЕРО НАДЕЖДЫ
Вузовское озеро – один из основных участков деятельности ОАО «Махачкалаводоканал». Вообще, если говорить о пути воды до наших домашних кранов, то он почти одинаков для всех источников: из водохранилища, где она отстаивается, вода поступает на очистные сооружения, затем в городскую водопроводную сеть, а потом уже к нам в квартиры.
Возглавляет участок водоочистных сооружений и насосных станций (все это входит в систему подачи питьевой воды) Магомед Гимбатов.
…Вузовское озеро возникло чуть позже, после канала имени Октябрьской революции. В Махачкале, южнее гряды Анжи-арка, была ограждена земляным полотном естественная балка и образовалась емкость в 1 млн кубометров, заполненная водой. С тех пор ее назвали Вузовским озером.
Площадь зеркальной поверхности воды – 22 гектара, пополняет котлован протекающий совсем рядом КОР.
В 2012 году был открыт новый водозабор, построены новые водоприемные решетки и русло входного канала. Теперь ил, мусор, водоросли не попадают в акваторию Вузовского озера. Водозабор полностью автоматизирован.
Сложно представить, что в центре душного мегаполиса такая красота: по берегам озера только зелень, деревья, кустарники. И тишина. Никто ничего не строит, не ревут моторы, не ругаются строители. Неужели никто не посягал на столь лакомый кусочек, пустынные берега в центре города?
– Я не помню случая, чтобы кто-то пытался захватить здесь участок, – говорит Магомед Гимбатович. – У нас надежная охрана, крепкий высокий забор, никому не приходит в голову здесь что-то строить. Правда, впритык к забору вырос целый микрорайон, но нам он особо не мешает.
В глубине участка, в невысоком старом здании, слышится ровный, сильный гул, это работают насосы. Их здесь 5, они закачивают воду из озера в водовод, который прямым ходом идет на очистные сооружения.
Водовод был проложен и сдан в эксплуатацию в 1982 году, на нем имеются камеры с запорной арматурой и воздухосборник.
Примерно один раз в 2-3 года дно озера очищают от ила. Сегодня же механизм для очистки, называемый земснаряд и похожий на огромную гусеницу, ждет своего часа на берегу водоема.
ОЧИЩЕНИЕ
Как видим, вода из озера, подстегнутая насосами, помчалась по водоводу к очистным сооружениям. В сутки на эти сооружения поступает 153,6 тысячи кубометров воды. Находятся они вблизи проспекта имени Акушинского, на небольшом холмистом возвышении.
На Махачкалинских водопроводных очистных сооружениях вода проходит технологическую очистку и обеззараживание, затем поступает в резервуары чистой воды, подается на насосную станцию, откуда по 7-ми напорным и 7-ми самотечным водоводам поступает в город.
Итак, первый этап очищения происходит в здании фильтров. Условно можно назвать его двухэтажным: внизу бушует, кружится вода с неимоверным шумом, наверху, на площадке, контролирует процесс обслуживающий персонал.
Вначале воду очищают посредством поликреамидов и коагулянтов, которые провоцируют образование и оседание осадка, все-таки даже из озера вода поступает грязная. Затем продолжается сложный технологический процесс, в котором разбираются только специалисты.
Инженер-химик Гульназ Пирмагомедова результатом очистных работ довольна, вода, говорит, сегодня получается чистая и прозрачная, не то, что раньше…
А что же было раньше? Раньше не было ремонта, потому вода чистой не получалась. Ремонт в здании фильтров 2-й очереди начали месяцев 8 назад. Разобрали все, оставили только стены. Заменили стальные трубы, задвижки, вентиль. Загрузили фильтры кварцевым песком, обшили здание плитами керамогранита, уложили новый кафель, побелили внутренние стены. Кстати, белить внутри помещения можно только известью.
К зданию фильтров 2-й очереди вплотную примыкает здание фильтров 1-й очереди. Построено оно было в середине прошлого века, со временем обветшало. Работы здесь не ведутся, так что здание замерло в ожидании своего ремонта. Пока же внутри его как-то жутковато: огромные грязные трубы переплетены, словно змеи, прогнивший деревянный пол трещит и шатается. На чердаке раздаются равномерные удары, видимо, его собираются разбирать..
Магомед Гимбатович говорит, что ремонт будет завершен к новому году, и тогда Махачкалинские очистные сооружения смогут принять и переработать еще больше воды.
КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ
В здании фильтров находится и лаборатория, сотрудники которой контролируют качество воды. Начальник контрольной лаборатории – Замира Гасаналиева.
– Качество воды мы проверяем по микробиологическим показателям, по химическим и органолептическим, – объясняет она. – А еще проверяем остаточность содержания химических реагентов.
– А где, на каких участках вы забираете воду для проверки?
– Воду для проверки забираем на основных водоводах, внутри очистных сооружений, перед подачей в сеть на насосных и из распределительных сетей города. У нас есть согласованный с Роспотребнадзором перечень стационарных точек на основных городских водоводах, и на всех этих водоводах мы отбираем пробы.
– А какова роль Роспотребнадзора в общей системе контроля? Не дублируют ли они вашу службу?
– Они контролируют нашу работу. Согласно перечню также берут пробы воды на проверку.
– А если вода не отвечает необходимым показателям качества, что вы можете предпринять?
– Принимаем все необходимые меры для исправления ситуации. Основная проблема у нас – это мутность и микробиологические показатели, а по химическим показателям сулакская вода соответствует нормам. Наши данные мы отдаем в управление главному инженеру и в Роспотребнадзор.
– Сегодня уже проверили воду, какая она?
– Мы привезли пробы воды из сетевых городских водоводов, она соответствует требованиям «СанПиН 2.1.4.1074–01 Питьевая вода».
– Конечно, от вас вода поступает чистая, но дойдет ли она такой до потребителя? Водопроводные сети в большинстве своем изношены, наверняка прибавляются какие-нибудь примеси?
– Проблема не только в этом. Во многих домах ставят насосы, которые закачивают лишнее из сетей. Устанавливают фильтры, которые забывают вовремя менять, а это благоприятная среда для микроорганизмов и т.д.
…Между тем, последний этап очистки воды – хлорирование, затем она должна еще часа 2 отстояться – и в путь, в наши дома.
Магомед Гимбатович приносит стакан с водой уже очищенной. Конечно, не сравнить с тем, что было в начале очистки. Вода чистая и прозрачная, она блестит на солнце и готова к употреблению.
КАК ЖЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ?
К сожалению, в таком прозрачном, чистом виде вода не всегда доходит до наших домов. Почему такое происходит? За комментариями мы обратились к техническому директору ОАО «Махачкалаводоканал» Эльхану Зейналову.
– Одна из причин, о которых мы уже говорили, – изношенность водопроводных сетей. Что Вы скажете по этому поводу?
– Изношенность сетей – одна из проблем, с которой мы худо-бедно справились за счет установки высокочастотного оборудования и регулировки давления в сетях. Количество утечек значительно сократилось.
Самая большая проблема–это то, что население не платит за потребляемую воду. Наше предприятие – акционерное общество, нас никто не финансирует.
Если бы платежи приходили вовремя и в полном объеме, у нас было бы больше возможностей пустить средства на ремонт оборудования и замену водопроводных сетей.
Так, представьте себе, многие живут в городе без прописки, пользуются нашей водой, за которую не платят. Еще такой момент: часто во дворах стирают ковры, моют машины чистой питьевой водой. Многие на ночь оставляют включенными краны: кому-то нужно, чтобы охладились арбузы, кому-то, чтобы зимой в кране не замерзла вода. Я считаю такие поступки расточительством.
Во многом облегчило бы нашу работу, если бы не был до такой степени загрязнен канал имени Октябрьской революции. Опять-таки загрязняют его наши махачкалинцы. Так что проблемы не водоканала, а в большей степени из-за недостаточной культуры наших граждан.
– А что происходит в городских поселках? Жители жалуются на плохое качество воды.
– В поселках слабые очистные сооружения или же вообще их нет. Например, в Ленинкенте есть водоем и хлораторная, но поселок так быстро разрастается, что очищать воду на должном уровне не удается. Многие делают самовольные врезки в водоводы с водой для хозяйственных нужд, а потом жалуются на плохое качество воды.