И НАЧАЛИ БОМБИТЬ
21 июня 1941 года. На открытие лагеря собрались солдаты всех подразделений полка. Они целый день в порыве энтузиазма готовились к открытию. Вечером усталые солдаты с радостными мыслями об открытии лагеря легли спать. Вокруг царила тишина. Но произошло непредвиденное. Утром в четыре часа звуки артиллерийских выстрелов разбудили лагерь. Все бойцы полка выскочили из своих палаток и узнали, что без объявления войны Германия вероломно напала на Советский Союз, и фашисты бомбят город Житомир. Наши солдаты были в растерянности, так как знали, что между Германией и Советским Союзом был заключен договор о ненападении.
В связи с началом войны бойцов полка подняли по тревоге и на автомашинах привезли в город Житомир. В это время военная часть получила приказ отправиться в город Тернополь. Там находился штаб южного направления войск, которым командовал С.М. Буденный. Перед воинами части, в которой находился и Магомед, была поставлена задача охранять этот штаб. Они начали обстреливать с земли немецкие самолеты. Метко стрелял по врагу и Магомед. Бои шли долго. Немецкие самолеты часто летали над расположением наших солдат, сбрасывая бомбы. После восьми дней боев на этом участке фронта из-за того, что находиться там было опасно и с целью сохранения жизни бойцов, наше командование дало приказ отступать.
Собрав военную технику и обмундирование, все они направились на Тернопольский железнодорожный вокзал. По прибытии туда солдаты сразу всю технику погрузили на поезд. А сами стали ждать прибытия паровоза. Но он опаздывал.
– Вдруг прилетели фашистские самолеты и начали бомбить позиции наших солдат. Они бежали кто куда, – вспоминал Магомед Кебедов.
Возле железнодорожной станции было колосящееся пшеничное поле. Магомед и его раненый товарищ побежали туда и, накрывшись шинелями, легли там. Сделав свое дело, немецкие самолеты улетели обратно. Магомед, перевязав рану товарищу, вместе с ним пошел по тропинке, которая тянулась вдоль железной дороги. Они шли без остановки и днем и ночью. На следующий день, утром, они увидели город Проскуров. Там их встретил командир. Он собрал весь личный состав дивизиона. Оказалось, хотя и с опозданием прибыл паровоз, остальные воины на поезде уже были в Проскурове.
Здесь от командования они получили приказ отправиться в город Чернигов и охранять мост над рекой Днепр. Фашисты с воздуха бомбили этот мост.
Мужественно отбивая атаки фашистов, солдаты войсковой части, куда входил Магомед, шесть-семь дней находились там. Затем от командования фронта они получили новый приказ: отправиться в города Белую Церковь, Бахмач и другие населенные пункты. Перед их частью была поставлена задача: охранять киевское направление и держать там оборону.
В конце 1941 и в начале 1942 годов в городе Воронеже организовали противовоздушную третью дивизию. В Воронеже находился 18-й авиазавод, и первостепенной задачей была его защита. В третью дивизию должна была войти и часть, в которой служил Магомед. Когда узнали, что он с Кавказа, начальник штаба дивизиона сказал: «Кавказцы – это бесстрашные, мужественные и хорошо ориентирующиеся люди. Пусть Магомед будет разведчиком».
Обязанностью Магомеда было установить тип пролетающего немецкого самолета и расстояние до него. Эту задачу он четко выполнял.
Однажды в Воронеже Магомед встретил односельчанина. Он не думал, что так далеко за пределами родной земли можно встретить кого-нибудь из земляков. Магомед дежурил на вышке. Оттуда он увидел, внизу на земле, человека в форме связиста, который восстанавливал телефонную связь. Магомеду показалось, что этого человека он много раз видел. Поэтому после дежурства он встретился с ним. И, действительно, этот связист оказался его односельчанином Магомедом Мухуевым из села Хунзах Хунзахского района. Конечно, этой встрече они очень обрадовались.
Воронежский фронт был левым крылом обороны Москвы. На этом фронте Магомед воевал до конца 1944 года. Воевал, не боясь ничего, мужественно. Оценив его боевые способности и смелость, командование в этом же году направило Магомеда учиться в военно-политическое училище, расположенное в городе Иваново. В феврале 1945 года его и других курсантов этого училища послали делегатами восьмой конференции этого города. Там и познакомился горец со своей будущей супругой Софьей Разживиной. Они договорились, что, если останутся в живых, после войны станут мужем и женой. Им посчастливилось. Вскоре окончилась война. Красная Армия одержала победу над гитлеровской Германией и в те майские радостные дни Магомед и Софья вступили в брак. Веселая и радостная была их свадьба, конечно, со слезами на глазах, потому что вспоминали многих друзей и товарищей, которые остались на поле битвы.
ВСПОМИНАЕТ МАГОМЕД КЕБЕДОВ
После окончания училища Магомеда направили секретарем комсомольской организации полка в украинский поселок Диканьку. А через несколько месяцев военную часть, где служил он, перебросили в город Баку. В 1955 году начали сокращать штат армии. Сократили всего 320 тысяч военнослужащих. В это время капитан Кебедов был заместителем командира артиллерийской батареи. И он попал под сокращение. После этого Магомед с семьей переселился на родину супруги в город Иваново. Там восемь с половиной лет он работал вначале дежурным, затем участковым инспектором в отделе милиции Октябрьского района.
Декабрь 1963 года. Комиссия проверяла работу управления внутренних дел города Иваново. После проверки на совещании обсуждали вопросы о ходе работы в управлении. На нем выступил и Магомед Кебедов. Среди приглашенных на совещание был и тогдашний министр внутренних дел Дагестана Виктор Разуванов. Министр обратил на Кебедова внимание и после совещания они встретились. На встрече Разуванов предложил Магомеду приехать работать на родину, в Дагестан.
Но милиция города Иваново его с работы не отпускала. А Министерство внутренних дел Дагестана потребовало, чтобы Кебедов приехал в Махачкалу. Так, в апреле 1964 года Магомед Кебедов с семьей переселился в Махачкалу. В 1940 году юношей он ушел служить в армию, в родной край вернулся только через 24 года…
Еще в 1937 году Магомед учился на сельхозрабфаке города Буйнакска. Он был старшим ребенком среди пятерых детей в семье. Поскольку для семьи необходима была материальная помощь, Магомед вынужден был оставить учебу и вернуться в родное село. Там 17-летним он поступил работать телефонистом на почтамт. Вскоре ему доверяют должность бухгалтера Хунзахского отделения государственного банка. Затем в Махачкале Магомед заканчивает бухгалтерские курсы.
В 1940 году умерла мать Магомеда. Тогда ему было 19 лет. Через пять месяцев после смерти матери его призывают служить в Красную Армию. За проявленную отвагу и мужество в боях с фашистами Кебедов был награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За боевые заслуги» и другими.
– Из района в месте со мной служить в армию отправились старший сын народного поэта Дагестана Гамзата из Цады – Магомед, Алидибир Шалапов из Хунзаха, Гимбат Габал из Хиндаха, Гайдарбек Гайдарбеков из Батлаича, Жора из России, работавший учителем в селе Ахалчи, Магомедали из Геничутля, секретарь Хунзахского райвоенкомата Михаил Горбачев – всего 10 человек. Посадив на полуторку, нас отправили в город Буйнакск. Переночевав там, мы отправились в Махачкалу. А через несколько дней – в город Шепетовку Хмельницкой области, где мы должны были проходить службу. По дороге к нам присоединились призывники из Азербайджана, Армении, Грузии и других мест, – вспоминает Магомед Кебедов…
33 ГОДА СЛУЖИЛ РОДИНЕ
После возвращения из Иванова в Дагестан Магомеда назначили на должность инспектора по делам несовершеннолетних в отделении уголовного розыска МВД республики. И на этой должности он, как и в Иваново, честно, активно, инициативно трудился и добился хороших результатов в работе. Учитывая его умение работать, через два года Магомеда назначают на должность старшего инспектора по делам несовершеннолетних уголовного розыска отдела внутренних дел города Махачкалы. Затем он работал инспектором уголовного розыска водного отделения милиции. С 1968 до 1974 года был дежурным в Министерстве внутренних дел Дагестана.
Около двадцати лет своей жизни отдал Магомед Кебедов служению милиции. Как лучшего участкового его пригласили на Всероссийский актив. О Магомеде Кебедове и его опыте работы писали журнал «Советская милиция» и несколько газет. Вот что писала Ивановская областная газета «На страже»:
«В кабинет вошли старший лейтенант Кебедов и юноша.
– Товарищ Захаров, этому юноше надо помочь, – сказал Кебедов заведующему районо. Сейчас ему исполнилось 16 лет. Он убежал из Суздальского училища механизации сельского хозяйства и шатается у нас здесь на улицах, пьянствует. Если не направить его на нужное дело, то он совсем испортится.
Кебедов не в первый раз сюда приходит, поэтому Захаров знал, что пока не выполнит поставленную задачу, участковый инспектор от него не уйдет. Вскоре Мочалову дали направление на стройку. Но Магомед Кебедов не считал этим свою обязанность завершенной. Через несколько месяцев он посещает Мочалова и интересуется, как он живет. Часто ходит инспектор к нему, беседует с ним, дает ему советы и каждый раз довольный уходит от него. Мочалов стал честно работать. Он исправился. Видно было, парень станет хорошим человеком.
– Нельзя допустить, – сказал Кебедов, – чтобы в молодости наши дети сошли с правильного пути. Все надо делать, чтобы они стали настоящими членами нашего общества.
Магомед обеспокоен тем, что ученик школы рабочей молодежи Пантелеев нигде не работает. Он помог Юре Дьякову поступить учиться в школу. Внимательно следит за поведением Виктора Пекарева, который вернулся из детской колонии. Магомеда Кебедова часто можно увидеть в школе № 12. Там он ведет беседы с учениками о том, как надо вести себя на улице. Выступает на родительских собраниях, рассказывая о роли родителей в воспитании детей. Помогает директору в соблюдении порядка вокруг школы.
Магомед часто посещает детский дом милиции, комиссию по делам несовершеннолетних при райисполкоме. Детям дает советы, как надо поступать при различных ситуациях, представляет сведения о детях, которые вышли из-под влияния родителей. Иногда требует, чтобы оказали молодежи необходимую помощь. Кебедов не дает покой руководителям домоуправлений, требуя, чтобы они создали условия для игр и отдыха детям во дворах многоэтажных домов.
Конечно, еще не каждый юноша понимает, сколько хорошего для него делает участковый уполномоченный милиции. Но потом многие с благодарностью будут вспоминать Магомеда Кебедова за то, что он помог им найти правильный жизненный путь».
В кабинете, где много телефонов и крупномасштабных карт, дежурные и их помощники целые сутки следят за жизнью города и республики. Более пяти лет майор милиции Кебедов выполняет эту нелегкую службу. За его спиной более четверти века работы в милиции и службы в армии. Нелегко рассказать о многосторонней жизни и службе майора Кебедова. Ибо с его именем были связаны жизнь и должности десятков людей, которым он помогал, когда они попадали в беду. В том числе и бывшего моряка Балтийского флота лейтенанта Альберта Хайрулина. Он был верным помощником и надежным другом Кебедова.
Считая и годы воинской службы, Магомед 33 года служил Родине и ни одного замечания не получил. Где бы он ни служил, сослуживцы всегда с уважением относились к нему. В армии избирали его секретарем партийной организации дивизиона. Магомеду Кебедову в этом году 25 декабря исполнилось бы 93 года.
Он ясно помнил военные годы. Но через окно вижу желтеющие деревья, тишину, спокойствие осеннего дня, спокойные лица людей, с надеждой смотрящих в завтрашний день. Не слышно взрывов бомб, пулеметных очередей и выстрелов пушек. Магомед хорошо понимал, что за эти мирные дни, напоенные ароматом осенних цветов, он прошел долгий боевой путь, одолевая все трудности, теряя товарищей и друзей, воевал и победил.
Но сейчас среди нас нет этого хорошего человека. В апреле 2010 года его не стало. Пусть земля будет ему пухом.