Это очередная конфликтная точка между водителями маршрутных такси и представителями Гортранса. Последние требуют вернуться к 17-рублевому тарифу, то есть – как прежде, приобретать путевку у МУПа. В противном случае грозят водителям штрафными санкциями. Спор не разрешен до сих пор. Корреспондент «МИ» разбирался в вопросе.
Первым делом для ясности картины отправляемся на конечную автостоянку маршрута 19-й линии. Водители оказались словоохотливыми. Разговор начался прямо в эпицентре события – в маршрутке №19 с вывеской в салоне: «Проезд – 15 рублей». Компанию нам составили водители Магомед Магомедов (далее в диалоге – М.М.) и Гашим Алиев (Г.А.).
«ФИКТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ…»
– Расскажите, пожалуйста, выходя на маршрутную линию, каковы ваши расходы за 1 рабочий день.
Г.А.: – 3100 рублей в месяц мы платим за путевку. Заметьте: без квитанций. Это просто бумажка, которую можно отксерокопировать за 10 рублей! Каждый день отдаем диспетчерам 100 рублей, платим 10 рублей за печати на путевках о прохождении технического и медицинского осмотров. Помимо этого, МУП заставляет покупать лицензию (на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. – Прим. «МИ») – 1200 рублей в год, плюс страховку пассажиров (договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. – Прим. «МИ»). На топливо для транспорта уходит от 500 до 700 рублей (в зависимости от загруженности на дорогах).
Обязаны ли, действительно, водители покупать все эти документы? Корреспондент «МИ» связался с аналогичной транспортной организацией МУП ЧГ ПАТП-1 в г. Черкесске (Карачаево-Черкесская Республика. – Прим. «МИ») и поинтересовался, как у них обстоят дела в этом вопросе. Начальник автоколонны Рамазан Хутов выразил недоумение, услышав вопрос о покупке путевых листов и прочих упомянутых документов. «Все перечисленные документы входят в соцпакет (путевые листы, лицензия, страховка, техосмотр) за счет предприятия. Также МУП предоставляет водителям транспорт для перевозки пассажиров. Водители не тратят на это деньги. С них лишь требуется выполнять свои «часы», вовремя приходить на работу и выполнять план. Собрать нужно где-то 5000 рублей, а где-то – 6000 рублей в день», – разъяснил Хутов.
У нас же все намного сложнее. Махачкалинские водители на зарплате не сидят, они сами себе хозяева: всю дневную выручку забирают себе. Но оно и понятно. У МУПа нет маршрутного парка, все водители ездят исключительно на личном транспорте. Поэтому абсурдным в этом ключе маршрутники видят договор аренды транспортного средства без экипажа с городской администрацией. «Согласно этой бумаге, я отдаю собственную машину в аренду Горавтотрансу и при этом обязуюсь содержать ее в хорошем техническом состоянии. И за это я ничего не получаю. Я что, мать Тереза что ли, чтобы кому-то отдавать машину, ее заправлять, ремонтировать и за это ничего не получать? Это глупо. Фиктивный документ», – возмущается Магомедов.
«ВОЗДУШНЫЕ» ЛИНИИ
В продолжение беседы водители затрагивают еще одну болевую точку – покупка маршрутных линий.
Г.А.: – Когда я пришел сюда, пять лет назад, за 50 тысяч купил 19-ю линию…
– К кому вы обращались, чтобы купить ее?
Г.А.: – Купил у такого же водителя, как и я. Это везде так. На Северную автостанцию зайдите. Там кизлярские (междугородние) маршруты стоят около миллиона рублей. А так мне сказали: если не купишь, нужно за аренду линии платить 3 000 рублей. Сейчас 2 000 в месяц.
– А сколько сейчас стоят линии?
Г.А.: – Сейчас ее даже за 15 тысяч никто не купит, потому что нет порядка в городе. Официально ни у кого на них нет документов.
– Вы покупаете только линии, маршрут, без машины? Правильно я понимаю?
М.М.: – Да. Мы покупаем, грубо говоря, воздух!
– Хорошо. Допустим, вы купили эту линию, переняли ее у какого-то водителя. Этот водитель какой-то документ вам передал?
М.М.: – Нет. Абсолютно ничего! Все только по устной договоренности.
– Откуда тогда диспетчеры знают о том, что вы друг у друга перекупаете эти «воздушные» линии?
М.М.: – Мы же совершаем сделку при диспетчере.
Интересно, что такое понятие, как покупка маршрутной линии, вошло в повседневный обиход махачкалинских «маршрутников» как нечто само собой разумеющееся. Отметим, что подобное явление не наблюдается ни в одном городе. И, по сути, виноваты здесь только сами «маршрутники», не вдававшиеся в подробности российского законодательства.
Им следовало лишь заглянуть в Федеральный закон от 13. 07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», где досконально расписан каждый пункт перевозочной деятельности маршрутных единиц. Так вот.
Единственное, что следовало сделать (согласно закону) водителям для того, чтобы смело ездить по махачкалинским линиям – заключить договор с администрацией г. Махачкалы об осуществлении регулярных перевозок на муниципальных маршрутах города, которые, согласно букве названного закона, «устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения».
Причем это касается как МУПовских водителей, так и «маршрутников», официально ставших ИП. Потому как разногласия возникли и здесь:
М.М.: – Я им говорю, я же ИП. Я теперь какое отношение к вам имею? Я такой же перевозчик, как и вы. Мы, говорит, здесь хозяева этих линий.
– Так вы же их купили…
М.М.: – Так и у них нет этих линий. Конкурса не было. Тендер они не выиграли.
Ясность в спорный вопрос внес начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожных работ администрации г. Махачкалы Андрей Гусейнов.
«Они работают с нарушением требования закона. Пока мы их уговариваем, объясняем. Если не будут понимать, будут приниматься жесткие меры административного характера. В законе прописано (ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». – Прим. «МИ»), что перевозка пассажиров – это лицензированная деятельность. Поэтому они должны обязательно иметь на руках лицензию и все сопровождающие документы, независимо от организационно-правовой формы деятельности. Если нет этих документов, перевозить пассажиров водители не имеют права. Это не то, что несоблюдение нормативно-правовых требований, это нарушение безопасности граждан», – разъяснил Гусейнов.
Лицензию, которую обычно покупают водители, можно получить в налоговой инспекции. Для этого соискатель пишет заявление и представляет документы (ИНН, вид лицензированной деятельности, реквизиты об уплате госпошлины и проч., указанные в статье 13 закона №99-ФЗ), а также копии документов, свидетельствующих о соответствии лицензионным требованиям. Необходимость ежегодно платить за лицензию 1200 рублей у водителей отпадает.
Кстати, герои статьи уже последовали данному пункту законодательства и получили лицензии. «После регистрации ИП через 4-5 дней налоговая инспекция выдала весь пакет документов на руки и затем лицензию. Правда, столько волокиты и беготни было. Это уже моя лицензия, выданная мне на бессрочный период. Аналог тому, что они с нас требовали каждый год. Но все равно у меня нет гарантии, что Горавтотранс нас не «задавит». У них и в ГИБДД республики, и в прочих организациях родственные отношения, знакомства. Они там все повязаны», – подытоживает водитель Магомедов.
Гашим Алиев, в свою очередь, посетовал на то, что в изменении цен (повышение, в данном случае) всегда виноваты водители. «Буквально три дня назад газ стоил 16,5 рубля, позавчера – 17,50. Какая причина сегодня его повышать до 18,5 рубля? Это же мафия, которая занимается продажей газа в Дагестане. Специально не заказывают столько, сколько требуется для республики, искусственно создают дефицит и поднимают цены. Нас уже пугают УФАСом. Якобы проезд по городу стоит 17 рублей, а мы не имели права снижать цену…», – опасается Алиев. Кстати, о цене…
МАРШРУТНЫЙ ЦЕНЗ
– Кто был инициатором понижения цены за проезд?
М.М.: – Это своего рода акция протеста. Если свои коллеги не поддерживают, может, хоть народ поддержит, внимание обратят. Возможно, это незаконно. Но мы лучше разделим эти 3100 руб на всех пассажиров и будем дешевле их возить, чем Гортрансу отдавать эти деньги.
Между тем в пресс-службе УФАС по РД пояснили, что за регулирование цен муниципального общественного транспорта ведомство не отвечает. Эти вопросы находятся в ведении городской администрации и Министерства экономики и территориального развития РД.
В Минэкономразвития Дагестана все точки над «i» расставила начальник Управления оценки регулирующего воздействия, цен и тарифов Светлана Абдулкадырова. «Дело в том, что вопрос с ценой на проезд в маршрутках висит в воздухе давно. Он до сих пор не урегулирован. Администрация Махачкалы должна была устанавливать цены. Они этого не делали уже несколько лет. И поэтому здесь есть пробелы. Вышел Федеральный закон от 13. 07.2015 №220-ФЗ, согласно которому должен проводиться открытый конкурс. В конкурсной документации прописывается, на каких условиях будут ездить водители. Если водители вышли из МУПа и стали ИП, расчетные материалы должны подаваться органами местного самоуправления в Минэкономразвития республики», – констатирует Абдулкадырова.
ПУТЕВОЙ ЛИСТ
В продолжение беседы:
– Когда с вас требовали зарегистрироваться как ИП, эти условия разве не проговаривались, что вы перестанете платить Гортрансу?
Г.А.: – Они сказали, отдавайте Пенсионному фонду (Отделение Пенсионного фонда России по РД. – Прим. «МИ») 1800 рублей, налог мы якобы за вас будем платить из ваших 3100 рублей, выданных на путевки. Но как они могут распоряжаться моими деньгами и за меня платить налог, если я ИП? В 2005 году была такая же история. Махачкалатранс просил встать на учет. Некоторые из коллег стали ИП. Как договорились, платили Пенсионному фонду, а налоговые отчисления не производили, регулярно отдавая транспортной организации 3100 рублей. И что вы думаете? Сейчас к этим ребятам домой пришли налоговики, имущество конфисковывают. Долги с пеней набежали по 80-100 тысяч рублей. Сейчас Гортранс пытается опять нас загнать в долговую яму.
Согласно Приказу Минтранса России от 18 сентября
После чего, имея на руках все расчетные данные, по словам Абдулкадыровой, водители их представляют в городскую администрацию, а те, в свою очередь, передают в Минэкономразвития РД. Речи о покупке путевого листа в законе также нет.
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
Следующим опасением, о котором нам рассказали водители, являются штрафные санкции за неимение путевого листа и других документов. Предупреждение Горавтотранса о привлечении водителей к административной ответственности маршрутников пугает не на шутку.
Г.А.: – Если мы отказываемся платить за лицензии, страховки, на второй день МУП нам находит замену: отправляют своих знакомых, якобы имеющих такие же лицензии. И выписывают нам штраф – 50 тысяч рублей. На меня уже несколько протоколов составили за эти 2-3 дня. Набежало 1500 рублей. И то, гаишники говорят, мы с тебя требуем только 500 рублей, а должны были оштрафовать на 6000 рублей за то, что нет печати о прохождении тех- и медосмотра на путевке.
М.М.: – Директор Гортранса стоял на дороге в районе с инспекторами ГАИ и лично показывал пальцем, какую машину остановить. Они останавливали маршрутки, которые с ними не согласны. И начинали требовать предъявить путевки и печати на них о прохождении тех- и медосмотра. К тому же просили вернуть наши с ними договоры об аренде наших же машин.
Штрафы, действительно, предусмотрены, но только сугубо за отсутствие лицензии. Так, в соответствии с п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ данное нарушение грозит водителям наложением административного штрафа в размере 4000-5000 руб., на юридических лиц –
40 000-50 000.
НАКИПЕЛО…
– Сколько пассажиров возите за день? И какова выручка?
М.М.: – Мы делаем три круга по городу.
– Это не мало?
М.М.: – Это отдельный разговор. МУП изображает на бумагах намного меньше машин, чем есть на самом деле. По их словам, по городским маршрутам ездят 2100 машин, а на самом деле их около 5-6 тысяч.
Кстати, вы, наверное, заметили, на многих маршрутках теперь наклейки с логотипом Горавтотранса. Так вот, промаркированы такими наклейками заявленные 2100 маршруток. Как раз по этим наклейкам можно понять, сколько в городе машин. Таких, в лучшем случае, всего 50% машин из общего количества маршруток.
– А сколько должно быть машин на одной линии по нормам?
Г.А.: – Сначала было 40, потом увеличили до 44 машин. Позже стало 48. Сейчас – 52 маршрутки. То есть добавили еще 12 машин. Они отбирают наше время, наш хлеб. Около пяти минут мне приходится стоять на «конечке» и ждать своей очереди, пока приедет одна из этих 12 машин. Это значит, что уже 1 час выпадает из дневного рабочего графика. Я выхожу в 6 утра на работу.
М.М.: – Еще кто-то говорит, что мы много зарабатываем. Вот посчитайте. Пусть будет не 12, а 15 посадочных мест. Умножим на стоимость проезда – пусть даже 17 рублей. Получится 255 рублей в одну сторону, еще столько же в другую. В итоге, 510 рублей за один круг. Получается, чуть больше 1500 рублей за три круга. Оттуда отнимите все наши упомянутые расходы плюс обед. Что там остается? Для того чтобы заработать больше, я должен трудиться дольше, то есть надо ждать такого времени (после 19.00 ч.) и снова выезжать на линию. Это собачья работа. Сам жалею, что взялся за это.
– А когда «Нефазы» появились, вы почувствовали конкуренцию?
Г.А.: – Конечно!
– Насколько в процентном соотношении сократился пассажиропоток?
Г.А.: – Процентов на 50. Вместительность одного «Нефаза» – 100 человек. У нас – 15. Представьте, сколько мы теряем…
КОММЕНТАРИЙ «МИ»
В завершение остается добавить одно: чтобы не попадать в столь неприятную ситуацию, водителям маршрутных такси следует всего лишь изучить российское законодательство в части своей узкоспециализированной отрасли. Вероятно, тогда все встанет на свои места. Практически ни за один документ платить не нужно. Знание закона существенно сэкономит деньги и нервы водителей. Учитывая данный аспект, редакция «МИ» настоятельно рекомендует водителям общественного транспорта ознакомиться со следующими документами:
1. Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»;
2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
3. Статья 14.1 КоАП РФ.